Рубрики
Химия

Урок занимательной химии

В нашей школе ежегодно проходит неделя «Естествознания», на которой обязательно проводится «Урок занимательной химии». Как правило, старшеклассники (10–11 класс) под руководством учителя готовят и проводят его для учащихся 8–9 классов.

0
Буцкая Наталья Наумовна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 572 “Возможности”»,
buna207@yandex.ru

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д. И. Менделеева и таблица растворимости солей, кислот и оснований, наборы реактивов для конкурса «Химический детектив»/

В нашей школе ежегодно проходит неделя «Естествознания», на которой обязательно проводится «Урок занимательной химии». Как правило, старшеклассники (10–11 класс) под руководством учителя готовят и проводят его для учащихся 8–9 классов.

В этом году 11 класс, в котором я являюсь классным руководителем, готовил «Урок занимательной химии» для девятиклассников. Обсуждались названия и задания конкурсов, вопросы для домашнего повторения командам и болельщикам, используемые реактивы и оборудование, хронометраж каждого конкурса, состав жюри, опыт других подобных уроков в Интернете и многое другое.

За 2 недели до даты проведения «Урока» учащиеся 9-х классов получили в качестве домашнего задания в электронном журнале (в прикрепленном файле) примерные вопросы для повторения и подготовки к конкурсу, а также узнали состав команды от каждого класса. Поскольку в этом году девятые классы примерно равны по успеваемости, то команды составлялись из учеников одного класса. В те года, когда классы сильно отличались по уровню подготовки, команды собирались из учащихся разных классов в параллели.

В это же время одиннадцатиклассники репетировали проведение «Урока занимательной химии» в качестве ведущих и членов жюри, учили стихи, готовили презентацию.

Конкурс проводился в актовом зале школы. Длительность всего мероприятия не более 45 минут, т. е. 1 урока. Команды были на сцене, болельщики – в зрительном зале. По окончании «Урока занимательной химии» прошло награждение команд и их болельщиков.

Ниже приводится сценарий «Урока занимательной химии»

1 ведущий: Добрый день уважаемые химики! (Слайд № 1.)

2 ведущий: Здравствуйте!

1-й: Сегодня у нас «Урок занимательной химии». Участвуют команды 9-х классов (слайд № 2).Команду 9 «А» аплодисментами приветствуют ее болельщики!

2-й: Команду 9 «Б» бурными аплодисментами приветствуют ее болельщики!

1-й: Команду 9 «В» продолжительными аплодисментами приветствуют ее болельщики!

2-й: Команду 9 «Г» бурными и продолжительными аплодисментами приветствуют ее болельщики!

1-й: Судит наш турнир строгое жюри в составе: заместителя директора по воспитанию и социализации и ученики 11 «Б» класса.

2-ой: просим команды по 5 человек от каждого класса подняться на сцену.

1-й: Правила таковы: каждая команда получает вопрос и, естественно, отвечает на него. Если команда не может ответить, то помогают болельщики. Если и они не могут помочь, право получить балл переходит к команде, первой поднявшей руку.

2-ой: (слайд № 3) За правильно выполненное задание команда получает 2 балла, за не выполненное – 0, частично выполненное – 1 балл. Дополнительно команда может получить балл, если правильно ответит на вопросы команд – соперниц.

1-й: Первый конкурс — Разминка (слайд № 4).

Первый вопрос 9 «А» – самый распространенный элемент на Земле. (Кислород.)

2-ой: 9 «Б» – самое распространенное вещество на Земле. (Вода.)

1-й: 9 «В» – основной компонент воздуха. (Азот.)

2-ой: 9 «Г» – самый распространенный элемент во Вселенной. (Водород.)

1-ый: Слово жюри для оглашения результатов разминки.

2-ой: Следующий конкурс – Загадки (слайды №№5–8).

1-й: 9 «А»!

Из меня состоит все живое:

Я, графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях, и в каждом из вас. (Углерод.)

2-ой: 9 «Б»!

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот.)

1-й: 9 «В»!

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух. (Кислород.)

2-ой: 9 «Г»!

Я металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)

Ответы в том же порядке.

1-й: Слово жюри для оглашения результатов.

2-ой: Следующий конкурс: Изобрази химическую реакцию (слайд № 9).

1-ый: Все вы знаете 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

2-ой: Представителям команд предлагается выбрать один из типов реакции и изобразить ее подручными средствами. Учитываться будут знание химии и артистичность выполнения. (В это время 1-ый ведущий раздает свернутые листочки, а команды выбирают себе задание.)

1-ый: Пока команды готовятся – вопросы болельщикам, которые своими ответами могут добавить баллы команде любимого класса.

2-ой: Верно ли утверждение: 9 «А», «Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус».

1-ый: 9 «Б», «Для измерения объема жидкости в лаборатории используют мерный цилиндр».

2-ой: 9 «В», «Углекислый газ – самый вредный компонент выхлопных газов».

1-ый: 9 «Г», «Молоко является смесью веществ».

2-ой: Вопросы болельщикам взяты из диагностических работ по подготовке к ОГЭ по химии разных лет!

Выступления команд в конкурсе «Изобрази химическую реакцию»

1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.

2-ой: Следующий конкурс – Кто быстрее (слайд № 10).

