Рубрики
Дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

0
Гуртова Елена Николаевна,
учитель-логопед ДО № 6
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065»,
gurtova_e@bk.ru

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждается статистическими показателями, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Одной из главных задач в дошкольном учреждении является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Педагог ДОУ должен владеть психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не навредить здоровью своих воспитанников. Образовательная среда ДОУ должна быть сберегающей и укрепляющей здоровье. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Фотография 1

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», как понятие появилось в педагогике в начале XXI века и до сих пор воспринимается многими как система санитарно – гигиенических мероприятий А. М. Сивцова [2007] определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения», Л. Волошина [2004] – как своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». И. В. Дубровина, Е. Н. Дзятковская и другие ученые, работающие в этой области, используют термин «здоровьесберегающие технологии». Они подразумевают под здоровьесберегающей образовательной (педагогической) технологией методическую систему, которая целенаправленно решает задачи информационно-психологической безопасности и развития детей.

Фотография 2

Существуют различные мнения ученых по данному вопросу. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач и только после этого качеством каждого из этих приемов и методов.

Человек – совершенство природы. И для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье, которое Сократ определяет как: «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто».

Здоровье детей и их развитие – одна из основных проблем семьи и детского сада. Тема здоровья актуальна в наше время, так как любой стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности. Формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье. В последнее время здоровье детей имеет устойчивую тенденцию к ухудшению и разговор идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Защитные возможности организма детей, в связи с неблагоприятным экологическим состоянием окружающей среды, низкий социально-экономический уровнем жизни населения, значительно снизились, о чем говорит статистика заболеваемости.

Фотография 3

Здоровье детей – это одна из основных задач в дошкольном возрасте. В коррекционных дошкольных учреждениях широко используются здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики, приемы самомассажа, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, логоритмика, аромо- и хромотерапия, психоритмика. Но в массовом детском саду, где учитель-логопед в основном работает только с детьми, у которых имеются речевые нарушения, остаются неохваченными дети без речевой патологии. В наш век компьютеризации и высоких IP-технологий, все дети нуждаются в укреплении здоровья и развитии всех функций организма. Считаю, что все зоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи, должны и могут использоваться в работе педагога массовой группы.

Во время утренней гимнастики, в дополнение к основным физическим упражнениям, могут быть добавлены элементы артикуляционной гимнастики (система упражнений по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного произношения), самомассажа (лечебное воздействие на активные зоны и точки в различных частях тела). Перед началом НОД, чтобы настроить детей на восприятие материала, можно выполнить кинезиологическое упражнение (комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, на различные отделы коры больших полушарий) или добавить элементы аурикулотерапии (лечебное воздействие на точки ушной раковины). В середине НОД использовать упражнения биоэнергопластики (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки), завершить упражнениями на зрительный праксис (система коррекционных упражнений для глаз, в сочетании движениями языка). Перед дневным сном, когда дети уже лежат в кроватях, предложить им упражнения на релаксацию (система расслабляющих двигательных и дыхательных упражнений, направленная на коррекцию эмоционального и двигательного напряжения).

Фотография 4

Применение этих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста приносит положительные результаты и является профилактикой и коррекцией речевых нарушений у детей.

В нашем дошкольном учреждении проводилось наблюдение за детьми двух групп одного возраста. Воспитателям одной из двух группы было предложено дополнительно использовать элементы коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Воспитатели другой группы также использовали здоровьесберегающие технологии, но в рамках образовательной программы. В ежедневные планы воспитателей контрольной группы были включены элементы коррекционных здоровьесберегающих технологий.

В начале учебного года проводилось наблюдение за развитием детей в соответствии с образовательными областями и результаты в двух группах были приблизительно одинаковыми. Но по итогам года результаты в группе, где воспитатели использовали в своей работе предложенные технологии, были значительно выше, чем в другой группе.

По итогам наблюдений можно сделать вывод, что использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в массовых группах, приносит хорошие результаты. У детей улучшается память, укрепляется артикуляционный аппарат (что способствует снижению нарушений звукопроизношения у детей), развивается речь, повышаются физические показатели развития.

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. 2004.
2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство, 1999.
4. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С. 92–100.
5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 2003.
6. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
7. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова // Методист. 2007.
8. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2010.
9. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности. М., 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.