Рубрики
Биология

Блиц-проект для 10 профильного класса: «Создание альбома микрофотографий “Растительные ткани”»

Цель блиц-проекта: создать условия для формирования у обучающихся представлений об отличительных особенностях разных типов тканей и о взаимодействии их в составе органов. Научить различать на микрофотографиях клетки разных тканей.

0
Бобряшова Ирина Александровна,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 329»,
bobryashoff@yandex.ru

Цель блиц-проекта: создать условия для формирования у обучающихся представлений об отличительных особенностях разных типов тканей и о взаимодействии их в составе органов. Научить различать на микрофотографиях клетки разных тканей.

Этапы работы педагогак реализации проекта:

1. Подготовить микроскопы и видеокамеру-окуляр к работе.

2. Подготовить и настроить 4 ноутбука – по одному на группу (установлена программа для распознавания изображения с видеокамеры-окуляра, установлена программа Microsoft Office Publisher или Microsoft Office PowerPoint).

3. Подобрать готовые микропрепараты и объекты для приготовления временных микропрепаратов для каждой группы (Приложение 1).

4. Создать инструкцию для работы группы (Приложение 2).

5. Подготовить список источников (сами источники) для поиска информации.

6. Разделить учащихся на 4 рабочие группы (по типам тканей).

Задачи, направленные на достижение цели:

1. Закрепить навыки: работы с микроскопом, приготовления микропрепаратов.

2. Развитие коммуникативных навыков в группе, направленных на создание общего продукта.

3. Создание микрофотографий.

4. Поиск и отбор информации, её структурирование и соотнесение с микрофотографиями.

5. Создание презентационных страниц.

6. Формирование опыта публичных выступлений.

7. Создание альбома.

Сценарий работы с учащимися

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает деление на группы (рекомендует составы групп). Самоорганизация. Готовятся к восприятию новой информации, разбиваются на группы.
2. Актуализация знаний. В ходе короткой эвристической беседы актуализирует знания учащихся о тканях. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о недостаточности своих знаний о тканях. Формулируют цель проекта.
Объясняет, какой продукт должен получиться у каждой группы и у класса в целом. Предлагает план работы. Раздаёт инструкции и компьютеры группам, предлагает список источников или сами источники. Оценивают свои возможности, задают вопросы, принимают (корректируют) план. Распределяют роли в группе.
Проводит инструктаж по технике безопасности. Расписываются в журнале по ТБ.
3. Выполнение лабораторной части проекта. Следит за соблюдением правил ТБ, помогает, в случае необходимости, работать с лабораторным оборудованием, с микроскопами и видеокамерой. Готовят временные микропрепараты. Рассматривают готовые и временные микропрепараты под микроскопом, подбирают удачные виды и делают электронные микрофотографии. Собирают микрофотографии в папку (на компьютере).
4. Выполнение теоретической части проекта. Оказывает помощь в отборе содержания. Анализируют информацию о типе ткани, подбирают содержание для презентационных страниц.
Оказывает помощь в отборе микрофотографий. Проверяет, насколько правильно учащиеся понимают то, что они видят на микрофотографиях. Корректирует знания. Отбирают микрофотографии, которые будут использованы в презентации, продумывают подписи к микрофотографиям. Сравнивают с микрофотографиями из источников.
5. Выполнение оформительской части проекта. Помогает в создании качественного продукта. Делают эскиз презентационной страницы: располагают на странице Publisherили слайде PowerPointзаголовки, микрофотографии с подписями, текст. Советуются с учителем.
6. Презентация проекта каждой группой. Оценивает работу группы в целом и роли каждого её члена при работе над продуктом. Группы презентуют свой продукт (подробно рассказывают о типе ткани).
7. Сборка альбома «Растительные ткани». Помогает собрать в единое целое продукты каждой группы. Переносят электронные варианты своих продуктов на один компьютер, формируют единый файл с названием «Альбом микрофотографий «Растительные ткани»»
8. Рефлексия. Помогает осмыслить результат. Хвалит за выполненную работу. Если предусмотрено,  вставляет оценки. Осмысление выполненной работы. Оценка роли каждого члена группы и каждой группы в общем коллективном труде.

 

Результаты

Результатов представленной работы несколько.

Главный результат – это альбом «Растительные ткани», который затем может использоваться как учебное пособие в 6 классе, для подготовки к олимпиадам разного уровня, для подготовки к итоговой аттестации в 9 и в 11 классах.

Образовательные результаты – углубление знаний о растительных тканях, усвоение новых терминов и понятий гистологии; формирование умения соотносить текстовые описания с графическими объектами.

Практические результаты – совершенствование практических навыков работы с микроскопом, приготовления препаратов; работы с видеокамерой-окуляром и презентационными компьютерными техниками.

Коммуникативные результаты – совершенствование навыков взаимодействия в группе, публичного выступления.

Личностные результаты – самоопределение (осознание своей роли в группе), самооценка (сравнение продуктов разных групп), самореализация (удовлетворение от получения конкретного продукта интеллектуальной, практической и творческой деятельности).

Теоретические и практические выводы

Данное занятие требует от учителя большой подготовительной работы. Но усилия, затраченные на подготовку, оказываются оправданы. Предложенный вариант изучения растительных тканей отвечает требованиям Стандартов нового поколения. Знания учащиеся получают самостоятельно в ходе практической деятельности, благодаря созданным условиям. Получение качественного продукта создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, повышает познавательный интерес, формирует благоприятную почву для дальнейшей исследовательской деятельности.

Вовлеченные в активный поиск и отбор текстовых единиц для «презентационной страницы», учащиеся внимательно изучают большой объём теоретической информации.

Таким образом, поставленные задачи решены, и цель достигнута.

Приложения к статье доступны для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0