Рубрики
Литература

Андреева А.Ю. «Незнакомка» А.А. Блока на уроке литературы

Андреева Алла Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
СП № 3 «353 имени А.С. Пушкина»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»,
urevna47@mail.ru
 
Слайд 4
 
Его упования, его представления об истинном и прекрасном  несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.
 
А.В. Терновский
 
Слайд 5
 
…Тая загадку вечную,
 
сквозь тело музыка текла.
 
Е.А. Евтушенко
 
Поэтический шедевр А. Блока «Незнакомка» всегда вызывает у одиннадцатиклассников восторженный отклик. Люблю, затаив дыханье, наблюдать за выражением лиц учеников в тот момент, когда они вслушиваются в чарующую мелодию неподражаемых строк; затем – удовлетворённый вдох: и в наши дни Александру Блоку удаётся вочеловечивать юных читателей, пробуждать таинственное томление об идеале Красоты, увлекать в свою загадочную Вселенную.
 
Потребность поделиться впечатлениями так естественна, что обычно беседа завязывается сама собой, а мне остаётся лишь подключиться к обмену мнениями и незаметно придать разговору логическую стройность, задуманную мной направленность.
 
Без докторских их диссертаций,
 
На всё проливающих свет…
 
Б.Л. Пастернак
 
Суждение Б.Л. Пастернака о том, что о Блоке сложно судить по стандартным меркам, высказанное, например, в стихотворении «Ветер» («Кому быть живым и хвалимым…»), очень точное. Убеждаемся в этом постоянно, когда на уроках говорим о «Незнакомке». У каждого из нас – свой Блок, субъективное его восприятие. И в последнем нашем диалоге с учениками изначально осмысление композиции пошло вопреки привычной, давно утверждённой учёными мужами системы. Общепринятое в критике мнение: стихотворение «Незнакомка» состоит из двух частей, построенных на антитезе. Но почти все ученики, получив задание озаглавить композиционно завершённые части, выделили не две, а три(!):
 
1. «За шлагбаумами»: 1–4 строфы.
 
2. В ресторане: 5–6 строфы.
 
3. Явление Незнакомки: 7–13 строфы.
 
Такое композиционное деление, по-моему, правомерно, тем более что оно убедительно аргументируется учениками. Первой частью охватывается широкая панорама дачных окрестностей Петербурга. Во второй – пространство камерно сужается, замыкается стенами ресторана, загромождается столами и пьяными посетителями заведения. В третьей всё чудесным образом преображается, размываются границы реальности и мечты. Соответственно трижды меняются герои. В вечернем дачном пригороде герои – обыватели. В ресторане из толпы пьяных завсегдатаев на первый план выдвигается один из них – лирический герой. В завершающем композиционном фрагменте всех затмевает (вернее – всё освещает) прекрасная посетительница ресторана, остаётся лишь зыбкая связь между ней и очарованным рассказчиком. Соответственно меняется и словесная ткань частей. Обиходно-разговорная лексика в рассказе об обывательском захолустье: «канавы», «крендель», «заламывая котелки», «остряки», «пьяные оклики». В «ресторанные» строфы поэт, используя тот же лексический пласт («пьяницы», «глаза кроликов», «лакеи»), контрастом включает слова литературно-художественного стиля («влага», «терпкий»). В описании Незнакомки преобладает поэтическая лексика: «стан», «очи», «очарованный», «дыша духами и туманами». По наблюдениям учеников, деление на три композиционные составляющие закрепляет и стилистическая фигура – троекратно употреблённая поэтом анафора «каждый вечер…».
 
Дрожит волнистая черта,
 
На нем и в нем все что-то дышит…
 
З.Н. Гиппиус
 
Из домашних наработок учащихся. Об истории создания стихотворения говорим в основном для того, чтобы понять, что настоящие стихи – это сплав очень личного и – обязательно! – интересного для многих.
 
