Рубрики
Литература

Синицын В.А. Опыт разработки программы внеурочной деятельности: спецкурс «Основы книжной культуры школьника» для учащихся 5–7 классов

Синицын Вячеслав Анатольевич,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2017»,
sva2561@mail.ru
 
 

Из пояснительной записки

Дом без книги – все равно что тело без души.

Вольтер

 

Если путь прорубая

                                                                отцовским мечом,

                                   Ты соленые слезы

                                  на ус намотал,

                                   Если в жарком бою

                                                                  испытал, что почем, 

Значит, нужные книги

                                                                    ты в детстве читал!

                                                     В. Высоцкий

       

Каждый человек должен заботиться о своем нравственном здоровье, умственном и интеллектуальном развитии. Вот здесь-то и приходит ему на помощь книга. В книге сокрыта великая энергия – энергия человеческого духа. Книгой создавались культура, вера и идеалы. Книга «дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни» (Д.С. Лихачев).

Зададим вопрос: есть ли сегодня, в век информационных технологий, повсеместной компьютеризации, будущее у книги?

А есть ли будущее у солнца, дождя, хлеба?.. Если будущее есть у человека, оно есть и у книги. Для многих книги так же нужны, как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, компьютеров и других заменителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые никогда не умрут.

Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Задача обучения не только в том, чтобы передавать современному школьнику определенное количество информации. Важно не только научить ребят воспринимать и закреплять информацию, главное – научить их самостоятельно добывать знания, творчески обращаться с книгой. Современному ученику, овладевающему с начальной ступени обучения основами компьютерной грамотности, необходимо привить умение выбрать необходимую литературу и навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой.

Настоящая программа спецкурса «Основы книжной культуры»:

1. Отражает общечеловеческие, духовные, нравственно-эстетические ценности человека – творца и соответствует современной и актуальной на сегодня проблеме реализации ФГОС основного общего образования.

2. Расширяет и углубляет филологические знания учащихся, пробуждает любовь к литературному творчеству.

3. Помогает воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора и высказывать собственное суждение.

4. Предусматривает разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся, прежде всего практико-ориентированной деятельности.

5. Согласовывается с программами других учебных дисциплин (история, литература, изобразительное искусство, художественный труд), интегрируется с ними и вписывается в план внеурочной деятельности.

6. Позволяет учителю творчески подходить к преподаванию, в комплексе решать задачи нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников.

7. Содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.

8. Реализует концептуальные основы образовательной программы ГБОУ г. Москвы «Школа № 2017», ее гуманитарное направление в рамках предпрофильной подготовки.

9. Подкреплена материальной базой и учебно-методическим обеспечением (библиотечный фонд, экспозиции школьного историко-патриотического музея, архивные и документальные материалы автора программы, наглядные источники, список рекомендуемой литературы) образовательной организации.

Спецкурс решает следующие задачи:

• пропагандировать книговедческие знания, повысить культуру устной и письменной речи учащихся;

• расширить сферу научно-исследовательской, творческой деятельности школьников, совершенствовать их культуру речи в процессе многократных публичных выступлений перед детьми и взрослыми;

• привить учащимся навыки наиболее рациональной работы с книгой;

• познакомить со справочными изданиями и их использованием, с библиотечными каталогами и их назначением;

• познакомить со структурой книги и ее оформлением;

• изучить систему и формы обслуживания читателей в библиотеке и вне ее, основы библиографии;

• пробудить у школьников интерес к краеведческой исследовательской деятельности, приобщить учащихся к активному поиску материала,  связанного с тематикой спецкурса.

Содержание спецкурса представляет собой систему предметно-речевых разделов  и блоков практических занятий. Практическая деятельность школьников осуществляется по трем основным направлениям (1) научно-исследовательская, 2) творческая (сочинительская, оформительская, игровая), 3) экскурсионная) и соответствует психологическим особенностям развития детей данного школьного возраста. Для проведения практических занятий имеются образцы основных видов библиографического описания документов, книг, журналов, энциклопедии и словари, необходимое количество экземпляров справочной литературы, а также музейные экспонаты – редкие экземпляры букинистической литературы. Практические занятия предусматривают проведение экскурсий в различные библиотеки города Москвы.

Методы и формы организации практической деятельности учащихся: рассказ – беседа, выставка – обзор, занятие – интервью;анкетирование;занятие – ролевая игра, инсценирование;книжная ярмарка;экскурсия, путешествие;конференция: читательская, краеведческая, научно-практическая;викторина, КВН.

Для учителя важно с самого начала разъяснить учащимся цели и задачи данного спецкурса. Школьники должны понимать, что основы библиотечно-библиографических знаний нужны каждому читателю, что человек, не знакомый с системой библиотечного обслуживания, каталогами, библиографией, часто не в состоянии воспользоваться богатствами книжных фондов. В будущем знания, полученные учащимися, могут быть применены ими в работе с художественно-критической литературой и другой литературой. Поэтому занятия по основам книжной культуры, овладение и закрепление навыков самостоятельной работы с книгой, знания по истории русского книгоиздательского дела полезны как для учащихся, готовящихся по окончании школы получить гуманитарное образование, так и для желающих поступить в технические учебные заведения.

Программа является примерной и не носит строгой регламентации того или иного предметно-речевого раздела. В зависимости от индивидуальных особенностей класса, количества учеников и целевых установок преподавателя она может изменяться, сокращаться или дополняться, расширяться, видоизменяться.

Намеренно предлагается несколько объемный, насыщенный материал содержания занятий с тем, чтобы дать учителю возможность выбрать то, что он считает наиболее полезным и важным в соответствии с обучающими, развивающими и воспитательными целями конкретного занятия.

ПРИМЕРНОЕ  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  УЧЕБНОГО  ВРЕМЕНИ  ПО  ТЕМАМ  КУРСА в 5 (6, 7) классе

№ раздела  и темы        всего часов         теоретические       практические

——————————————————————————————————-

        I раздел

        № 1 – № 4                            3                           2                           1

        № 5 – № 6                            3                           1                           2

        № 7                                       2                           1                           1

        № 8 – № 10                          4                           2                           2

——————————————————————————————————-

        II раздел

        № 1 – № 3                            2                           1                            1

        № 4                                       1                           1

        № 5                                       3                           1                            2

        № 6                                       2                           1                            1

        № 7                                       3                           1                            2

——————————————————————————————————-

       III раздел

       № 1                                        6                           2                            4

       № 2                                        5                           2                            3

——————————————————————————————————-

                                                     34                         15                          19

ПРИМЕЧАНИЕ. В 7 классе в программе спецкурса, избегая дублирования тематики, целесообразно расширить содержательные рамки предметно-речевых разделов № 2 и № 3, а также увеличить количество часов, отведенных на практическую деятельность школьников.

Авторская программа данного спецкурса успешно апробирована в течение ряда лет в Костинской средней общеобразовательной школе Петушинского района Владимирской области и была рекомендована для использования в качестве регионального компонента для образовательных учреждений Владимирской области. Настоящий вариант программы обновлен и составлен с учетом специфики региона.

Содержание программы – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.