Цель методической системы: формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Задачи:
1. Формирование логического мышления.
2. Формирование и развитие исследовательских навыков.
3. Формирование у обучающихся умений правильно ставить перед собой задачу, оценивать уровень своих знаний и умений, находить наиболее рациональнй способ решения.
4. Развитие умений правильно оценивать себя и свои поступки.
5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в изучении истории своего государства.
6. Развитие умений взаимодействовать в социуме, приобретать навыки и умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои ответы, высказывания, учитывать мнения других людей.
7. Создание условий для саморазвития и самосовершенствования личности.
Актуальность методической системы
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Таким образом, учителя должны учеников «научить учиться», а не только освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных предметов. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Математика является одной из ведущих школьных дисциплин и это не случайно. Во все времена общество двигалось вперед благодаря людям, которые умели независимо мыслить; людям, которые умели видеть задачи, требующие нестандартных решений в различных областях жизни. Поэтому одной из главных задач школы является задача развития мышления. Область знаний, осваивая которую ученик учится думать – математика.
Учитель математики ставит перед собой задачу организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик осваивал навыки самостоятельной деятельности, ставил перед собой задачи и находил их решения, объективно оценивал свои знания и умения.В своей работе учитель должен использовать различные виды и типы уроков и понимать, что одна из целей этих уроков, их практическая и исследовательская направленность, выработка практических навыков у обучающихся. Ученики должны уметь применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. Для достижения этой цели учитель должен включать в урок задачи практического содержания, исследовательские и практические работы, помогать обучающимся выполнять проектные и исследовательские работы. Развивающемуся современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
С точки зрения родителей, учителя математики должны дать ученику тот багаж знаний, который поможет сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ, лучше на бюджетную форму обучения. В связи с тем, что ОГЭ и ЕГЭ по математике были и остаются обязательными, несмотря на способности, возможности детей, учителя математики поставлены в такие условия, что должны научить всех и более того, выполняя социальный заказ общества, научить на «высокие баллы». Хорошо, если школа специализированная (гимназия, лицей, с углубленным изучением математики), то в ней увеличено и количество часов. Если же школа общеобразовательная, то в ней в основном обучаются ученики, которых достаточно сложно мотивировать и обучать. В современном образовании, когда обучающиеся фактически сдают два обязательных предмета: алгебру и геометрию (т.к. в экзамены ОГЭ с 2013 г. отдельно введены задания КИМ по геометрии и ученики для сдачи экзамена должны решить не менее двух заданий), учителя математики поставлены достаточно в сложные условия: научить всех учеников, при этом повышая качество обучения. В связи с этим, приходится пересматривать методы, приемы, средства обучения.
Основные направления методической системы:
1) Подбор средств обучения с учетом принципа проблемного метода.
Создание презентаций к урокам, дидактических материалов, которые ставят перед детьми проблемы, а не дают готового решения. У обучающихся развивается логическое мышление, приемы анализа, синтеза. Они учатся ставить перед собой задачи и находить их решения.
2) Межпредметные связи.
Проведение интегрированных уроков. Включение физических задач на уроках математики, нахождение наиболее рационального их решения, что входит в содержание ЕГЭ и ГИА. Преемственность предметов естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков, что способствует формированию у обучающихся целостного, научного мировоззрения.
3) Развитие творческих способностей.
Создание сборников задач по математике на определенную тему, сочинение сказок, стихов. Разработка и защита проектных, исследовательских работ.
4) Нетрадиционные формы уроков.
– урок – сказка;
– урок – дидактическая игра;
– урок – диспут;
– урок – интеллектуальный марафон;
– урок – КВН;
– урок – викторина;
– урок – путешествие;
– урок – деловая игра;
– урок – практикум.
В начале каждого урока учитель ставит цель урока:
1. узнать новое;
2. понять;
3. уметь применить;
4. научить другого.
5) Внеклассная работа.
Проведение внеклассной работы, направленной на усвоение как языкового, так и информативного материала, учёт индивидуальных способностей каждого обучающегося (викторины, конкурсы, брейн-игры и др.).
6) Дистанционное обучение.
Разработка тестов, презентаций на личном сайте учителя.
