Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д. И. Менделеева и таблица растворимости солей, кислот и оснований, наборы реактивов для конкурса «Химический детектив»/
В нашей школе ежегодно проходит неделя «Естествознания», на которой обязательно проводится «Урок занимательной химии». Как правило, старшеклассники (10–11 класс) под руководством учителя готовят и проводят его для учащихся 8–9 классов.
В этом году 11 класс, в котором я являюсь классным руководителем, готовил «Урок занимательной химии» для девятиклассников. Обсуждались названия и задания конкурсов, вопросы для домашнего повторения командам и болельщикам, используемые реактивы и оборудование, хронометраж каждого конкурса, состав жюри, опыт других подобных уроков в Интернете и многое другое.
За 2 недели до даты проведения «Урока» учащиеся 9-х классов получили в качестве домашнего задания в электронном журнале (в прикрепленном файле) примерные вопросы для повторения и подготовки к конкурсу, а также узнали состав команды от каждого класса. Поскольку в этом году девятые классы примерно равны по успеваемости, то команды составлялись из учеников одного класса. В те года, когда классы сильно отличались по уровню подготовки, команды собирались из учащихся разных классов в параллели.
В это же время одиннадцатиклассники репетировали проведение «Урока занимательной химии» в качестве ведущих и членов жюри, учили стихи, готовили презентацию.
Конкурс проводился в актовом зале школы. Длительность всего мероприятия не более 45 минут, т. е. 1 урока. Команды были на сцене, болельщики – в зрительном зале. По окончании «Урока занимательной химии» прошло награждение команд и их болельщиков.
Ниже приводится сценарий «Урока занимательной химии»
1 ведущий: Добрый день уважаемые химики! (Слайд № 1.)
2 ведущий: Здравствуйте!
1-й: Сегодня у нас «Урок занимательной химии». Участвуют команды 9-х классов (слайд № 2).Команду 9 «А» аплодисментами приветствуют ее болельщики!
2-й: Команду 9 «Б» бурными аплодисментами приветствуют ее болельщики!
1-й: Команду 9 «В» продолжительными аплодисментами приветствуют ее болельщики!
2-й: Команду 9 «Г» бурными и продолжительными аплодисментами приветствуют ее болельщики!
1-й: Судит наш турнир строгое жюри в составе: заместителя директора по воспитанию и социализации и ученики 11 «Б» класса.
2-ой: просим команды по 5 человек от каждого класса подняться на сцену.
1-й: Правила таковы: каждая команда получает вопрос и, естественно, отвечает на него. Если команда не может ответить, то помогают болельщики. Если и они не могут помочь, право получить балл переходит к команде, первой поднявшей руку.
2-ой: (слайд № 3) За правильно выполненное задание команда получает 2 балла, за не выполненное – 0, частично выполненное – 1 балл. Дополнительно команда может получить балл, если правильно ответит на вопросы команд – соперниц.
1-й: Первый конкурс — Разминка (слайд № 4).
Первый вопрос 9 «А» – самый распространенный элемент на Земле. (Кислород.)
2-ой: 9 «Б» – самое распространенное вещество на Земле. (Вода.)
1-й: 9 «В» – основной компонент воздуха. (Азот.)
2-ой: 9 «Г» – самый распространенный элемент во Вселенной. (Водород.)
1-ый: Слово жюри для оглашения результатов разминки.
2-ой: Следующий конкурс – Загадки (слайды №№5–8).
1-й: 9 «А»!
Из меня состоит все живое:
Я, графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях, и в каждом из вас. (Углерод.)
2-ой: 9 «Б»!
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот.)
1-й: 9 «В»!
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух. (Кислород.)
2-ой: 9 «Г»!
Я металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)
Ответы в том же порядке.
1-й: Слово жюри для оглашения результатов.
2-ой: Следующий конкурс: Изобрази химическую реакцию (слайд № 9).
1-ый: Все вы знаете 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.
2-ой: Представителям команд предлагается выбрать один из типов реакции и изобразить ее подручными средствами. Учитываться будут знание химии и артистичность выполнения. (В это время 1-ый ведущий раздает свернутые листочки, а команды выбирают себе задание.)
1-ый: Пока команды готовятся – вопросы болельщикам, которые своими ответами могут добавить баллы команде любимого класса.
2-ой: Верно ли утверждение: 9 «А», «Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус».
1-ый: 9 «Б», «Для измерения объема жидкости в лаборатории используют мерный цилиндр».
2-ой: 9 «В», «Углекислый газ – самый вредный компонент выхлопных газов».
1-ый: 9 «Г», «Молоко является смесью веществ».
