Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Опыт создания и функционирования общешкольного детского объединения (на примере Федерации «Олимпия» Школы № 2126)

Как показывает практика, самоуправление является достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания учащихся. Качества человека, которые формируются на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности (в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании») бесценны. Ученическое самоуправление помогает воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности, обеспечивает его духовное, познавательное и творческое развитие, профессиональное самоопределение, способствует социализации личности.

0
Муравьёва Галина Михайловна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2126 “Перово”»
mura-galina@mail.ru
Васильева Ольга Анатольевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
vasilevaoa@mosmetod.ru

Школа, мы тебе поём

Славу мироздания!

Ты наш первый общий дом,

Ты планета знания!

(Из Гимна школы)

Как показывает практика, самоуправление является достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания учащихся. Качества человека, которые формируются на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности (в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании») бесценны. Ученическое самоуправление помогает воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности, обеспечивает его духовное, познавательное и творческое развитие, профессиональное самоопределение, способствует социализации личности.

Детский коллектив нашей школы, как и во многих образовательных организациях, был разобщен и, если классные коллективы еще существовали, то в рамках школы единого ученического пространства не было. Педагогов перестала устраивать такая ситуация, и в 2013 году произошел переломный момент, когда была предложена игровая модель ученического самоуправления.

В мае 2013 года состоялось торжественное открытие детской школьной организации «Федерация Олимпия». Формирование организации происходило в преддверии Олимпийских игр в Сочи, вследствие чего появилось название.

Этому событию предшествовала большая творческая совместная работа детей и взрослых. Изначально системная работа с ученическим самоуправлением в нашей школе была организована на уровне классных коллективов. В каждом классе выбирались, (а порой назначались) старосты. Активно работали так называемые секторы: учебный, трудовой, спортивный, культмассовый и т. д. Но дети стремились к общению не только со своими одноклассниками, интересно было взаимодействие в процессе организации различных совместных мероприятий с ребятами из других классов. Возникла необходимость координировать взаимодействие между классами, формировать детскую общность школьного коллектива. Стало понятно, что создание детской общности в школе поможет решить эту проблему. К сожалению, для создания такого коллектива у нас не было сформировано четких механизмов взаимодействия.

Подготовительный этап включил в себя решение множества сложных вопросов, которые в дальнейшем обеспечили нормальное функционирование объединения. Была разработана система выборов, структура и полномочия республики, определены принципиальные основы функционирования рейтинга и бюджета каждого класса (республики) в составе Федерации. Следует сказать, что дети с огромным энтузиазмом восприняли идею ученического самоуправления, что вдохновило на работу взрослых, стремящихся содействовать реализации потребности подростков к самоорганизации.

Самые инициативные учителя и активные учащиеся объединились в творческую группу и определили цель и задачи организации. Основной целью стало формирование ученического сообщества, которое было бы объединено общей идеей и коллективными делами.

Задачи общешкольного детского объединения Федерации «Олимпия»:

• содействие естественному стремлению детей к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов своих членов;

• создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого учащегося;

• воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, воспитание чувства справедливости;

• выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения;

• формирование у учащихся потребности совершенствовать свою личность;

• создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.

Творческая группа разработала Положение об общешкольном детском объединении.

Была определена структура Федерации:

1. Детская школьная организация Олимпия основана на принципах федерализма и представляет собой федеративное государство, состоящее из независимых республик по количеству классов. Каждый класс – республика.

2. Каждая республика Федерации «Олимпия» имеет свои символы государственной власти (герб, флаг, девиз). С их символикой можно познакомиться на Государственной аллее школы, а ее деятельность отражена на стенде «Государственная жизнь».

3. В каждой республике существуют свои органы государственной власти – глава республики и 5 министров, которые реализуют внутреннюю политику своей республики. Работа каждого министерства соответствует определенному направлению деятельности детской организации: министерство науки и образования курирует просветительское и познавательное направление, правопорядка – самоорганизацию и дисциплину, культуры – этическое и эстетическое направление, спорта – физическое и оздоровительное, туризма и отдыха – расширение кругозора учащихся.

4. Парламент «Олимпии» формируется из глав республик, министров и является законодательным органом власти. Все законодательные инициативы должны быть одобрены парламентом.

5. Во главе Федерации стоит президент, который определяет основные направления внутренней политики государства. На этот пост может быть избран учащийся 7–11 классов.

 6. Президент представляет парламенту кандидатуру премьер-министра.

7. Премьер-министр возглавляет правительство, которое является исполнительным органом власти.

8. В состав правительства входят пять федеральных министров, делегированных от каждого субъекта: правопорядка, культуры, науки и образования, спорта, туризма и отдыха.

Премьер-министр дает поручения федеральным министрам для исполнения решений парламента и президента.

Большая предварительная работа прошла в классах. Ребята придумывали название своей республике, герб, эскиз флага и девиз; выбирали главу республики и министров.

 Очень интересно проходила предвыборная кампания в президенты школы. Четыре кандидата подготовили свои программы, представили их каждой республике, провели большую агитационную работу. На стенде «Государственная жизнь» были размещены фотографии кандидатов, агитационные плакаты. Были изготовлены бюллетени, подготовлены урны для голосования.

