Рубрики
Дошкольное образование

Музыкально-грамматические рифмовки как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

На современном этапе развития российского образования, протекающем в новых социально-экономических, политических и культурных условиях, особенно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания личности. Создание системы нравственных ориентиров, приобщение детей к ценностям культуры, воспитание личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматриваются в качестве приоритетных задач образования.

0
Тихонова Елена Сергеевна,
кандидат психологических наук,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»,
e-tikhonova@uchastie-sv.ru
Селиванова Марина Евгеньевна,
учитель-логопед СП «Надежда»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 875»,
mar33@mail.ru

На современном этапе развития российского образования, протекающем в новых социально-экономических, политических и культурных условиях, особенно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания личности. Создание системы нравственных ориентиров, приобщение детей к ценностям культуры, воспитание личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматриваются в качестве приоритетных задач образования.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития духовного мира ребенка и формирования ценностных ориентаций [5]. В этот период дошкольник активно осваивает социальное пространство, приобретает знания об окружающем мире, открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми и сверстниками, через игру.

Как показывают многочисленные исследования, огромным развивающим и воспитывающим потенциалом обладает досуговая деятельность, рассматриваемая как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество [1].

Несмотря на частое обращение в последние годы к проблеме создания воспитательной досуговой среды, ощущается острая необходимость поиска эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольника через досуговую деятельность [2].

В данной статье речь пойдет о музыкально-грамматических рифмовках и возможностях их использования в логопедической и воспитательной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в контексте досуговой деятельности.

Человек и окружающий его мир живут по законам ритма – смена времен года, чередование дня и ночи, работа нашего сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмизированные движения активизируют деятельность мозга человека. Не случайно психологи рекомендуют с младенчества заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме и с помощью разнообразных средств.

Одним из таких средств являются рифмовки, которые традиционно используют вработе с дошкольниками по звукопроизношению и для проведения динамических пауз. Рифмовки представляют собой специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы и служащие определенной дидактической цели. Позитивные результаты имеет практика использования рифмовок в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, испытывающими стойкие трудности усвоенияосновных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

Материал, который вызывает трудности в работе по формированию лексико-грамматических средств языка, можно также предложить детям в стихотворной форме и с музыкальным сопровождением. Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребенка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.

Стихи, имеющие четкую ритмическую структуру, которые можно пропевать, мы назвали музыкально-грамматическими рифмовкам [3]. Мелодия, сопровождающая такие рифмовки, должна состоять из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения дошкольником. Предполагается соответствие текста рифмовки детскому опыту. Слова должны быть не затруднительны для воспроизведения самостоятельно и с помощью взрослого. Музыкально-грамматические рифмовки отличает четкий ритм. Ритм рифмовки акцентирует морфологический признак, который необходимо закрепить в импрессивной или экспрессивной речи ребенка. В соответствии с коррекционной задачей рифмовка максимально насыщена грамматическими формами и предложно-падежными конструкциями. Многократное восприятие и воспроизведение их в сочетании с активизацией слухового, зрительного, тактильного анализаторов способствует формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в максимально короткий срок.

Произносить (пропевать) рифмовки необходимо с обязательным протягиванием гласных звуков в словах, что способствует развитию чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, речевого дыхания и формированию воздушной струи.

Стихотворный материал оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние дошкольника: неизменно вызывает живой интерес и позитивные переживания, не вызывает усталости и напряжения, формирует мотивацию к занятиям, повышает общую и речевую активность.

Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является ее соответствие детскому опыту. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать пространство, в котором дошкольник приобретает значимый для его дальнейшей жизни игровой опыт, учится понимать себя и других, осваивает школу человеческих взаимоотношений.

Включение рифмовок в контекст досуговой деятельности не только обеспечивает решение коррекционно-развивающих задач, но и способствует созданию благоприятных условий для работы по развитию нравственных чувств, нравственного поведения, по формированию ценностных ориентаций.

Многолетний опыт использования в образовательной практике музыкально-грамматических рифмовок позволяет выделить пять этапов работы над стихами.

На первом этапе ребенку предлагается прослушать мелодию рифмовки в исполнении взрослого или в аудиозаписи.

На втором этапе ребенок знакомится с текстом рифмовки в музыкальном сопровождении.

Продолжает работу над рифмовкой этап ее восприятия в сочетании с демонстрацией наглядного материала, в качестве которого могут быть использованы предметные картинки, игрушки, муляжи, конструктор и др.

Четверной этап работы открывает перспективу для творческого взаимодействия ребенка и взрослого в ходе работы над рифмовкой. На этом этапе взрослый включает работу над рифмовкой в контекст той или иной игровой ситуации. Ситуации могут быть самими разными, к примеру, «Утка в гости к нам пришла», «На прогулке», «Подарки Синей феи», «День рождения» и т.д. Особо важно подчеркнуть, что игровую ситуацию может предложить не только взрослый, но и сами дети.