1906, год написания «Незнакомки», – трудный период в жизни Блока: и наметившиеся разногласия с друзьями-символистами, и семейная драма – увлечение Любови Дмитриевны другом Александра Александровича Андреем Белым, и спровоцированные этим частые запои поэта. «Растерзанная мечта» поэта приземляется, теперь не в храмах ожидает лирический герой свою Прекрасную Даму. Меньше иллюзорного, больше реального замечает поэт в «страшном мире» современной действительности.
 
Слайд 6
 
Впечатляет учеников воспоминание друга Блока Евгения Иванова о том, как Александр Александрович стал его гидом по дачным Озеркам, показывал местное озеро, где скрипят уключины, визжат женщины – всё то убожество, которое стала прообразом обывательского мирка в стихотворении. Ясно, что поэт обращал внимание спутника на то, насколько правдиво его описание.
 
Учительское обобщение
 
Это не просто натуралистическая зарисовка. Выписанный дачный пейзаж, в атмосфере которого процветает пошлость, разврат – и объективна, и субъективна. Этим диким воздухом дышит конкретный человек, эти вульгарные звуки слышит он же, в этой духоте и пустоте задыхается тот, кто описывает всё это. В первой композиционной части он присутствует незримо.
 
– Вспомним термин, называющий героя, система миропонимания и мирочувствования которого отражается в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
 
– Лирический герой. Здесь он совпадает с автором.
 
Дополнение учителя.
 
Интересно еще и то, что понятие «лирический герой» впервые было сформулировано в 1921 году Ю.Н. Тыняновым применительно к творчеству А.А. Блока.
 
Сам Александр Блок высказался по поводу рождения образа Незнакомки в статье «О современном состоянии русского символизма»: «Я уже сделал собственную жизнь искусством … Жизнь стала искусством, я произвёл заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо». Это же утверждение поэта в драме «К «Дионису Гиперборейскому»: «Незнакомку» я себе напророчил».
 
Восприятие действительности поэтом было осложнено ещё и российскими потрясениями. Блок писал 17 октября 1906 года В.Я. Брюсову: «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, и случайные».
 
Первое заключение
 
Поэтические образы рождаются из сложных хитросплетений внешних факторов и внутренних переживаний их создателей.
 
Бессмысленный и тусклый свет.
 
Как памятник началу века
 
Там этот человек стоит.
 
А.А. Ахматова
 
(Анализируя композиционную часть «За шлагбаумами».)
 
Слайд 7
 
Устные зарисовки по мотивам первой части стихотворения
 
Одна из них: «Вечернее время. Пригород. Жарко. Пыльно. Душно. Скучно. Однообразно. Снуют дачники в поисках пошлых развлечений. Среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Всё «дико и глухо»: и самодовольные кавалеры с их банальностями, и на всё согласные «дамы», и эти прогулки среди зловонных канав. Кажется, этот маршрут для дачного флирта – самый подходящий… Прослушивается обличительная авторская ирония по отношению ко всему и ко всем. Слово «дамы» в этом контексте предлагаю взять в кавычки. Вспомним, что ранее, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», оно писалось с заглавной буквы…».
 
Творческое задание
 
– Какие краски и детали избрали бы, если бы вам предложили проиллюстрировать этот пейзаж?
 
Высказываются многие:
 
– Выцветшие краски. Блёклые. Нарисовал бы карикатуру. Выделил бы деталь – «заломленные котелки».
 
– На тусклом размытом фоне силуэтов, схваченных в двусмысленных позах, выписал бы деталь, предложенную поэтом, – «золотится крендель булочной». Этот крендель стал бы символом чревоугодия, пустоутробия, убогости запросов среди тупой, оглушающей обыденности.
 
– Изобразила бы в выражении лиц прогуливающихся самодовольство, в нарядах – вульгарность, в жестах – распущенность.
 
– Сконструировал бы мозаичный калейдоскоп, в осколках его – порочные фигуры парочек, но не забыл бы и плачущего ребёнка. Калейдоскоп окантовал бы циферблатом, символически обозначив круговорот происходящего. Повторяемость – поэтическая задумка автора, недаром трижды подчеркнуто: «каждый вечер»…
 
– А я бы писала картинку так, как изображение смотрится в кривом зеркале, чтобы почувствовалось зрителю, что всё здесь искажено, исковеркано, искривлено. Даже «знаки» попыток любви обрели похотливое, мерзкое обличье.
 