1-ый: Командам выдается по 1 карточке. Нужно подсчитать, сколько раз повторно записаны знаки химических элементов. 9 «А» считает натрий, 9 «Б» – углерод, 9 «В» – магний, 9 «Г» – фосфор.

2-ой: Побеждает та команда, которая правильно и быстрее остальных справится с заданием.

Ответы на этот конкурс (слайд № 11).

1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.

2-ой: Следующий конкурс – Химический детектив (слайд № 12).

1-ый: Ночью в кабинет химии пробрался неизвестный. Он сорвал этикетки с реактивов. К счастью, учитель химии запомнил, что в пробирках были кислота, щелочь и соль.

2-ой: В пробирках №№ 1, 2, 3 находятся вещества NaCl, NaOH, HCl, но нет этикеток. Cпомощью выданных индикаторов определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.

1-ый: И опять, пока команды готовятся, вопросы болельщикам, которые своими ответами могут добавить еще баллы команде любимого класса.

2-ой: Верно ли утверждение: 9 «А», «Серная кислота – самая слабая из всех».

1-ый: 9 «Б», «Кислород хорошо растворим в воде, поэтому им могут дышать рыбы».

2-ой: 9 «В», «Отстаивание – самый простой способ очистки воды».

1-ый: 9 «Г», «Напиток какао – это однородная смесь».

Выступления команд в конкурсе «Химический детектив»

1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.

2-ой: Следующий конкурс – Обыкновенное чудо (слайд № 13).

Химия – наука о веществах и их превращениях. Посмотрите опыты, а потом постарайтесь объяснить то, что вы увидите и услышите.

1-ый: Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде и передайте жюри (слайд № 14).

1-й ученик (в руках держит стакан): Жарко здесь. Хочу я пить.

У кого б воды спросить?

2-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор карбоната натрия): Я бы выпил очень много

Газировки без сиропа!

3-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится метиловый оранжевый): Ой, а я люблю с сиропом,

Только чтоб совсем немного

4-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор хлорида бария): Братцы, мне нужна корова –

Молочка хочу парного!

5-й ученик (в руках которого – большая колба с раствором серной кислоты): Вы, ребята, пить хотите?

В колбе сказочная жидкость.

Чудеса мне по плечу,

Я ведь химию учу!

Подставляйте-ка стаканы,

Опыт точно проведем,

Все у нас идет по плану!

Подходит к каждому ученику и наливает в стаканы серную кислоту.

5-й ученик: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко,

Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!

2-ой ведущий: Очень часто ребята спрашивают: «А можно это пить?».

5-й ученик: Стоп, ребята! Погодите! Чтобы не было беды,

Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.

В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.

Все запомните, друзья,

Здесь ни пить, ни есть нельзя!

Ученики (1–4) Мы знакомы, ученик с чудесами,

Делать их умеем сами!

1-ый: Пока команды выполняют задание, давайте послушаем стихи (слайд № 15).

Николай Глазков «Таблица Менделеева»

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть –

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Степан Щипачев «Читая Менделеева» (слайд № 16)

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах;

Все: от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ты знаешь, газ легчайший водород

В соединеньи с кислородом – это

Июльский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила.

Будь то железо, медь или гранит, –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг, –

С собой возьмем мы знанья на подмогу

И это станет делом наших рук.

1-ый: Слово жюри для оглашения результатов.

Награждение (слайд №17):

1 место

2 место

3 место

4 место

Номинации:

«Самые активные болельщики»

«Самые дисциплинированные болельщики»

«Самые преданные болельщики»

«Самые эрудированные болельщики»

Итоги «Урока занимательной химии» этого года таковы:

1. Девятиклассники показали необычную заинтересованность к химии. Они остались довольны проведенным уроком, подходили, благодарили, спрашивали, когда еще будет такое же мероприятие.

2. Одиннадцатиклассники продемонстрировали приобретенные знания по химии, умение применять их на практике, смогли организовать и провести мероприятие на достойном уровне, хотя, как признались сами, волновались. Но, с другой стороны, для них это оказалось хорошим тренингом перед подготовкой и проведением «Последнего звонка» в мае.

3. К недостаткам этого года можно отнести то, что члены команд — учащиеся девятых классов сильно волновались, поэтому не всегда укладывались в отведенное для конкурсов время. В следующем году можно больше вопросов планировать для болельщиков, чтобы они не скучали во время подготовки ответов своими одноклассниками на сцене.

4. Можно дать побольше музыкального сопровождения всему мероприятию.

5. В следующем году часть вопросов болельщикам или некоторые конкурсы могут подготовить команды-соперницы.

Презентация к уроку доступна по ссылке: https://yadi.sk/i/-k8UHAJdqXX3q.

Материалы задания для команд, список необходимого оборудования. материалы для жюри, домашнее задание – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Емельянова В.Н. Игра «Занимательная химия» [Электронный ресурс]. URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98662366 (дата обращения: 28.03.2016).
2. Политова С.В. Занимательная химия [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/637218/ (дата обращения: 28.03.2016).
3. Час занимательной химии. Методическая разработка [Электронный ресурс]. URL: http://olgachimik.ucoz.ru/publ/7-1-0-13 (дата обращения: 28.03.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0