Второе издание учебника «Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 381 с.: цв. вкл.; ил.+ СD-ROM-электронное приложение. – (Учебник для вузов)» рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
Учебник «Вспомогательные исторические дисциплины» под редакцией профессора Галины Александровны Леонтьевой (2-е издание, исправленное и дополненное) состоит из введения, восьми глав, списка литературы, а также электронного приложения. Во введении объясняется, что такое исторический источник, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины, даются сведения о внешней и внутренней критике источника. Также приводится научное описание объекта и предмета исследования следующих вспомогательных исторических дисциплин: палеографии (науки о рукописях), археографии (разработка правил и методов издания исторических источников), нумизматике (изучение денежно-весовых систем, монет, надписей на них и денежного обращения), сфрагистике (науки о печатях), геральдике (науки о гербах), вексиллологии (изучение знамен, флагов, штандартов, вымпелов, хоругвей, прапоров, транспарантов, бунчуков, значков), метрологии (науки об измерении расстояний, веса, объёма), хронологии (науки о системе счёта времени), исторической ономастики (изучающей имена собственные и их историю), генеалогии (науки о происхождении родов), а также имеется дополнительный материал о современных системах социального этикета. Во введении подробно прослеживаются этапы истории вспомогательных исторических дисциплин в России, а также приводятся примеры практического использования вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе развития новых технологий.
Рисунок 1. Обложка учебника
В первой главе «Палеография и археография» сначала рассматривается история развития палеографии, приводится описание метода палеографического исследования источников; описываются внешние признаки рукописных источников (Древней Руси, русских княжеств второй трети XII – конца XV в., русского государства XV–XVII вв., России XVIII и XIX вв.)». В разделе «Археография» содержится перечисление особенностей издания исторических источников, приводится содержательная и структурная характеристика археографической передачи текстов источников XII – конца XVIII вв. Во второй главе «Нумизматика» приводятся подробные объяснения основных понятий и терминов, среди которых «денежная система», «денежная единица», «денежное обращение», «денежные знаки», «денежные реформы», «деноминация», «девальвация», «ревальвация», «монетная регалия», «монетная система», «монетная конвенция», «монетная стопа», «монетная легенда», «лигатура», «номинал», «проба» и др. Содержится описание денежного обращения Древнерусского государства, даются особенности возникновения русской денежно-весовой системы (рассматривается роль римских монет в возникновении русской денежно-весовой системы, а также влияние на нее византийских, восточных, западноевропейских монет). Дается подробное описание первых русских монет (включая метрологию древнерусских монет), денежных слитков, рассматривается древнерусская денежная терминология и денежный счет. Приводится характеристика и описание русских монет и денежного обращения в периоды: XIV–XV вв., XVI–XVII вв., XVIII–XX вв.
В третьей главе «Сфрагистика» приводится характеристика и описание печатей Древней Руси X – начала XII вв. (включая свинцовые пломбы); печатей Новгородской и Псковской феодальных республик, печатей Русского государства XIV–XVII вв., Российской империи, а также упоминается о печатях в XX в. В четвертой главе «Геральдика. Вексиллология» подробно рассмотрено происхождение гербов, дается обзор основных трудов ученых по западноевропейской и российской геральдике. Также рассматриваются дворянские гербы и приводится информация об истории государственной символики России с древних времен до настоящего времени. В разделе «Вексиллология» содержится характеристика основных понятий дисциплины «штандарт», «хоругвь», «флаг» и др. В пятой главе «Метрология» приводится описание метрологических сведений древнерусских письменных источников, содержится историческая характеристика изучения структуры метрологии Древнерусского государства (X – начало XII в.), метрологии периода феодальной раздробленности (XII–XV вв.), русской метрологии (XVI–XVII вв. и XVIII–XX вв.). В шестой главе «Хронология» описываются единицы счета времени, календари (юлианский, григорианский), эры и их виды, приводится русская система счета времени (мартовский и сентябрьский календарные стили), рассматривается перевод древнерусских дат на современное летосчисление. Описывается установление дат по праздникам церковного календаря, определение дат по астрономическим явлениям и иным косвенным данным. В седьмой главе «Историческая ономастика» рассматривается историческая ономастика, а также историческая топонимика, этнонимика. Отдельно рассматриваются проблемы исторической антропонимики – вспомогательной исторической дисциплины, изучающей личные имена и их системы в историческом развитии как факты истории общества и разрабатывающей методы использования антропонимических данных как исторического источника.
В восьмой главе «Генеалогия и системы социального этикета» приведена подробная методика генеалогического исследования с практическими примерами ее использования, рассмотрена русская генеалогия (схема происхождения основных княжеских родов Рюриковичей, схема происхождения основных княжеских родов русских Гедиминовичей и др.). Разделы «системы социального этикета» и «социальный этикет гражданских и военных лиц» включают в себя Табель о рангах, воинские звания Красной Армии и Военно-Морского Флота. (1935 г.), воинские звания военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации, описание государственных наград Российской империи и СССР. Раздел «социальный этикет духовных лиц» содержит описание одежды диаконов, священников, архиереев, перечень наград Русской православной церкви, а также уникальный духовный этикет, включающий соответствующие обращения к священнослужителям. Учебник снабжен цветными иллюстрациями, которые посвящены тематике рассматриваемых вспомогательных исторических дисциплин, среди них стоит отметить художественное оформление древнерусской книги (Изборник князя Святослава 1073 г., Лицевой летописный свод XVI в. и др.); образцы оформления международных договоров; государственные печати, гербы, флаги; городские и личные гербы; образец составления родословной; государственные награды Российской Федерации; современные награды Русской православной церкви; церковные богослужения и многие другие материалы.
Список литературы включает в себя более шестидесяти изданий, среди которых научные монографии, словари, сборники источников, очерки, альбомы-справочники и др. Без всестороннего и тщательного изучения вспомогательных исторических дисциплин сегодня невозможно качественное изучение и глубокое понимание прошлого. В учебнике «Вспомогательные исторические дисциплины» раскрываются особенности методических приёмов каждой из дисциплин, специфика их предмета. Главная задача учебника – помочь студенту всесторонне изучить исторический источник, дать максимальную информацию о его происхождении. В учебник включено также вышеупомянутое электронное приложение с практическим пособием Г.А. Леонтьевой «Палеография и археография, хронология, геральдика, системы социального этикета». Электронное приложение иллюстрировано большим количеством архивных материалов: палеографических текстов XI–XVIII вв., иллюстративным материалом о церковных богослужениях, одеяниях духовенства Русской Православной Церкви.
Таким образом, учебник для студентов вузов «Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. Вспомогательные исторические дисциплины» под редакцией профессора Галины Александровны Леонтьевой (2-е издание, исправленное и дополненное) раскрывает особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин, специфику предмета. Издание богато иллюстрировано, включает в себя также электронное приложение с практическим пособием Г.А. Леонтьевой «Палеография и археография, хронология, геральдика, системы социального этикета» и может быть использовано учителями и преподавателями образовательных организаций Российской Федерации для углубленной подготовки к урокам, лекциям, семинарам и практическим занятиям по истории в профильных классах и группах дополнительного профессионального образования.
Список литературы:
1. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 381 с.: цв. вкл.; ил.+ СD-ROM-электронное приложение. – (Учебник для вузов).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.