Комментарий учителя
 
В тексте «Незнакомки» действительно есть образ, аналогичный ученическому. «В небе ко всему приученный бессмысленно кривится диск». Заметим, что привычный нам классический образ луны как спутницы влюбленных, свидетельницы романтических встреч. В тексте стихотворения Блока луна стала символом закоренелой привычки к пороку, к искажению всего естественного. Непривычный, уничижительный перифраз: «бессмысленно кривится диск».
 
Найти в тексте звуковые знаки и прокомментировать их
 
– «Скрипят уключины» – мурашки по коже – стоит представить этот скрип железа и дерева, издаваемый лодочным «суставом».
 
– «Пьяные оклики» вызывают омерзение.
 
– «Женский визг» – это странный звуковой сигнал. Только чего? Или это выражение вульгарной бесстыдной страсти. Или свидетельствует о насилии над ней.
 
– «И раздаётся детский плач». Он пополняет и завершает какофонию звуков. Голос брошенного или обиженного ребёнка вносит тревожную ноту.
 
Вопрос учителя
 
Внесем ясность в некоторые «затушеванные» места.
 
– Задумаемся, о каком времени года идет речь?
 
Часто дети ошибаются, предполагая, что речь идёт о лете, его  духоте и пыли.
 
Предложение вчитаться в предложенный текст.
 
Ученики находят свою ошибку: говорится о «весеннем и тлетворном духе». Но странная весна у Блока… И природа, и люди изнывают, задыхаются. «Тлетворный дух» не весенний, а летний, даже, скорее, – осенний образ. Искать загадку ощущения тлетворности надо, наверное, в психологии. Часто ученики воспринимают этот ключевой образ как образ-символ. Символ духовного разложения, атмосферы всего пространства и времени.
 
Вспомним литературоведческий термин:
 
– Назовите стилистическую фигуру, в которой соседствуют не сочетаемые по смыслу слова. (Вы увидели пример сочетания несочетаемого.)
 
– Оксюморон.
 
Подытожим.
 
Спустившись на землю, столкнувшись с низкой действительностью, Блок оглушен и потрясен. Обыденность, открывшаяся ему, пошла и тлетворна. Нагнетается понимание им повседневности и губительной силы пошлости.
 
Однозвучно-тихо ропщет
 
День прожитый, день далекий…
 
Усыпляют, будят звуки
 
И вливают в сердце горечь.
 
В.И. Иванов
 
(Ключевые образы II композиционной части «В ресторане». Толкование их учащимися.)
 
Слайд 8
 
Атмосфера дешёвого ресторана, по наблюдению учеников, такая же отталкивающая, как и вне его. И здесь тоже «каждый вечер» завсегдатаи заливают свою скуку вином, теряя человеческий облик.
 
Экскурс по тексту
 
– «Лакеи сонные торчат». Торчат, как что-то растительное, неподвижное. Выразительный глагол!
 
– «In vino veritas!» – это крылатое латинское выражение можно расслышать в пьяном многоголосье. Оно лишь подчеркивает, как можно извратить все.
 
– Этот афоризм выкрикивают «пьяницы с глазами кроликов». Глазами, красными от запоев, остекленевшими, вылупленными. Это соседи по столикам нашего героя. Он – один из них!
 
Находятся некоторые, утверждающие, что лирический герой только «рядом» (слово из ближайшего контекста), он  сам по себе, он настолько одинок, что «другом единственным» называет своё отражение в стакане. Он видит отталкивающую мерзость пьяной деградации.
 
Интересно высказанное на уроке наблюдение, что всё же и он, и они грешны одним – запоем. Как экономно и точно слово поэта! Блок сближает мир дачников и мир героя, который во IIчасти приобретает черты конкретного человека. Для изображения «родства» героя и «пьяных чудовищ» поэт подыскал семантически родственные слова: в обиталище пьяниц «воздух… глух», и он, завсегдатай этого дикого трактира, тоже «смирён и оглушен».
 