Завершает работу над рифмовкой самостоятельное воспроизведение музыкально-грамматической рифмовки малышом [3], [4].

Перечисленные этапы работы обеспечивают многократное восприятие и воспроизведение рифмовки на слух. В зависимости от уровня речевого развития, целей и задач педагога, а также интересов ребенка они могут быть полностью или частично реализованы в различных формах образовательной деятельности.

Проиллюстрируем возможности музыкально-грамматических рифмовок на примере досуга для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Тема: «Путешествие в село Покровское»

Цель: закрепление знаний детей о культурно-исторических традициях праздников в России.

Задачи:

– активизировать, уточнять и расширять словарь по культурно-исторической тематике;

– совершенствовать словообразовательные и словоизменительные навыки;

– воспитывать уважение к родной культуре и доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию «Путешествие в село Покровское»

Описание:

1. Приглашение в путешествие

Дети сидят полукругом. Педагог показывает детям конверт.

– Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Кто же его прислал? Обратный адрес есть: село Покровское.Давайте прочитаем письмо!

«Здравствуйте ребята! Пишет вам сказочница Арина. Вот и осень пришла, праздник нам принесла. Много славных праздников осенью, но один из них – мой самый любимый. С давних пор на Руси 14 октября отмечали праздник «Покров». Это сокращенное название. Село, в котором я живу – Покровское – названо в честь этого праздника. В центре села построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день с утра все идут в храм, на службу, а потом встречают гостей, весело праздник отмечают. А я не смогу в храм сходить, я заболела. Так вы меня порадуйте, утешьте бабушку: приезжайте в гости, привезите, пожалуйста, икону праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Буду ждать! Сказочница Арина»

– Ребята, давайте навестим сказочницу Арину и привезем ей икону. Что такое икона? Кто из вас видел икону? Где вы видели икону? Кто обычно изображен на иконах? /Участники выясняют, что икона – это изображение. На иконах изображаются Иисус Христос, Богородица, Ангел Хранитель, святые, события из жизни Иисуса Христа или святых (демонстрация слайдов). К иконе наши предки относились очень бережно. Иконы помещали в доме на самом видном месте. Угол, где были иконы, назывался красный угол, т. е. самый красивый. Под иконами в красном углу было самое почетное место. Там садился хозяин дома. На свадьбах в красный угол сажали жениха и невесту/.

2. Путешествие в село Рождествено

– Итак, ребята, мы отправляемся в село Покровское. Как же нам туда добраться? Нам поможет волшебный экран. Что изображено на экране? /Карта./

– Ребята, это карта нашей страны. Как называется наша страна? /Россия./

– Посмотрите, на карте показан маршрут нашего путешествия. /Участники выясняют, что надо выехать из Москвы, проехать село Рождествено, город Воскресенск, город Троицк и попасть в село Покровское./

– Ребята, а на чем мы в путь отправимся? /На экране – автобус, садимся в автобус и начинаем в путешествие./

Упражнение «Измени слово»

Цель: формирование навыков образования предложно-падежных конструкций.

– Ребята, вы запомнили, как называется праздник, в честь которого названо село Покровское? Давайте проверим!

Первый снег, мороз суров                           Больше тысячи пудов

В октябре был на … (Покров)                     Отлили колокол в … (Покров)

Колокол отлили, скоро                          Будем мы на месте скоро

Зазвучит он в день … (Покрова)            И заглянем в храм… (Покрова)

– Мы подъезжаем к селу Рождествено. Ребята, вы догадались, почему оно так называется? /В старину очень часто города и села называли в честь православных церковных праздников./

– Вспомните, какие старинные церковные праздники вы знаете? /Рождество, Троица, Пасха, Покров./

– Название какого праздника прячется в слове «Рождествено»? Вслушайтесь, как оно звучит! /Участники вспоминают события праздника Рождества Христова./

Упражнение «Измени словечко»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных.

– В ночь на 7 января многие люди спешат в храм. В храмах идет праздничная служба. Поет церковный хор. Храмы украшают еловыми ветками. Повсюду слышны колокольные звоны. Это звонари приглашают народ на праздник и возвещают о том, что в эту ночь родился Христос Спаситель. Елка, которую мы украшаем на новый год, называется … /Новогодняя./ Звучат ответы детей.

– Елка, которую мы украшаем в Рождество, какая? … /Рождественская./

– Подарок, который делают на Рождество, какой? … /Рождественский./

– Служба в храме в Рождество, какая? … /Рождественская./

– Звоны на Рождество, какие? … /Рождественские./

– Блюдо (угощение) на Рождество,  какое? … /Рождественское./

Упражнение «Подскажи слово»

Цель: закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

– Проверим, кто самый внимательный путешественник! Подскажите нужное слово, и у нас получится стихотворение!

