Рубрики
Дошкольное образование

Инновационный подход к использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционном сопровождении детей с ОВЗ

Концепция модернизации российского образования предъявляет новые требования к созданию условий для повышения качества дошкольного образования. Это отражено во ФГОС, других нормативных документах, задающих вектор развития дошкольного образования, соответствующий научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким оно должно быть сегодня.

0
Алабина Светлана Владимировна,
старший воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 им. А.С. Пушкина»
Григорьева Валентина Владимировна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 им. А.С. Пушкина»
Крысанова Елена Александровна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 им. А.С. Пушкина»,
GOYds296@yandex.ru

Концепция модернизации российского образования предъявляет новые требования к созданию условий для повышения качества дошкольного образования. Это отражено во ФГОС, других нормативных документах, задающих вектор развития дошкольного образования, соответствующий научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким оно должно быть сегодня. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, в образовательных организациях должны быть созданы условия:

• для обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• при которых учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а, следовательно, становление адекватной самооценки, формирование эмпатии, социальных навыков и уверенности в себе – одна из главных задач ФГОС. Формирование здоровьесберегающей культуры, воспитание активной позиции в отношении собственного здоровья, навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации государственного образования.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» теперь объединены в образовательную область «Физическое развитие». Образовательная область «Физическое развитие», в свою очередь, представлена двумя образовательными областями: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура».

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОО,обеспечивающая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывающая структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из таких принципов  является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОО – развивающий образовательный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического, интеллектуального и социального благополучия ребенка.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей ДОО является: создание оптимальных условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание коррекционно-психолого-педагогической поддержки детям с ОВЗ, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, учет психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности, через создание здоровьесберегающей среды, здоровьесберегающего пространства в рамках ДОО.

В своей работе специалисты и педагоги ДОО руководствуются следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»  /В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

• Программа Правительства Москвы «Приоритеты развития Москвы «Москва – город удобный для жизни». Распоряжение Правительства Москвы от 30.04.2013 № 232-РП «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в областях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве».

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

• Основная общеобразовательная программа ДОО.

• Программа развития ДО ГБОУ Школа № 345.

Коррекционно-педагогическая деятельность здоровьесберегающей направленности успешно реализуется всем педагогическим коллективом с соблюдением условий формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирования психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактики психосоматических заболеваний.

Это – создание вокруг ребенка развивающей предметно-пространственной, учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.

Это – применение в практической деятельности методов и способов сохранения, развития и укрепления здоровья, формирование здоровья индивида различными педагогическими средствами.

Это – создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.

Это – формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Здоровьесберегающие образовательные педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их применение в работе нашей ДОО  повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это обеспечивает стабильно высокий уровень реального здоровья воспитанников, формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Разработанная и апробированная нашими педагогами система использования технологий здоровьесбереженияв интеграции различных видов деятельности в различных формах организации образовательного процесса доступна в приложении (Таблица 1). Приложение также содержит таблицу вариативных форм применения методов и средств обучения дошкольников с учетом ЗЗТ (Таблица 2) и таблицу применения ЗЗТ в различных формах организации образовательной деятельности в ДО (Таблица 3).

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.