Обобщение.
 
Героя засасывает болото пьяного растления. Но пока и отвращает. Он на грани пассивного растворения. Но ждет спасения.
 
Господь, Господь мой, Солнце, где Ты?
 
Душе пленённой помоги!
 
Прорви туманные наветы,
 
О, просияй! Коснись! Сожги…
 
З.Н. Гиппиус
 
(Вопросы, загадки, сомнения… Размышления учеников над IIIкомпозиционной частью «Явление Незнакомки…»)
 
Слайд 9
 
1. «Мои первые впечатления о Незнакомке». Из письменных экпресс-отзывов.
 
«С появлением Незнакомки начинаешь верить в облагораживающее воздействие высокой красоты. Всё преображается: вместо духоты – аромат свежести и духов, вместо пьяных выкриков – тишина, в которой уже не просто слышится, а чувствуется шелест шёлка и плавное колыхание перьев шляпки, а перед глазами героя не лица пьяниц, а только лик очаровательной посетительницы. Ход мыслей героя возвышен и лиричен. И нет больше мерзкой реальности, она в этот момент далеко-далеко её затмило прекрасное явление. Но, к сожалению, и лирический герой тоже страшно далёк от желанной».
 
«Тишина, благоуханье, чистейшее воплощение идеальной красоты – вот первые впечатления. Перелив шелков, обтекающих стройную девичью фигурку, воздушное колыханье перьев на  изящной шляпке, тихое чистое дыханье. Благозвучным становится строй поэтических строк, словно из звуков рождается нежная мелодия».
 
«Запоминаются глаза, точнее – очи, «синие, бездонные». Они манят героя, зовут в таинственную, недосягаемую даль. Узкая девичья ручка, унизанная кольцами. Изящная шляпка. Вуаль. Благодаря этим деталям складывается некоторое представление о внешности аристократки. Всё  окутано тайной, недоговорённостью».
 
«Всё то, что вкладываем в понятие женственность, все это – Незнакомка. В ней мало материального. Всё в ней гармония, грация, манящая, так и неразгаданная тайна вечности. Секрет её обаяния, думаю, объяснить невозможно».
 
«Мимо безобразных людишек медленно, не соприкасаясь с ними, плывёт женщина-призрак. И сразу легче становится дышать, жить, мечтать. Всё отвратительное отдаляется, но и Незнакомка, промелькнув, никому не позволит приблизиться к ней. Это женщина-мечта».
 
Промежуточное обобщение
 
Контраст между первыми двумя и третьей частью стихотворения очевиден. Третья часть окутана туманностью, возникают вопросы о тайне женственности и красоты. В первых впечатлениях о Незнакомке – напоминание об идеале, пленительном,  поэтичном, возвышенном.
 
Милый призрак!
 
Я знаю, что всё мне снится…
 
М.И. Цветаева
 
Слайд 10
 
II. Загадка Блоковской Незнакомки.
 
Проблемная беседа
 
Беседа строится на сформулированных учениками вопросах и совместном обсуждении возможных ответов на них с опорой на поэтический текст.
 
– Почему неотразимо-очаровательная Незнакомка является в мире пьяниц «с глазами кроликов»?
 
• Для контраста между «низкой» действительностью и «высокой» мечтой.
 
• Как память: душа и лирического героя, и автора сохранила высокий идеал вечной женственности.
 
• Может быть, наблюдая, как много в мире пошлого и безобразного, поэт поддерживал себя и своих читателей утверждением, что красота спасёт мир.
 
• Наверное, единственное, что Блок  задумывал противопоставить «страшным» реалиям жизни – это Красота и Любовь.
 
Вопросы рождаются по ходу обсуждения. Задача учителя – притормаживать, не наслаивать один на другой, а дать возможность собеседникам озвучить несколько версий.
 
