Воспитание – часть процесса социализации. Поэтому нам важно понимать, что это за процесс. В психологическом словаре находим следующее определение: социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В социализации можно выделить две фазы: социальная адаптация, на которой происходит усвоение социального опыта, и интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Среди всех воздействий, которые влияют на процесс социализации ребенка, можно выделить: стихийные, социально-регулируемые и педагогически регулируемые. Последние определяют педагогический компонент процесса социализации.
В процессе социализации решаются следующие педагогические задачи: формирование социальных потребностей, мотивов, интересов, проектирование социального поведения, создание условий для социальной деятельности, коррекция социального поведения.
Классный руководитель играет ключевую роль в процессе воспитания и социализации обучающихся, но при этом роль классного руководителя заключается скорее в лидерстве, чем в управлении. Граница между этими двумя понятиями часто проводится в мире бизнеса, но достаточно редко в сфере образования. Как видно из нижеследующей таблицы, управление – это попытка руководить людьми извне. Напротив, лидерство – это стремление дать людям возможность самим управлять собой.
Управляющие классом |
Лидеры класса |
подражают |
проявляют инициативу |
поддерживают «status quo» |
вводят новшества |
руководят |
помогают раскрыть потенциал |
ограничивают выбор |
создают возможности |
видят целесообразность |
честны |
реагируют |
инициируют |
скрупулезны |
эффективны |
говорят «как» |
спрашивают «что» |
недальновидны |
мечтатели |
основное внимание уделяют соблюдению правил |
основное внимание уделяют людям |
Таблица 1. Управление и лидерство
Большинство классных руководителей обучены технике управления классом, но лишь немногие научились быть лидерами в нем. Подлинное лидерство основано на убеждении, что способность к действиям возможна при наличии ответственности. Применительно к классу получаем четыре возможные модели, которые отличаются друг от друга коэффициентом ответственности.
Модель класса номер один. Коэффициент ответственности учеников – 0 %, учителя – 100 %. Классные руководители, поддерживающие эту модель, говорят следующее: «Если мы ослабим контроль, то наступит полный хаос».
Модель класса номер два. Коэффициент ответственности учеников – 100 %, учителя – 0 %. Классные руководители, поддерживающие эту модель, говорят следующее: «Детям присуща ответственность. Мы просто не должны мешать им».
Модель класса номер три. Коэффициент ответственности учеников – 50 %, учителя – 50 %. Эта модель строится на предположении, что ответственность – это предприятие с долевым участием. К сожалению, если что-то не ладится, то люди обычно считают, что в этом виноват кто-то другой.
Модель класса номер четыре. Коэффициент ответственности учеников – 100 %, учителя – 100 %. Эта модель предполагает, что каждый в классе полностью ответственен за происходящее и, что никто, кроме самого человека, не является причиной того или иного события.
Сама атмосфера в школе должна подчеркивать, что первопричиной каких-либо действий является личность. Ученики не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед.
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Хотелось бы остановиться на опыте создания такого «рассола» в нашем образовательном учреждении.
Основное назначение педагога-психолога – это психологическое сопровождение педагогического процесса. В словаре В.И. Даля дается толкование слова «сопровождать» – это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым.
В нашем колледже педагог-психолог и классный руководитель идут вместе следующим образом. Во-первых, педагог-психолог проводит серию семинаров для классных руководителей, на которых рассматриваются семь аспектов работы лидера. Лидер, в нашем представлении, это тот, кто: делится видением и вдохновляет;уделяет внимание результатам, процессу и взаимоотношениям; добивается оптимального вовлечения в работу; своим поведением настраивает на сотрудничество; разрабатывает пути решения и подходы к выполнению задания; раскрывает в других их лучшие качества; благодарит за вклад. Классные руководители знакомятся с инструментами для достижения согласия, с техниками мотивирования, эффективного взаимодействия и общения. Во-вторых, педагог-психолог оказывает классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями. Помощь идет по трем направлениям: психологическая диагностика; коррекционно-развивающая работа с классом и с отдельными учащимися; психологическое просвещение учащихся класса и их родителей.
В каждом классе проводится «диагностический минимум». Изучаются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, мотивационная сфера, коммуникативная сфера. Собранная информация доводится до классного руководителя и включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести. Диагностика позволяет наблюдать за личностным ростом учеников из года в год, дает основу для индивидуальной работы с обучающимися, у которых наблюдается спад в развитии.
Педагогом-психологом также проводится диагностика интересов обучающихся. Полученные данные позволяют ориентировать обучающихся в выборе кружков, в соответствии с их интересами и возможностями в свободное от занятий время.
Следующее направление деятельности психолога – коррекционно-развивающая работа. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.
В нашем колледже психолог реализует программу «Общение». Программа знакомит с особенностями общения людей, развивает умение детей общаться друг с другом. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование толерантности в общении с людьми.
Еще одно направление работы психолога – просвещение. Психолог проводит родительские собрания в классах по просьбе классного руководителя и по своему плану. Например, «Три кита учебной мотивации», «Особенности подросткового возраста». Оценить результативность совместной работы классного руководителя и педагога-психолога помогает мониторинг воспитательного процесса.
Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, способов и приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.
Для исследования эффективности воспитательной системы класса можно использовать следующие критерии:
• Уровень сформированности классного коллектива.
• Уровень развития ученического самоуправления класса.
• Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
• Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, уровень воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья.
• Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
• Уровень воспитанности учащихся.
• Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе).
• Уровень готовности к осознанному выбору профессии.
В качестве инструментария можно использовать следующие методы педагогической диагностики:
• информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;
• оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;
• продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;
• поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;
• игровые методы.
Отслеживание уровня развития коллектива происходит по следующим признакам: движение к общезначимой цели, самоуправление в классе, дисциплина, общественное мнение, согласованность в работе, соотношение руководства и подчинения, дружба в коллективе, общение в свободное время.
Выделяют следующие уровни развития коллектива: допустимый, критический, недопустимый (Таблица 2).
Признаки коллектива |
Уровень развития признака |
||
Допустимый |
Критический |
Недопустимый |
|
Движение к общезначимой цели. |
Большинство |
Меньшинство |
Есть сопротивление поставленной цели |
Самоуправление. |
Передается часть функций |
Только при участии взрослых |
Только при принуждении |
Дисциплина. |
У большинства |
У меньшинства |
Дисциплину держит только старший |
Общественное мнение. |
Большинство в результате разъяснения |
Меньшинство |
Полное безразличие |
Согласованность в работе. |
Нужно руководство классного. руководителя |
Конфликтность |
Согласованность в отрицательных поступках |
Соотношение руководства и подчинения. |
Большинство |
Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители |
Часть учащихся не умеют подчиняться |
Дружба в коллективе. |
Доброжелательность в коллективе |
Есть эпизодические конфликты |
Есть отверженные в коллективе |
Общение в свободное время. |
Свободное групповое общение. |
Ограниченные групповые привязанности |
Конфликтность между группами |
Таблица 2. Уровни развития коллектива [3]
Класс – это модель общества. Работая в команде, классный руководитель и педагог-психолог могут создать все условия и возможности для воспитания ответственного гражданина, развития лидерских качеств, самоактуализации личности растущего человека.
Список литературы: