Рубрики
Дошкольное образование

Проведение физкультурных занятий с учётом индивидуальных возможностей здоровья детей дошкольного возраста

В настоящее время актуальна проблема рационального использования времени и повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях, на которых присутствуют дети с различными группами здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и дети-инвалиды.

0
Киревичева Валентина Васильевна,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do7@mail.ru
Провоторова Татьяна Николаевна,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

В настоящее время актуальна проблема рационального использования времени и повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях, на которых присутствуют дети с различными группами здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и дети-инвалиды.

Одним из основных условий решения данной проблемы является изучение индивидуальных особенностей детей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его возрастным особенностям и функциональным возможностям организма, опыту, интересам, желаниям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Учитывая тот факт, что на групповом физкультурном занятии в настоящее время могут находиться дети с разными группами здоровья и физическими возможностями, необходимо продумывать занятия с учётом индивидуально-дифференцированного подхода так, чтобы все дети были максимально задействованы и получали пользу от занятий по физической культуре.

Предлагаем Вашему вниманию наше авторское видение оформления конспектов  занятий по физкультуре (бассейн/зал), разработанных для детей с разной двигательной активностью, в том числе для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в развитии физических качеств, формирование двигательных умений и навыков,способствует укреплению здоровья дошкольников и т.д.

Совместная деятельность здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья способствует  социальной адаптации. На совместных занятиях у детей с ОВЗ формируются коммуникативные навыки, уверенность в своих силах.

Праздник на воде (бассейн) в старшей группе «Мой весёлый звонкий мяч».

Цель: укрепление здоровья дошкольников, содействие гармоничному развитию личности, создание положительного эмоционального настроя.

Задачи:

• укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движения, сила, гибкость, выносливость, ловкость;

• расширение знаний о разных видах и назначениях мячей;

• закрепление умений плаванию на груди и на спине;

• развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: мячи разных размеров, музыкальное сопровождение, флажки для оформления бассейна, костюмы для героев праздника.

Ход мероприятия

Работа

с основной группой детей

Индивидуальная работа

с детьми с ОВЗ

Звучит веселая музыка, дети заходят в бассейн и спускаются в воду

Инструктор: Звонкий, громкий и прыгучий

                        Улетает аж за тучи,

                        И на радость детворе

                        Звонко скачет во дворе.

                        Что это? (Мяч)

Появляется клоун Ириска.

Ириска: Что это вы тут делаете?

Инструктор: У нас сегодня праздник с мячами. Называется он «Мой веселый звонкий мяч».

Ириска: Как интересно! А я знаю много загадок про мяч. Хотите их узнать?

Вот первая загадка:

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда.

Инструктор: Ириска, у нас есть много разных мячей, с которыми ребята занимаются. Вот, например маленькие теннисные мячики.

Задание « Подгони мяч». Упражнение на дыхание.   Мяч лежит на воде, дети идут шагом в воде и, наклоняясь, дуют на мяч, чтобы он проплыл вперед.

Ириска: Следующая загадка.

Стукнешь о стенку – а я отскочу.

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать я никак не хочу.

Задание: «Резвый мячик». Дети стоят в колонне по одному.

Задание:

1. Необходимо передать мяч над головой

сзади стоящему.

2. Передать мяч между ног (сделать вдох, наклониться и под водой передать мяч).

Ириска: Какие молодцы, даже под водой могут выполнять такие задания.

Следующая загадка:

Круглый я, как колобок.

У меня упругий бок.

Весел очень и прыгуч,

Долетать могу до туч!

Задание:

1. Проплыть на груди кролем, держа мяч в руках.

2. Проплыть на спине кролем, мяч под головой или на животе.

Ириска: Ребята, знаете, есть мячи, которые не тонут в воде, а есть, которые тонут.

Показывает тонущий мяч, бросает в воду.

Такие мячи нужны для выполнения различных заданий и тренировки организма.

Задание: проплыть брасом, доплыть до мячей, которые находятся под водой. Достать и положить в кольцо, лежащее на бортике бассейна, и проплыть дальше.

Ириска: На свете есть много разных мячей по форме, размеру, разные по назначению (футбольные, баскетбольные, волейбольные, для большого и настольного тенниса).

У меня есть мяч, который можно надуть и поиграть с ним.

Инструктор: Ириска, а наши дети умеют играть в волейбол, мы тебе сейчас покажем. Ириска, ты можешь поиграть с нами?

Игра «Водный волейбол». Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь отбить, как при игре волейбол.

В конце занятия в целях релаксации выполняется упражнение «Звездочка» на спине и груди.

Дети с ОВЗ, которые не могут принимать участие в воде сидят вместе со зрителями и участвуют в отгадках загадок.

Мяч руками не трогать, руки за спиной.

Дети с ОВЗ идут возле бортика, держась одной рукой за бортик.

Тренер идет и страхует детей, следит за правильностью выполнения задания у всех детей.

Дети с ОВЗ передают мяч только над головой.

Инструктор стоит с детьми и страхует.

Дети с ОВЗ плывут в нарукавниках, инструктор страхует детей и следит за правильностью выполнения задания.

Дети с ОВЗ, которые не могут нырять, берут мяч, плавающий над водой.

Показывает мяч  и дает потрогать детям с ОВЗ.

Инструктор и Клоун Ириска дают возможность поиграть и детям с ОВЗ, сидящим на скамейке.

Инструктор страхует детей с ОВЗ.

 

Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Физическая культура» детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Оздоровительная задача – совершенствовать функцию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; приобщать детей к здоровому образу жизни.

Образовательная задача – формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; развитие двигательных способностей детей; обучение школе мяча; обучение различным видам ходьбы; обучение бегу с заданием по сигналу; развитие осознанности двигательных действий, пространственных ориентировок; обучение умению четко принимать исходные положения, правильно выполнять упражнения.

Воспитательная задача – воспитание физической (двигательной) культуры; умение организовывать знакомые подвижные игры; воспитывать бережное отношение к предметам; учить оказывать помощь в подготовке оборудования; уступать товарищу; воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Оборудование – ребристая дорожка, канат, разноцветные кольца, мячи, мешочки с разными наполнителями.

Ход занятия

I. Вводная часть

Работа

с основной группой детей

Индивидуальная работа

с детьми с ОВЗ

Построение у зеркала, проверка осанки.

Ходьба обычная.

Ходьба приставным шагом по канату, руки в стороны.

Ходьба с высоким подниманием бедра, руки вперед.

Ходьба по ребристой дорожке, руки на поясе.

Ходьба на носках, руки подняты вверх.

Бег обычный.

Бег с задание по сигналу (присесть по свистку).

Ходьба обычная с дыхательными упражнениями.

Перестроение в колонны.

Выполнение аналогичных видов ходьбы и бега с дозированной нагрузкой (на основании рекомендаций врача-ортопеда в соответствии с диагнозом).

 

II. Основная часть

1. Общеразвивающие упражнения с мячом (упражнения повторяются 5–6 раз, выполняются в среднем темпе)

Дети с ОВЗ выполняют упражнения в щадящем режиме.

№ п/п

Исходное положение

Описание упражнения

1.

Ноги на ширине ступни, мяч внизу в руках.

1 – мяч вверх, посмотреть на него – вдох;

2 – опустить мяч на лопатки – выдох;

3 – снова мяч вверх;

4 – и.п.

2.

Основная стойка, руки с мячом вверху.

1 – 2 опустить мяч на поднятое колено ноги – выдох;

3 – 4 и.п. – вдох

3.

Стоя на коленях, руки с мячом внизу.

1 – сесть на пятки, руки вытянуть вперед;

2 – и.п.

4.

Сидя на полу, ноги врозь, мяч вверху.

1 – 3 – пружинящий наклон вперед, 3 раза ударить мячом об пол у ступней ног;

4 – и.п.

Лечь на спину – проверка осанки: приподнять голову и посмотреть на носки. Дыхательные упражнения.

5.

Лежа на спине, ноги прямые вместе, мяч в прямых руках за головой.

1 – 2 – поднять прямые ноги вверх, одновременно опуская руки, коснуться мячом ног – выдох;

3 – 4 и.п. – вдох.

6.

Лежа на животе, руки вытянуты вперед с мячом.

1 – 2 – прогнуться (ноги не сгибать, носки оттянуты);

3 – 4 – и.п.

 

Дыхательные упражнения лежа на спине.

2. Основные виды движений (ОВД)

1-я подгруппа (с высокой двигательной активностью ВДА)

Передача мяча: от груди двумя руками; с ударом об пол.

Игра-упражнение на развитие ловкости «Поймай мяч в воздухе».

Игра-упражнение на быстроту реакции «Оттолкни и поймай мяч».

2-я подгруппа (с низкой двигательной активностью НДА, включая детей с ОВЗ)

Ходьба с отбивание мяча об пол.

Бег.

Метание мяча вдаль и бег за ним.

Игра-упражнение на быстроту реакции «Оттолкни и поймай мяч».

После различных видов бега выполнение упражнения для профилактики плоскостопия.

Подвижные игры для обеих групп

«Соберись по цвету» – бег врассыпную. Игра ВДА.

«Будь внимательным» – ходьба с заданием. Игра НДА, включая детей с ОВЗ.

III. Заключительная часть

Дыхательные упражнения.

Ходьба обычная.

Корригирующая укладка.

Дети с ОВЗ выполняют индивидуальные упражнения на основании рекомендаций врача в соответствии с диагнозом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.