Рубрики
Воспитательная работа

Эффективные методы и приёмы работы с детьми в условиях инклюзивного образования

В настоящее время родители «особых» детей всё чаще и чаще делают выбор в пользу инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении. Именно поэтому современному педагогу необходимо использовать методы и приёмы, позволяющие работать одновременно с группами детей с различными особенностями, возможностями и образовательными потребностями.

0
Бурцева Марина Сергеевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля»,
1359do7@mail.ru

В настоящее время родители «особых» детей всё чаще и чаще делают выбор в пользу инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении. Именно поэтому современному педагогу необходимо использовать методы и приёмы, позволяющие работать одновременно с группами детей с различными особенностями, возможностями и образовательными потребностями.

В настоящее время эффективной технологией при обучении детей, как с нетипичным развитием (например, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с нарушением обработки сенсорной информации, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, минимальной мозговой дисфункцией и т.д.), так и с «нормой», является включение метода АВА-терапии в образовательный процесс.

АВА (Applied Behavior Analysis) – терапия основана на методах прикладного анализа поведения. «Прикладной» означает возможность практического использования. АВА-терапия применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции окружающей средой. Ходьба, чтение, произнесение слов – все это примеры поведения, каждому из которых можно научить, используя приёмы АВА.

Поведенческая терапия по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия. Когда ребенку эти последствия нравятся, он станет повторять поведение, вызвавшее понравившееся последствия, а когда не нравятся, не станет. Самым простым примером последствия является похвала. Сделал –похвалили. Для ребёнка с нормативным развитием похвала является значимым последствием его поведения, и ребёнок будет стремиться услышать похвалу вновь. Для ребёнка с нетипичным развитием похвала значимой может и не быть. Приятным последствием поведения может быть звук музыкального инструмента, щекотка… Что именно вызывает приятные эмоции (ощущения) необходимо выяснить педагогу, работающему с этим ребёнком. От этого зависит, удастся ли создать мотивацию к занятиям. Созданию мотивации отводится особая роль. Мотив является побудительной, движущей силой любой деятельности. В качестве мотивационных стимулов в АВА используют подкрепления (поощрения): съедобные поощрения, приятные действия (потрогать любимую игрушку, щекотка и др.), которые ребёнок получает, выполнив определенные задания. Постепенно  происходит переход на социальные поощрения – похвалу и т.д. Таким образом, упор делается в основном на побуждающую роль мотива. Мотивация призвана побудить ребенка выполнить те или иные действия, в результате чего он получит то, что ему нравится. Умение педагога управлять поведением ребёнка с помощью осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации называется в АВА «учебным контролем».

Для овладения учебным контролем необходимо вызвать у ребёнка устойчивую ассоциацию совместного нахождения с педагогом и какими-нибудь приятными занятиями; научиться взаимодействовать с ребёнком так, чтобы он следовал инструкциям при наличии значимого подкрепления. Овладеть техникой учебного контроля – значит также получить согласие ребёнка позволить вам принимать решения  по поводу того, на каких условиях вы будете с ним общаться. Общение с педагогом должно приносить радость ребёнку, чтобы он в дальнейшем следовал указаниям. Поэтому на начальных этапах обучения педагог старается следовать интересам ребёнка так долго, как только можно находиться вместе. Сделать время, проведенное вместе с ребёнком привлекательным для него, потому, что вы часть этого времени. Постепенно педагог организует совместную деятельность, исходя из тех целей, которые он поставил, поощряя ребёнка соответствующим подкреплением. Лучший способ мотивировать ребёнка – дать понять, что он сможет легко и быстро получить то, что хочет, если будет выполнять задания.

Выбор подкрепления должен зависеть от текущей мотивации ребёнка – от того, что он хочет получить или, чем бы он хотел заняться в данный момент. Дать подкрепление – повысить вероятность того, что ребёнок повторит желаемое поведение (выполнение инструкции) в будущем.

Один из приёмов ABA – обучение без ошибок с использованием подсказок. Что же такое подсказка?

Известные учёные Линн МакКланнахан и Патриция Крантц из Принстонского Института Развития Ребенка отмечали: «Подсказка – это инструкции, жесты, демонстрации, прикосновения или другие вещи, которые мы организовываем или делаем для того, чтобы увеличить вероятность продуцирования детьми правильных реакций».

Поскольку существует множество различных видов обучающих подсказок, есть возможность адаптировать их для разных стилей обучения и способностей детей. Использование обучающих подсказок относится к положительной манере преподавания и, таким образом, способствует обучению, поскольку учащиеся постоянно добиваются прогресса, выполняют необходимые действия и задания смело, не опасаясь ошибиться или получить отрицательный ответ. Подсказка –это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребёнку дать правильный ответ. Стратегия безошибочного обучения изобретена для того, чтобы образовательный процесс протекал без стресса, связанного с совершением ошибок. На этапе обучения мы просто не даём ребёнку ошибаться. Для этого необходимо применять подсказки разных видов.