Обязательные компоненты уроков:
• знания, умения и навыки являются средством для достижения оптимального общего развития личности,
• содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений применять математические методы для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, умений добывать недостающие знания, пользуясь учебником, справочником или другой литературой);
• соблюдение многогранности, коллизий, вариативности;
• формы общения учителя и детей: уважительное отношение к личности ребёнка, сотрудничество, сопереживание, сотворчество;
• решение нравственных и познавательных коллизий, решений проблемных ситуаций;
• подведение итогов личного участия в уроке, оценка учителя и самооценка ученика.
Уроки с использованием системно-деятельностного подхода.
Все учителя знают, что самый распространённый тип урока в школе – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований и раскроем суть изменений, связанных с формированием и развитием УУД с использованием системно-деятельностного подхода:
Этап урока |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Проверка домашнего задания |
Учитель показывает правильное выполнение. |
Ученики анализируют выполнение домашнего задания по наводящим вопросам учителя, возможно использование элементов самопроверки, взаимопроверки. |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает тему обучающимся. |
Ученики формулируют тему сами, а учитель подводит их к этому с помощью наводящих вопросов. |
Постановка цели и задач |
Учитель сообщает учащимся цель и задачи урока (что должны узнать, чему должны научиться). |
Цель и задачи формулируют сами обчающиеся, а учитель помогает это сделать, предложив им наводящие вопросы или задания, подводящие к формулировке. |
Изучение нового материала |
Учитель объясняет учащимся, «выдает» им новые знания. |
Обучающиеся «добывают» новые знания, выполняя проблемные задания, отвечая на вопросы, анализируя, делая выводы, обобщения. |
Закрепление материала |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует. |
Контроль |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися самостоятельной работы. |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует. |
Коррекция |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает. |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. |
Итог урока |
Учитель задает вопросы учащимся, выясняет, что они запомнили. |
Проводится рефлексия. |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, либо учитель дает дифференцированное задание. |
Урок математики в современных условиях рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и обучающихся. Урок должен быть построен таким образом, чтобы ученики находились в постоянном «поиске» знаний.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так … (формирование мировоззрения).
Создание и развитие у обучающихся универсальных учебных действий с использованием системно-деятельностного подхода, в первую очередь, – исследовательский процесс: обеспечивается активное участие учителя и ученика в поиске, помогает ученику «добывать знания», а учителю научить ученика учиться. Необходимо отметить, что этот процесс способствует интеллектуальному и творческому росту не только ученика, но и учителя. Дает ему возможность быть в курсе современных тенденций развития педагогической мысли; помогает быстро и адекватно реагировать на изменения приоритетов образования.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества образования, социальной и образовательной активности обучающихся, формирование у них широкого круга знаний, мировоззрения, практического результата решения математических задач, а также воспитание и развитие личности школьника.
Полученные результаты (внешняя оценка):
– Повышение качества знаний.
– Поступление в ВУЗы на бюджетные места.
– В 2009–2015 гг. 11 классы проходили государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ: обученность – 100 %.
– В 2011 г., 2014 г., 2015 г. 9 классы проходили государственную итоговую аттестацию в формате ГИА-9, ОГЭ: обученность – 100 %, качество знаний – 95 %.
С 2006 года использую в своей работе на уроках методы и приемы системно-деятельностного подхода: проблемные ситуации, проектные и исследовательские работы, творческие работы, информационно-коммуникативные технологии. Опыт работы обобщен в конспектах уроков, размещенных на различных сайтах Интернет. Результаты работы по использованию ИКТ на уроках размещены в рамках 13-ого Всероссийского интернет-педсовета (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,87750/), в «Сборнике докладов-2012/2013. Вып.2. – Москва, 2012. – 100 стр., ил», в рамках Первой Всероссийской научно-методической конференции «Интерактивные технологии в образовании» (http://moi-amour.ru/publ/0-0-2303-0-17).
Опыт работы по формированию УУД и здоровьесберегающих технологий размещен в пособии «Учебное пособие «Оценка здоровьесберегающей составляющей педагогических технологий. Часть 2. Психолого- педагогические аспекты. Теория и практика» под ред. Н.Б. Панковой, Н.А. Фроловой, Москва, Пробел – 2000».
Список литературы: