Рубрики
Иностранный язык

Применение интерактивной технологии Guided Discovery на грамматических уроках в 3 и 4 классах начальной школы

Guided Discovery – (Метод управляемых открытий) в широком смысле – универсальный метод, позволяющий сделать процесс изучения любого явления познавательным, развивающим и интерактивным. Он позволяет помочь учащемуся научиться самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и корректировать их, обмениваясь результатами с другими, а затем использовать присвоенные знания в практических целях.

0
Джойс Елена Николаевна,
учитель английского языка высшей категории,
НОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,
Ms.Poletaeva@yandex.ru

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.

А. Эйнштейн

Guided Discovery – (Метод управляемых открытий) в широком смысле – универсальный метод, позволяющий сделать процесс изучения любого явления познавательным, развивающим и интерактивным. Он позволяет помочь учащемуся научиться самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и корректировать их, обмениваясь результатами с другими, а затем использовать присвоенные знания в практических целях.

Использование данного метода в сфере обучения иностранному языку имеет еще одно неоспоримое преимущество: метод Guided Discovery сходен с изучением родного языка. Доверяя гениальному физику А. Эйнштейну, можно предположить: если забудутся правила, которым учили в школе, возможно, останется желание и способность узнавать новое, которым студент научился сам с помощью педагога.

В данной статье хочется поделиться опытом применения данного метода на уроках английского языка в начальной школе. Технология представляет из себя модифицированный индуктивный подход анализа грамматического явления в следующей последовательности: от аутентичного текста и контекста к функциональному значению и структуре, затем, к практике применения и при необходимости, опять к правилу, показывающему границы применения.

Guided Discovery представляет собой лист А4, где заранее напечатано название изучаемого грамматического явления, ключевое предложение и три задания: для анализа значения конструкции, ее структуры и отработки правильного произношения. Лист может быть сложен втрое. В таком случае, учитель дает инструкцию не открывать все задания сразу, а делать это по мере необходимости. Ученики получают листок только после воссоздания и записи предложения на доске.

Guided Discovery:  Past Continuous  was/were+ Ving

The sun was shining and the birds were singing.

A. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Это предложение о прошлом/ настоящем/ будущем?

2. Светило ли солнце и пели птицы до прихода героев и после их ухода из леса? Да/ Нет

3. В этом предложении подчеркивается длительность/ краткость происходящего?

B. Look at the sentence again and complete the form:

________  _______  __________ and ________  _________  ___________.

Now make a negative sentence:

_____  ______  _____  ________ and ________ _______ ______ _________.

Now make a question:

______   ________  __________ and ________   ___________   __________?

C.  Practise the pronunciation:

The sun was shining and the birds were singing.

 

 

Лист с ответами

Guided Discovery:  Past Continuous              was/were+ Ving

The sun was shining and the birds were singing.

D. Look at the sentence above and answer the questions:

4. Это предложение о прошлом/ настоящем/ будущем?

5. Светило ли солнце и пели птицы до прихода героев и после их ухода из леса? Да/ Нет

6. В этом предложении подчеркивается длительность/ краткость происходящего?

E. Look at the sentence again and complete the form:

_The sun_    _was_    _shining_  and  _the birds_   _were_    _singing__.

Now make a negative sentence:

_The sun_  _was_ _not_ _shining_ and _the birds_  _were_  _not_ _singing_.

Now make a question:

_Was_  _the sun_  _shining_ and _were_  _the birds_  _singing_?

F. Practise the pronunciation:

The sun was shining and the birds were singing.

 

Важно следовать правильной последовательности применения данной технологии.

1. Представление

С точки зрения выбора контекста для понимания значений и функций изучаемого грамматического явления технология является универсальной, поскольку есть возможность подобрать устный или письменный текст из курсового учебника, или текст любой степени сложности с ярко выраженными аспектами, позволяющими максимально проиллюстрировать границы применения грамматической конструкции в зависимости от поставленных учебных задач. Нельзя завышать уровень сложности текста, содержание должно быть хорошо понятно ученикам без перевода на русский язык. Объем предтекстовой работы зависит от потребностей учеников в конкретном классе, но не должен занимать много времени. После необходимой предтекстовой работы учитель предлагает воссоздать изолированное предложение для последующего анализа.Очень важно не предлагать ученикам правильный вариант предложения, а предоставить им возможность с помощью фронтальной работы класса припомнить и восстановить необходимое предложение. Предложение записывается на доске. При необходимости, перед анализом предложения можно внести нужные исправления.

2. Анализ языка с помощью формы Guided Discovery

На данном этапе происходит совмещение языкового образа и правила. Сначала происходит анализ значений изучаемой грамматической структуры в контексте данного текста с помощью выбора правильного/ правильных вариантов ответов на вопросы. Для усиления наглядности можно использовать TimeLines. Ниже представлены несколько примеров первого задания.