– Почему каждый вечер Незнакомка появляется в этом заведении?
 
• Возможно, сюда её ведут личные воспоминания о минувшем счастье, о встречах, когда влюблённым было нужно скрываться или им было неважно, где они и кто рядом.
 
• Она в поисках поклонника?
 
Подобные предположения резко отклоняются. Аргументируется это тем, что она всегда одна, отстранённая, и место выбирается ею подальше от вульгарного соседства.
 
Дополнение учителя, направленное на углубление понимания неоднозначности, двуликости ключевого образа.
 
Существует в критике версия, что Незнакомка не просто обновлённый образ Прекрасной Дамы, а дама полусвета. Вот высказывание К.И. Чуковского: Блок «усилил её неприглядность: придал ей мелкие черты лица, мещанскую вуаль и пьяное бесстыдство дешёвой кокотки. И всё же воспел её набожно». Вот, оказывается, как можно толковать так поразивший нас образ.
 
Слайд 11
 
Блок тоже упоминал, что его Незнакомка навеяна Врубелевскими полотнами и якобы сам он пытался придать ей демонические черты.
 
– Незнакомка является в определённое время, «в час назначенный».  Назначенный кем?
 
• Мне героиня видится в ореоле мистики. Предполагаю, что она романтично связала это место, этот час со своей верой в провиденье, во встречу с суженым. Недаром она одета изысканно, как на свиданье.
 
• Скорее всего, это «час, назначенный» её возлюбленным, исчезнувшим по недоговорённым автором причинам. То ли он обманул её, то ли забыл, то ли жестоко подшутил… А она ждёт, не в состоянии проститься с прошлым.
 
• Это её «ритуал». Мне она очень напоминает героиню стихотворения И. А. Бунина «Забытый фонтан», которая также бродит в мире призраков.
 
• Моя версия прозаичнее. Это «час, назначенный» лирическим героем. Он ожидает, когда на определённой стадии опьянения реальность и мечту не различить.
 
– Незнакомка «садится у окна»? Почему?
 
• Ещё одно подтверждение того, что она ждёт кого-то.
 
• А мне кажется, что это эстетический элемент. Окно – как рама для портрета прекрасной гостьи.
 
• Образность: это окно, за которым видится «очарованная даль», оно открывает замкнутое пространство ресторана.
 
• У окна можно вдохнуть воздух.
 
• Не исключаю, что она, явно заботящаяся о своей внешности, выбирает место под окном, вечерний свет из которого выигрышно освещает её.
 
– Зачем поэт вписал в детали портрета траур?
 
Слайд 12
 
• Печаль, тревога – это основной эмоциональный  колорит образа.
 
• Траурные перья, возможно, знак ненайденной любви, ненужной никому красоте.
 
• Она потеряла кого-то близкого, любимого.
 
– Герой, давно наблюдающий за Незнакомкой, не подходит к ней. Почему?
 
Слайд 13
 
• Интеллигентный человек (у меня он всё-таки ассоциируется с Блоком) деликатно не решается вторгаться в чужое пространство одинокого человека, не хочет тревожить Незнакомку.
 
• Тем более что она, кажется, не желает общения, дорожит одиночеством.
 
• Вспоминаются строчки другого стихотворения Блока:
 
И дерзкое возбудишь подозренье,
 
Сменив в конце привычные черты.
 
Вдруг он боится, что она не такая, какой он её представил. Он ничего не знает о ней. Расставаться с милым вымыслом не хочется. Крушение идеала трагично, а он и так не в лучшем состоянии.
 
• Боится её спугнуть, лишиться возможности видеть её хотя бы издалека…
 
• У меня ощущение, что Незнакомка – плод его одурманенного вином сознания. Её вообще нет, это мираж, это сон, в котором герою легче и лучше. Заметили, что её появление и исчезновение сопровождает фраза «Истина в вине»? На мысль о нереальности героини выводит и вопрос героя: «Иль это только снится мне?»
 