2-ой: Вопросы болельщикам взяты из диагностических работ по подготовке к ОГЭ по химии разных лет!
Выступления команд в конкурсе «Изобрази химическую реакцию»
1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.
2-ой: Следующий конкурс – Кто быстрее (слайд № 10).
1-ый: Командам выдается по 1 карточке. Нужно подсчитать, сколько раз повторно записаны знаки химических элементов. 9 «А» считает натрий, 9 «Б» – углерод, 9 «В» – магний, 9 «Г» – фосфор.
2-ой: Побеждает та команда, которая правильно и быстрее остальных справится с заданием.
Ответы на этот конкурс (слайд № 11).
1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.
2-ой: Следующий конкурс – Химический детектив (слайд № 12).
1-ый: Ночью в кабинет химии пробрался неизвестный. Он сорвал этикетки с реактивов. К счастью, учитель химии запомнил, что в пробирках были кислота, щелочь и соль.
2-ой: В пробирках №№ 1, 2, 3 находятся вещества NaCl, NaOH, HCl, но нет этикеток. Cпомощью выданных индикаторов определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.
1-ый: И опять, пока команды готовятся, вопросы болельщикам, которые своими ответами могут добавить еще баллы команде любимого класса.
2-ой: Верно ли утверждение: 9 «А», «Серная кислота – самая слабая из всех».
1-ый: 9 «Б», «Кислород хорошо растворим в воде, поэтому им могут дышать рыбы».
2-ой: 9 «В», «Отстаивание – самый простой способ очистки воды».
1-ый: 9 «Г», «Напиток какао – это однородная смесь».
Выступления команд в конкурсе «Химический детектив»
1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.
2-ой: Следующий конкурс – Обыкновенное чудо (слайд № 13).
Химия – наука о веществах и их превращениях. Посмотрите опыты, а потом постарайтесь объяснить то, что вы увидите и услышите.
1-ый: Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде и передайте жюри (слайд № 14).
1-й ученик (в руках держит стакан): Жарко здесь. Хочу я пить.
У кого б воды спросить?
2-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор карбоната натрия): Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа!
3-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится метиловый оранжевый): Ой, а я люблю с сиропом,
Только чтоб совсем немного
4-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор хлорида бария): Братцы, мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
5-й ученик (в руках которого – большая колба с раствором серной кислоты): Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу!
Подставляйте-ка стаканы,
Опыт точно проведем,
Все у нас идет по плану!
Подходит к каждому ученику и наливает в стаканы серную кислоту.
5-й ученик: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко,
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
2-ой ведущий: Очень часто ребята спрашивают: «А можно это пить?».
5-й ученик: Стоп, ребята! Погодите! Чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
Ученики (1–4) Мы знакомы, ученик с чудесами,
Делать их умеем сами!
1-ый: Пока команды выполняют задание, давайте послушаем стихи (слайд № 15).
Николай Глазков «Таблица Менделеева»
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Степан Щипачев «Читая Менделеева» (слайд № 16)
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах;
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Ты знаешь, газ легчайший водород
В соединеньи с кислородом – это
Июльский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила.
Будь то железо, медь или гранит, –
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг, –
С собой возьмем мы знанья на подмогу
И это станет делом наших рук.
1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.
Награждение (слайд №17):
1 место
2 место
3 место
4 место
Номинации:
«Самые активные болельщики»
«Самые дисциплинированные болельщики»
«Самые преданные болельщики»
«Самые эрудированные болельщики»
Итоги «Урока занимательной химии» этого года таковы:
1. Девятиклассники показали необычную заинтересованность к химии. Они остались довольны проведенным уроком, подходили, благодарили, спрашивали, когда еще будет такое же мероприятие.
2. Одиннадцатиклассники продемонстрировали приобретенные знания по химии, умение применять их на практике, смогли организовать и провести мероприятие на достойном уровне, хотя, как признались сами, волновались. Но, с другой стороны, для них это оказалось хорошим тренингом перед подготовкой и проведением «Последнего звонка» в мае.
3. К недостаткам этого года можно отнести то, что члены команд — учащиеся девятых классов сильно волновались, поэтому не всегда укладывались в отведенное для конкурсов время. В следующем году можно больше вопросов планировать для болельщиков, чтобы они не скучали во время подготовки ответов своими одноклассниками на сцене.
4. Можно дать побольше музыкального сопровождения всему мероприятию.
5. В следующем году часть вопросов болельщикам или некоторые конкурсы могут подготовить команды-соперницы.
Презентация к уроку доступна по ссылке: https://yadi.sk/i/-
Материалы задания для команд, список необходимого оборудования. материалы для жюри, домашнее задание – в приложении.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы:
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.