Физическая подсказка – полная (или частичная) манипуляция телом ребёнка для выполнения им задания (например: мытье рук, обучение письму, лепка и др.). Педагог обхватывает руки ребёнка и его руками совершает необходимые действия. Постепенно степень контроля рук ребёнка педагогом снижается.

Имитация, моделирование – показ действий, которые должен повторить ребёнок. Даётся инструкция: «Сделай так!» и педагог сам выполняет действие, которое ребёнок должен повторить.

Жестовая подсказка – педагог жестом показывает на сам предмет или обводит рукой область, где нужно его искать. Например: на столе лежат карточки, педагог задаёт вопрос: «Где стул?», и сразу же своей рукой обводит область, где этот предмет находится, тем самым сужая границы поиска. Можно сразу показать искомую карточку, чтобы ребёнок показал её уже сам.

Позиционная подсказка. Приведём пример: на столе лежат игрушки, педагог задаёт вопрос: «Где красная машина?» и подвигает к ребёнку именно ту игрушку, которую тот должен показать.

Визуальная подсказка помогает ребенку следовать инструкциям и правилам без помощи педагога (например, построить башню, опираясь на картинный  план).

Визуальная подсказка с использованием визуальных стимулов. Приведём пример: педагог объясняет, что на занятии не нужно кричать и подносит указательный палец ко рту, подсказывая, что в классе должна быть тишина. Таких визуальных стимулов может быть много. Они также помогают не отнимать время на проговаривание правил поведения. Например, практически все педагоги используют обучающую жестовую подсказку «рука, поднятая ладонью вверх и согнутая в локте». Что она означает? Хочешь ответить – подними руку! А сколько (особенно в начальных классах) зрительных подсказок-картинок: «сиди за партой ровно» и т.д. В одной общеобразовательной школе нашего округа учитель начальных классов разместила в стороне от доски для первоклассников следующие надписи: «Разрешите мне выйти…», «Разрешите спросить…», «Помогите мне, пожалуйста…» и т.д. Это как раз и есть обучающие поведенческие подсказки для аутистичных, скромных или просто растерявшихся детей, которые попали в новую обстановку.

Речевые подсказки: подсказка-«эхо» (моделирование правильного ответа) и подсказка-инструкция (напоминание о том, что ребёнок должен сделать).

Подсказка-«эхо» помогает ребёнку найти правильный ответ. Например, задавая вопрос «Что это?», педагог сам сразу даёт ответ, а ребёнок этот ответ повторяет. Постепенно предоставление подсказки происходит с задержкой, пока не исчезнут совсем.

Подсказка-инструкция используется, когда надо, чтобы ребёнок сделал что-то сам. Это естественная подсказка, которую используют повсеместно «Помой руки!», «Убирай вещи». Напоминания помогают переключиться с одного действия на другое.

Безошибочное обучение – это процесс постоянного пополнения списка подсказок к инструкциям, чтобы ребёнок достиг успеха, и систематического уменьшения количества используемых подсказок, чтобы помочь ребёнку стать более самостоятельным через некоторое время. Обучение без ошибок осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам. Сначала подсказок много, постепенно их количество уменьшается, пока не исчезнет совсем. Некоторые навыки могут быть более трудными для усвоения ребёнком и, как следствие, будут длительное время требовать использование разных подсказок. К освоению других навыков ребёнок может быть более мотивирован, и в этом случае подсказки ему будут требоваться в меньшей степени.

Постепенно количество подсказок уменьшается, одни подсказки заменяются другими, пока ребёнок не сможет выполнять желаемое самостоятельно. Уменьшение подсказки позволяет ребёнку становиться более независимым в использовании навыка. Знание того, как подсказывать и когда уменьшать подсказки, определяется опытом обучения ребенка, наблюдением за ним.

Необходимо помнить, что главная цель использования подсказок – формирование самостоятельности ребёнка.

Использование вышеперечисленных приёмов очень актуально в интегрированных группах. Приёмы АВА могут использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. Ребёнок охотнее подражает сверстникам, имитирует их действия. В групповой работе помогает еще один приём, повышающий самостоятельность, снижающий тревожность и делающий распорядок дня более понятным – визуальное расписание. Визуализировать можно как режим дня, так и отдельное занятие. Так как структура занятия включает в себя одни и те же компоненты, то к каждому компоненту можно подобрать картинку-символ. Увидев эту картинку, дети понимают, чем будут заниматься. Такой способ мотивирует детей проговаривать самостоятельно то, чем они будут заниматься. Например, картинка с изображением вертушки символизирует переход к дыхательным упражнениям, а звуковая схема слова – работу над фонетическим разбором слова.

Каждый ребёнок может учиться и развиваться, несмотря на свои особенности. Задача педагогов – найти способы сделать обучение эффективным!

Список литературы:

1. МакКланнахан Л., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению./ Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003, 112 с.
2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. С.: Бахрах-М, 2014.
3. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Е.: Рама Паблишинг, 2013.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0