Такие высказывания оспариваются. Вызывает сомнение, что лирический герой вторит своим разгулявшимся соседям: «Истина в вине». Его опьянение вызвано близостью очаровательной женщины. Вспоминается, что в «Войне и мире», описывая встречу Болконского с Наташей, Толстой в метафору тоже включает слово «вино»: «Вино её прелести ударило ему в голову». У Блока подобная метафора.
 
Это интересно (слово учителя).
 
Снова обратимся к оценке К. И. Чуковского: « Всё двоилось у него в душе, и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя – не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами – мечтал… Такой двойственности ещё не было в русской поэзии, и нужно быть великим поэтом, чтобы выразить эту двойственность в лирике».
 
– «Странной близостью закованный»… Это о чем?
 
Слайд 14
 
• Об одиночестве героев в этом «страшном» мире, об их тяге  к прекрасному.
 
• Он грезит красотой, она ее выразительница.
 
• «Странная близость», так как она не для него, она чужая и далекая: «чужие тайны», «чье-то солнце», «и очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу»… Близкое, желанное, но невозможное счастье. Это повторяющийся мотив у Блока.
 
Информация учителя об иных точках зрения на образ Незнакомки.
 
Исследователь творчества А. Блока Л.К. Долгополов высказал мнение о том, что стихотворение завершается пессимистично, а в том, что нет никакой надежды на просвет, виновны оба главных героя: «Незнакомка – лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».
 
Это суждение воспринимается как верное совсем не многими учениками.
 
• Нет. Блок пытается постичь тайны возвышенного и чувствуется, что они ему открываются. «Ключ поручен только мне», – размышляет герой в порыве открытия новых истин.
 
Слайд 15
 
Слово учителя. Возвращение к эпиграфу урока.
 
– С этой гипотезы, заявленной в эпиграфе, начинался урок. Гипотеза об очистительном спасительном чувстве прекрасного, облагораживающем душу человека. Ее художественно и полно высказал исследователь лирики А.А. Блока Терновский А.В.: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям».
 
Слайд 16
 
Прославленный не по программе
 
И вечный вне школ и систем,
 
Он не изготовлен руками
 
И нам не навязан никем.
 
Б.Л. Пастернак
 
Итак,
 
I. Мы заметили, как емка и многозначна классическая поэтическая строка, и каждый из нас сумел прочитать ее по-своему.
 
II. У нас определилось четыре разных подхода к трактовке образа Незнакомки:
 
1. Незнакомка уже не небесная символическая Прекрасная Дама, а часть «страшного мира», наделённая Блоком реальными чертами; одновременно она и воплощение высокого идеала красоты и женственности.
 
2. Незнакомка – дама полусвета, искательница приключений, хотя и отличающаяся от вульгарных женщин пригорода.
 
3. Незнакомка нереальна, порождена мечтами и винными возлияниями.
 
4. Незнакомка реальна и таинственна, но представление о ней складывается в высокой мечте лирического героя и лишено объективности.
 
III. Проследили конфликт «мечты и действительности», на границе которого возник образ загадочной Незнакомки А.А.  Блока.
 
Презентация – в приложении.
 
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
 
Список литературы:
 
1. Блок А.А. О современном состоянии русского символизма // Собр. соч. в 8 томах. Т. 5.М.: Худ. лит.,1960.
2. Блок А.А. К «Дионису Гиперборейскому»// Собр. соч. в 6 т. Т. 4. Драматические произведения. М.: Правда, 1971.
3. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л.: Наука, 1978.
4. Красовский В.Е., Леденёв А.В. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя. Литература. М.: АСТ; Слово, 2002. (Справочник абитуриента).
5. Ломтев С.В., Терновский А.В. Блок А.А. Стихотворения. Поэма: Анализ текста, основное содержание, сочинения. М.: Издательство «Дрофа», 2006.
6. Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка» [Электр. версия]. URL: www.osvita.ua (дата обращения: 9.03.2016).
7. Чуковский К.И.Александр Блок как человек и поэт [Электр. ресурс]. URL: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=352 (дата обращения: 9.03.2016).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.