Guided Discovery: to be — быть( am, is, are)

I’m Russian. I’m from Russia.

A. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Эти предложения описывают качество / говорят о действии?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

3. О ком мы говорим в этом предложении? (О себе/ о других)

Guided Discovery: was/were       Past Simple  to be

Lulu was in the garden.

А. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Это предложение описывает местонахождение / говорит о действии?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

3. О скольких объектах говорится в этом предложении? (Об одном/ о нескольких)

 

Guided Discovery: have got/ has got

She’s got short hair and a beautiful smile.

A. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Эти предложения описывают качество / говорят о действии/ о принадлежности?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

3. О ком мы говорим в этом предложении? (О себе/ о других)

 

…At the top was a huge castle. Jack counted six tall, gold towers. He opened the large door and walked quietly inside. An ugly giant lived in the castle. He was asleep in the huge kitchen…. “Jack and the beanstalk”

Guided Discovery: Past Simple

An ugly giant lived in the castle.

A. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Это предложение описывает качество / говорит о действии/ о принадлежности?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

 

What is it?

It’s small and white,

Under the leaf,

Out of sight.

It looks like a seed.

It isn’t a seed.

It’s an egg – it will grow.

What will it be?

Do you know?

Guided Discovery: Future Simple

What will it be?

А. Look at the sentence above and answer the questions:

1. Это предложение описывает качество / говорит о действии/ о принадлежности?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

3. Это о планах / о результате закономерного процесса?

 

Задание выполняется в парах с опорой на контекст и с последующей фронтальной проверкой. Ученики, справившиеся с заданием раньше других, приглашаются обвести правильный ответ на доске с устным обоснованием выбора.

3. Наглядное оформление в виде схемы или правила

На третьем этапе работы с Guided Discoveryпроисходит анализ грамматической конструкции заданного предложения и конструирование схем вопросительного, отрицательного или утвердительных предложений. Поскольку ученики неоднократно встречались с изучаемыми конструкциями в различных ситуациях, слушая английскую речь, читая книги, а также имеют опыт анализа более простых конструкций, третье задание будет им посильно, хотя и потребует напряжения памяти и определенной языковой догадки. Грамматический анализ тоже выполняется в парах и проверяется затем фронтально. Работа в парах на обоих этапах принципиально важна, поскольку дает возможность ученикам помогать друг другу, рассуждая вслух, припоминая вместе ранее известный материал, обучая друг друга. Ученики получают ту «полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике “взрослые” функции контроля и оценки, целеполагания, планирования, координации, которые ребенок обретает прежде всего во взаимодействии со сверстниками». (Ковалева Г.С., лекция «Оценка качества образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом» 2014 г.) Время говорения учителя на уроке значительно сокращается. Учитель получает возможность проводить мониторинг класса, понимать насколько успешно ученики справляются с заданием, координировать урок и помогать студентам при необходимости.

Look at the sentence again and complete the form:

Еще раз посмотри на предложение и заполни схему.

____________      _____________________________    in the castle.

Subject                         Verb Past Simple Form   

Now make a negative sentence:

А теперь составь отрицательное предложение:

_________       ________             ___________       ____________      inthecastle.

Subject          вспомогательный глагол      отрицательная частица             Infinitive   

Now make a question:

Теперьсоставьвопрос:

____________      _____________________    ______________   in the castle?

Вспомогательныйглагол          Subject                               Infinitive   

      Now change the Subject ( I/ you/ we/ they)

Измени подлежащее. Обрати внимание, зависит ли форма глагола от подлежащего в PastSimple!!!

_______________      _________________________    in the castle.

Now make a negative sentence:

________________        ______________        _____________      _____________        in the castle.

Now make a question:

____________     ____________________     _______________    in the castle?

 

 

B. Look at the sentence and complete the form:

Lulu was in the garden.

____________     __________ in the garden.

Now make a negative sentence:

____________         _________    ______________ in the garden.

Now make a question:

____________     __________ in the garden?

Now change the subject into plural ( множественноечисло  you, we, they)

Обратите внимание на то, как изменится глагол tobeв зависимости от подлежащего!

__You/We/ They__________     _______________ in the garden.

Now make a negative sentence:

____________         _________    ______________ in the garden.

Now make a question:

____________     __________ in the garden?

 

На данном этапе работы очень важно убедиться, что все учащиеся правильно усвоили, схему конструкций, правила и границы их применений. Правило должно быть простым, а схема наглядной.

