Рубрики
История

Щербаков С.Н. Ресурсы экспозиции Исторического парка «Россия – Моя история» в контексте изучения военной истории России

Щербаков Сергей Николаевич,
кандидат исторических наук,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
scherbakowsn@mosmetod.ru
 

Изучение военной истории нашей страны открывает славные страницы боевого прошлого российского государства, способствует увековечиванию исторической памяти героических событий нашей истории, содействует формированию уважения к военным подвигам и является базовой основой патриотического воспитания общества.

Можно изучать военную историю по научным монографиям, иллюстрированным книгам, художественно оформленным альбомам, CD-дискам, но это будет лишь содержательная часть каких-либо событий, которая не всегда имеет видимую читателю и слушателю связь с процессами и явлениями в истории. Всегда лучше и полезнее для понимания исторического события видеть связь этого события в контексте своего времени, реалии которого отражают сущность рассматриваемой возникшей  проблемы в конкретный исторический период истории России. 

Просторные залы Исторического парка «Россия – Моя история» (ВДНХ, павильон № 57), где как в зеркалах времен освещенные светом эпохи отражаются события минувших веков, оснащенные современным звуком и видеотрансляторами, будут всегда иметь неоспоримое преимущество при первом знакомстве человека с великой и бессмертной летописью ратных дел нашего Отечества.

Фотография 1

Ресурсы экспозиции Исторического парка «Россия – Моя история» в контексте изучения проблем отечественной военной истории включают в себя иллюстрации и материалы, содержащие интересные сведения об основных важнейших военных сражениях, представленные на информационных экранах и в кинозалах «Армия и флот», «Великие сражения», а также на одноименных интерактивных стендах. Экспозиция «Моя история. Рюриковичи и Романовы» содержит в себе все основные даты войн и знаменитых сражений, которые произошли в истории нашего Отчества, в период с X по конец XIX вв. Представленный в ней богатейший интерактивный и картографический материал способствует углубленному изучению военной истории России. Заслуживают интереса представленные на стендах высказывания об армии и флоте, принадлежавшие императорам Петру I, Александру I, Александру III; полководцам Александру Васильевичу Суворову, Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, а также германскому государственному и военному деятелю Отто фон Бисмарку. Обращает на себя внимание широкое использование в экспозиции военного словаря, представленного подробнейшим пояснением понятий и терминов, например  «заставы богатырские», «кольчуга», «панцирь», «щит», «топор», «детинец» и др. В оформлении выставки усиливает впечатление от эпохи подача материалов в виде 2–3 фактов важных дат военной истории России  с фрагментами из источников, что методически является правильным и содействует логическому усвоению событий посетителями.

Фотография 2

На выставке имеется содержательная информация о «каменном щите отечества» в эпоху Рюриковичей – о русских крепостях в Копорье, Изборске, Орешке, Ивангороде, Великом Новгороде, Пскове и Московском Кремле. Особо интересно смотрится интерактивная экспозиция «Крепости Руси», включающая в себя трехмерную реконструкцию архитектурных объектов и подробное описание средств защиты и обороны крепостных сооружений. Отдельно на информационных стендах представлена интерактивная информация об организации армии в России IX–XVII вв.: пехоте, коннице, артиллерии. В эпоху Рюриковичей, период IX–X вв. представлен родами войск, включающими пехоту и флот. Подробно показано вооружение и боевое оружие дружинника, характеристики военных судов Древней Руси (лодки-однодревки, ладьи, морского корабля).

Период XI–XIV вв. представлен родами войск, включающими пехоту и конницу. Подробно показано вооружение пешего ратника и конного всадника. Даны изображения княжеской дружины, городского ополчения, иностранных наемников. Период XV–XVI вв. представлен описанием вооружения и средств защиты пеших стрельцов, конных воинов и артиллеристов. Артиллерия представлена пищалями, ручницами и царь-пушкой. В целом, военные страницы истории России освещаются почти в каждом зале экспозиции. Например, в части экспозиции «Романовы» представлены интерактивные тематические подборки «разгром хазарского каганата 965–968 гг.», «Невская битва 15 июля 1240 г.», «Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.», «Куликовская битва 8 сентября 1380 г.», «Битва при Молодях 30 июля – 2 августа 1572 г.». На стендах «Великие сражения» представлены подробные трехмерные реконструкции сражений, среди которых Полтавский бой 27 июня 1709 г., Чесменское сражение 26 июня 1770 г., Взятие Измаила 11 декабря 1790 г., Синопское сражение 18 ноября 1853 г., Гангутское сражение 27 июня 1714 г., сражение у мыса Тендра 29 августа 1790 г., Бородинское сражение 26 августа 1812 г., бой у Шипки-Шейново 26–28 декабря 1877 г. Необходимо отметить наличие профессионально поставленных световых и звуковых решений в освещении событий военной истории России. Также имеются кинозалы «Великие сражения» и «Армия и флот» в залах № 7 и № 16, где рассматриваются поход Олега на Византию в 907 г., разгром князем Святославом Хазарского каганата в 965 г., битва на Калке в 1223 г., монгольское нашествие 1237–1239 гг., Ледовое побоище 5 апреля 1242 г., Куликовская битва 8 сентября 1380 г., стояние на Угре в 1480 г., Молодинская битва 1572 г. и многие другие битвы. Самые яркие страницы военной истории России представлены на выставке мультимедиа-ресурсами с привлечением фрагментов из знаменитых полотен художников царской России, а также оцифрованными современными творениями живописцев Студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова Министерства обороны Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что информация о военной истории России во всех залах Исторического парка «Россия – Моя история» (ВДНХ, павильон № 57), в интерактивной и высокохудожественной своей основе в целом соответствует положениям Историко-культурного стандарта и может быть использована для проведения тематических занятий по истории с учетом разработки уроков на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.