8 мая 2013 года состоялись первые выборы президента «Олимпии». В выборах приняли участие все учащиеся с 1 по 11 классы, учителя и администрация школы во главе с директором. Счетная комиссия провела подсчет голосов. Президент был избран большинством голосов, создан кабинет министров.

Состоялось первое заседание парламента, в ходе которого обсуждались инициативы республик по организации работы «Олимпии».

Творческая группа учителей совместно с министрами и президентом возглавили работу над созданием Конституции.

В соответствии с Конституцией, каждая республика участвует в общешкольном соревновании и занимает свое место в специально разработанном рейтинге. Опираясь на главный возрастной мотив школьников – мотив достижения, можно сказать, что рейтинг является одним из высокоэффективных методов, способствующих достижению цели успешного обучения и воспитания обучающихся. Такой механизм обуславливает участие каждого ребенка в общем коллективно-творческом деле.

 Рейтинг работает весь учебный год с 1 сентября по 31 мая и обновляется 1 раз в три месяца. Республики в течение всего учебного года зарабатывают баллы рейтинга, критерии которого раздаются классам через главу республики и доводится до сведения каждого жителя. Суммированные баллы рейтинга, сведения о которых главы республик и министры передают председателю «Олимпии», проверяются специальной комиссией ребят и педагогов. Из баллов формируется бюджет республик. Вследствие того, что перед учащимися разных возрастных категорий стоят задачи, которые им интересны, республиканский рейтинг в начальной школе проводится отдельно. При подготовке критериев учитывается и количество детей в классе, и то, что деятельность классных коллективов многообразна, поэтому рейтинг выстраивается в соответствии с направлениями работы министерств. Получить бонусные баллы можно за хорошую успеваемость, участие в олимпиадах разного уровня, за организацию и участие в школьных и внешкольных мероприятиях, участие в спортивных состязаниях и т. д. (см. Приложение 1).

Рейтинг делится на два уровня: промежуточный, который проходит 1 раз в 3 месяца, и годовой. Жизнь в наших республиках организована на принципах открытости и демократичности, поэтому результаты рейтинга всегда вывешены на школьном стенде «Государственная жизнь». Победителем становится класс, набравший наибольшее количество баллов. Республикам-победителям и призерам по итогам учебного года вручаются почетные грамоты и призы.

Таким образом, школьники вовлечены в общую деятельность, общаются и сотрудничают в процессе формирования рейтинга. Рейтинг успешности класса способствует формированию целостной личности, установлению взаимоотношений, учит чувству ответственности и уверенности в своих силах.

Мы предоставили ребятам возможность попробовать себя и свои возможности в мини-модели взрослого общества, где каждый работает для достижения единой цели, где каждый переживает за успешность коллектива класса и школы.

В школе используются все имеющиеся ресурсы для выстраивания взаимоотношений в детском сообществе: в частности, система дополнительного образования образовательной организации, которую мы используем в работе с ученическим самоуправлением. Существует три разновозрастных хоровых коллектива: хор младших школьников, средних школьников, хор старших школьников «Вдохновение», который неоднократно становился призером и победителем районных и городских конкурсов, фестивалей. Как раз в рамках трех хоровых коллективов мы нашли четкий механизм взаимодействия детей разного возраста. Дети успешно сотрудничают в рамках одного творческого (в данном случае хорового) коллектива, опекают младших товарищей, переживают за успешность общего дела. На основе работы в хоровых коллективах сформировалась система шефской работы.

Благодаря сложившейся системе в школе появились мероприятия, предложенные уже самими ребятами, которые, в итоге, стали традиционными.

«Посвящение в Олимпийцы», интеллектуальная игра «Ворошиловский стрелок», КВН. Регулярно проходят заседания Парламента, где ребята обсуждают насущные вопросы школьной жизни.

Поставленной цели мы достигли. Так как наше детское объединение представляет собой мини-модель государства, в котором мы живем, появились условия для воспитания активной гражданской позиции каждого ребенка. Дети учатся основам демократических отношений в обществе, учатся управлять собой, своей жизнью в коллективе. Мы не останавливаемся на достигнутом, развиваемся, стараясь дать детям больше возможностей для творческой, деловой, лидерской самореализации.

Приложение доступно для скачивания по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B-zf1uS3l08gQ1ZxTmh3b0s5MUk.

Список литературы:

1. Есаулова М.Б., Сухобская Г.С. Компетентностный подход в профессионально-педагогическом образовании. СПб., 2011.
2. Концепция воспитательной системы на 2012–2016 гг. в ГБОУ «Школа № 2126 “Перово”» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОО «Школа № 2126 “Перово”. URL: http://sch2126.mskobr.ru/vospitatel_naya_rabota/koncepciya_vospitatel_noj_sistemy_na_2012-2016/(дата обращения: 18.02.2016).
3. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.
4. Нилл А. Школа Саммерхилл – воспитание свободой. М.: АСТ, 2014.
5. Федеральный государственный стандарт ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.