4. Отработка произношения

Четвертый этап работы c Guided Discovery предусматривает отработку правильного произношения и интонирования сигнального предложения. Учитель демонстрирует вариант произношения в естественном темпе, дети отмечают ударные слова. Обращается внимание на отсутствие ударения при произношении безударных слов. Можно прохлопывать ударные слова при произношении фразы, акцентируя внимание на ритме английской речи. Затем фраза произносится учениками вместе и индивидуально. Дети, как правило, с большим энтузиазмом выполняют данную работу и воспринимают ее больше как игру, а не эффективный прием Аудиолингвального метода «предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур (образцов предложений), что ведет к их автоматизации.»

c. Practise the pronunciation:

An ugly giant lived in the castle.

 

5. Применение изученного правила под контролем учителя, а затем более самостоятельно

После выполнения и проверки всех заданий, лист Guided Discovery становится опорой, к которой ученики обращаются при выполнении упражнений на проверку усвоения знаний. Первое упражнение или группа упражнений выполняется под контролем учителя. Преподаватель мониторит класс и при обнаружении ошибки в работе ученика, немедленно обращает на нее внимание ребенка, помогает обнаружить и исправить с помощью листка Guided Discovery. Поскольку ученик исследовал новое языковое явление активно, проговаривая ментальные процессы вербально, большинство ошибок обусловлено невнимательностью более, чем непониманием изучаемого материала. Тем более полезно приучать учеников осознавать необходимость обращения к опорам и справочным материалам на этапе освоения новых знаний, предугадывая возможные ошибки и самостоятельно осуществлять самопроверку.

После фронтальной проверки выполненных заданий с обязательным исправлением и обсуждением допущенных ошибок, ученикам предлагается задание более творческое и коммуникативное. Это должно быть продуктивное задание на говорение или письмо, связанное с изучаемой лексикой или функциональным языком. Желательно использовать игровые ситуации, приближенные к реальному использованию изученного языкового материала. Поскольку данная статья посвящена практике применения методики Guided Discovery, нет необходимости подробно останавливаться на конкретных грамматических упражнениях и коммуникативных заданиях. Используя доступную в огромном количестве литературу с примерами таких заданий важно понимать, что они не являются самоцелью. Опытные учителя знают, что выполняя огромное количество грамматических упражнений, мы учим выполнять упражнения. Это не имеет никакого отношения к обучению языку, как средству коммуникации. Степень самостоятельности и вовлеченности детей, количество ошибок при создании текстов устных и письменных для решения коммуникативной задачи на данном этапе иллюстрируют качество присвоения знаний на предыдущем этапе. Учитель, конечно, мониторит класс, но только фиксирует допущенные повторяющиеся ошибки, не исправляя учеников. Все актуальные для изучаемой темы ошибки необходимо прокомментировать в конце урока, а количество этих ошибок обратно пропорционально оценке за урок учителю.

Практика применения Метода Управляемых открытий доказала его неоспоримые преимущества:

– ученик становится активным и заинтересованным участником процесса обучения;

– знания, открытые самим учеником усваиваются лучше, а неоднократное проговаривание полученных выводов помогает дольше удерживать в памяти изученный материал;

– работа в парах повышает эффективность обучения как сильных, так и слабых учеников;

– дети учатся внимательнее относиться к результатам своей учебной деятельности;

– ребята приобретают привычку пользоваться справочными материалами для эффективной автономной работы.

Признавая высокую эффективность применения метода GuidedDiscoveryдля обучения грамматике даже в начальной школе, необходимо учитывать и некоторые его проблемные стороны:

– серьезная временная и энергозатратность для учителя;

– может быть сложной для детей, склонных к дедуктивному способу мышления или непривыкших к коммуникативному способу обучения.

Практика применения технологии GuidedDiscoveryпоказала не только высокую эффективность ее применения для приобретения предметных знаний, реализации таких аспектов межпредметных компетенций, как дискуссионная, речевая, компенсационная, социокультурная или стратегическая, но и в целом работает на основной результат современного образовательного процесса: развитие личности учащегося средствами учебной деятельности.

 Список литературы:

1. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М: Издательство «Учитель», 2012.
2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. М.: Издательство «Учитель», 2014.
3. Ковалева Г.С. Лекция «Оценка качества образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом». 2014.
4. Graham-Workman, «Concept Questions and Timelines»: Chadburn-Publishing, 2006.
5. Scrivener J. Learning Teaching. Oxford: Macmillan. 2005.
6. Widodo H.P. Approaches and procedures for teaching grammar//English Teaching: Practice and Critique. 2006. № 5/1. P. 122–141.
7. Когнитивное познавательное мышление [Электронный ресурс] // Национальный открытый университет «Интуит». URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/2191/423/lecture/9638?page=3 (дата обращения: 23.03.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.