Рождественская … /елка/ огнями вся горит,

Рождественский … /подарок/ под елочкой лежит,

Рождественское … /блюдо/ – сегодня ждем гостей!

Рождественские … /звоны/ слышны из всех церквей,

Рождественская … /служба/ – мы в храм спешим молиться,

Рождественское … /чудо/ у каждого случиться!

– Ребята, в праздничный день люди веселились, пели, хороводы водили. Вот и я вам предлагаю встать в хоровод и спеть наше стихотворение на мелодию известной песенки «В лесу родилась елочка».

Упражнение «Веселый хоровод»

Участники идут по кругу, поют и повторяют за педагогом движения:

Рождественская … /елка/ огнями вся горит,

(идем по кругу, прямые руки над головой, ладони соединены – показываем вершину елки)

Рождественский … /подарок/ под елочкой лежит,

(присели на корточки)

Рождественское … /блюдо/ – сегодня ждем гостей!

(идем по кругу, кисти сомкнуты, руки перед грудью образуют кольцо)

Рождественские … /звоны/ слышны из всех церквей,

(идем по кругу, потряхиваем над головой  кистями обеих рук, сжатыми в кулаки)

Рождественская … /служба/ – мы в храм спешим молиться,

(идем по кругу, руки, согнутые в локтях над головой, кисти сомкнуты,- показываем купол / крышу храма)

Рождественское … /чудо/ у каждого случиться!

(руки вверх и в стороны – радуемся)

3. Путешествие в город Воскресенск

– Мы проехали село Рождествено и уже перед нами город Воскресенск. Какое слово прячется в названии этого города? /участники выясняют название праздника и события с ним связанные/.

Упражнение «Послушай и отгадай»

Цель:формирование навыка словоизменения существительного женского рода ед. числа по падежам.

На душе светло и ясно,

В храме главный праздник … /Пасха/

Не скучаем понапрасну,

Красим яйца мы на … /Пасху/

Нет художника без краски

Нет у нас весны без … /Пасхи/

Угощение, как в сказке

Рады мы Христовой … /Пасхе/

Недаром величают ее красной,

Святая Русь известна Светлой … /Пасхой/

Нет традиции прекрасней,

Мы гордимся нашей… /Пасхой/

Выступали мы прекрасно,

Спели песню мы о… /Пасхе/

4. Путешествие в город Троицк

– Продолжаем путешествие. На нашем пути оказался город Троицк. В честь какого старинного праздника назван этот город?

– Как лето к нам в гости просится,

так с ним приходит и … /Троица/

/участники выясняют название праздника и события с ним связанные, рассматривают икону святой Троицы преп. Андрея Рублева, узнают, где находится эта икона/.

– Мы отправляемся дальше. Чтобы не скучать в дороге, послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадки.

Упражнение «Отгадай загадку»

Цель: закрепление навыков образования имени существительного множественного числа в родительном падеже с окончанием –ей.

Не едет карета без лошадей,

Нет звонов церковных без … /звонарей/

На праздник Благовещения множество людей

Отпускают в небо белых … /голубей/

На улицах московских много фонарей,

Столица златоглавая  – так много в ней … /церквей/

Нет праздничной елки  без смеха детей

Нет службы церковной без ярких … /свечей/.

5. Путешествие в село Покровское

– Ребята, вот мы и приехали в село Покровское. Посмотрите, какой красивый храм. Давайте зайдем в храм и в церковной лавке найдем икону Покрова Пресвятой Богородицы для сказочницы Арины. /На экране четыре иконы: «Рождество Христово», «Покров», «Троица», «Пасха»./

– Как вы думаете, где эта икона: в верхнем левом углу или в верхнем правом? /Ответы детей, рассматривание иконы./

– Кто изображен на иконе праздника Покрова? Кто такая Богородица? Что держит Богородица в руках? /Богородица держит белое покрывало, покров. Этот покров она держит над всеми людьми, кто просит ее о помощи, защищая их от бед./ На Руси очень любили этот праздник. На Покров играли свадьбы. В честь этого праздника строили храмы и монастыри, называли города и села.

6. Завершение путешествия

На экране – старинная русская изба. Появляется сказочница Арина, расспрашивает детей о путешествии, благодарит за икону и угощает пирогами.

Список литературы:

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
3. Тихонова Е.С. Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 34–43.
4. Тихонова Е.С., Селиванова М.Ю. Музыкально-логопедические рифмовки как средство формирования лексико-грамматического строя речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 1. С. 1–16. Цветная вкладка.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.