Рубрики
Физическая культура

Интегрированное учебное занятие в 8 классе на тему: «Влияние физических упражнений на дыхательную систему и здоровье человека»

Тип урока – практическое закрепление пройденного материала с элементами общения для выработки решения.
Постановка цели важна для мотивации деятельности, которая должна учитывать интересы, уровень развития, психофизические склонности учащихся данного возраста (8 класса).

0
Верменская Любовь Николаевна,
учитель физической культуры
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2017»,
lubavermenskaya@mail.ru
Востриков Евгений Иванович,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2017»

Тип урока – практическое закрепление пройденного материала с элементами общения для выработки решения.

Постановка цели важна для мотивации деятельности, которая должна учитывать интересы, уровень развития, психофизические склонности учащихся данного возраста (8 класса).

Цель: формирование системы знаний о влиянии физических упражнений на дыхательную систему и здоровье человека.

Задача: использование универсальных учебных действий:

познавательные (дискуссия, ассоциация, информация, анализ, сравнение, установление причин и их следствие, необычная обычность в формировании культуры здоровья);

регулятивные (планирование деятельности, оценивание степени успешности достижения цели, лучшая шпаргалка);

коммуникативные (взаимопроверка, изложение своего мнения, аргументация, подтверждение фактов, участие в диалоге, понимание позиции другого, работа в группе, участие в выработке вывода, роль «подводящий итоги»);

личностные (пользоваться правилами поведения, признавать свои неверные решения, закрепление умений, метод вживания).

Ориентация на достижение цели:

– полноценность содержания урока и педагогического замысла;

– реализация замысла на основе высокой активности познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных процессов, рационального сочетания с усвоением «готовых» знаний;

– формирование интереса к проблемам здоровья человека и сохранения здоровьесбережения, понимание их закономерных, причинно-следственных связей, значение;

Мотивация:

– учитывается интерес, уровень развития, психофизические склонности учащихся 8 класса для заинтересованности, увлеченности, повышенной степени внимания, желания работать в команде, участвовать в беседе.

Организационный момент

1. Построение, приветствие.

2. Представляется независимая группа (эксперты) из 3 учащихся 8 класса, которая к концу урока подведёт итоги  уровня активности команд.

3. Представляются три команды: две от мальчиков и одна от девочек 8 класса.

4. Каждая команда обосновывает свое название.

Слово учителя биологии:

– Для гармоничного развития школьников необходимы не только хорошие знания по анатомии, физиологии и гигиене человека, но и должна быть система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая формирует культуру здоровья и профилактику вредных привычек.

Важно владеть знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, иметь потребность применять эти знания в жизни, заботиться о своем здоровье, соблюдать здоровый образ жизни.

В соответствии с данными ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), наследственность определяет здоровье на 20 %, а образ жизни человека – на 50 %. Из данного соотношения видно, что главным резервом здоровья школьника является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал своего здоровья.

Цель нашего урока: сформировать знания о влиянии физических упражнений на дыхательную систему и здоровье человека. К концу урока каждая команда даст свои рекомендации по повышению потенциала нашего здоровья.

Слово экспертной группы:

– Давайте вспомним основные понятия дыхательной системы и их функции.

(Вопросы для команд прилагаются.)

Разминка между командами (вопрос-ответ).

Слово учителя физкультуры:

– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько вы двигаетесь? А ведь именно физические тренировки совершали чудеса с больными людьми тогда, когда лекарства были бессильны. Повышение физической активности рассматривается медициной как одно из важных средств не только профилактики, но и лечение многих заболеваний. Одна из проблем большого города — это заболевания дыхательной системы.

Слово экспертной группы:

– Задание командам: перечислите заболевания дыхательной системы.

Слово учителя физкультуры:

– Мы видим, как важно заниматься физическими тренировками молодым людям. Для начала необходимо определить объём индивидуально допустимой физической нагрузки, при выборе которой учитываются, помимо медицинских показаний, собственные желания и вкусы, индивидуальные возможности и интересы.

Давайте проведем пробу Штанге.

Проба Штанге заключается в следующем: физкультурник в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80 % от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40–55 секунд, физкультурники – на 60–90 секунд и более. Чем лучше подготовлен физкультурник, тем дольше он может задерживать дыхание. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается.

После этого команды обсуждают и дают определение, к какой группе они относятся (нетренированные, физкультурники и спортсмены).

– Давайте рассмотрим ряд упражнений, которые влияют на дыхательную систему и здоровье человека.

Спрашиваем о самочувствии учащихся и замеряем ЧСС в покое. Замер 10 с потом *6. (Упражнения выполняют все, кому допустимы физические нагрузки по медицинским показателям.)

Комплекс ОРУ на дыхание:

1. И.п. о.с. 1–2 руки через стороны вверх (глубокий вдох), подняться на носки; 3.4 – вернуться в и.п. (1–8раз).

2. И.п. о.с., руки в стороны, пальцы сжаты в кулак.1–4 круговые движения руками вперед, 5–8 то же назад (3 раза на 8 (счет)) (дыхание свободное).

3. И.п. ноги врозь, руки на поясе; 1–2 два пружинистых наклона влево, правая рука вверх; 3–4 то в другую сторону, левая рука вверх (8–10 раз).

4. И.п. ноги врозь, руки на поясе; 1–3 три пружинистых наклона вперед – выдох, 4-выпрямиться (вдох), 5–7 три пружинистых наклона вперед – выдох, 8 – выпрямиться – вдох (8–10 раз).

5. И.п. ноги врозь, руки согнуты, кисти в замок, повороты туловища вправо (влево) (8–10 раз) дыхание свободное.

6. И.п. о.с., руки за головой, приседания 10 раз; присели – выдох. Встали – вдох.

7. И.п. ноги врозь, руки вперед-вверх, махи ногами к разноименным рукам. (8–10 раз) дыхание свободное.

8. И.п. упор – лежа, сгибание рук в упоре – выдох и разгибание рук в упоре – вдох,10 раз.

9. И.п. о.с. 1–2 вдох, 3–4 выдох 4раза. Восстанавливаем дыхание.

После выполнения ОРУ снова замеряется пульс.

Учитель представляет таблицу зависимости ЧСС от физической нагрузки.

Таблица 1. Зависимость ЧСС от физической нагрузки.

 Интенсивность нагрузки  Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд./мин
 мальчики  девочки
 низкая  до 130  до 135
 средняя  131–155  136–160
 большая  156–175  161–180
 высокая  176 и выше  181 и выше

 

– Какой предварительный вывод можно сделать?

Вывод: зная свою ЧСС, нужно работать при средней нагрузке.

Теперь проведем следующее исследование.

Проба Серкина состоит из трех фаз. Сначала определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем физкультурник делает 20 приседаний в течение 30 секунд и повторяет задержку дыхания, после чего стоя отдыхает 1 минуту и опять повторяет задержку дыхания на вдохе в положении сидя (то есть повторяется первая фаза пробы).

Оценку пробы Серкина удобно провести по табл. 2.

Таблица 2. Оценка пробы Серкина.

Контингент обследуемых

Фазы пробы

 первая  вторая  третья
 Здоровые тренированные  60 и более  30 и более  более 60
 Здоровые нетренированные  40–55  15–25  35–55
 Лица со скрытой недостаточностью кровообращения  20–35  12 и менее  24 и менее

Вопрос учителя физкультуры:

– Совпали ли результаты первого и второго исследований?

Вывод: оба теста дают возможность определить свою группу для физических нагрузок.

Вопрос учителя физкультуры:

– Что такое динамическая нагрузка?

Ответ:

1. Это такой тип упражнений, который связан с поднятием тяжести, сильным напряжением брюшного пресса, диафрагмы, мышц спины, мышцы ног, мышц рук и шеи.

2. Нагрузки  должны исключать элемент азарта, конкурентной борьбы или игры, чтобы не вносить дополнительно эмоциональное перенапряжение.

Вопрос учителя физкультуры:

– Каким правилам занятий физическими упражнениями мы должны придерживаться?

Ответ:

1. Важно избрать темп и длительность физических упражнений (для чего надо знать степень своей физической тренированности и соответственно оптимальную физическую нагрузку).

2. Наращивать темп физических упражнений нужно постепенно – чем вы менее тренированы, тем медленнее следует увеличивать нагрузку, которая включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

3. Физические упражнения должны быть регулярными (лучше по 45–60 минут ежедневно).

4. По собственному состоянию можно ориентироваться на эффект физических упражнений (недопустимо доводить себя до выраженного утомления, появления неприятных болевых ощущений).

Заключительный вывод

Физические упражнения должны быть приятными и вызывать положительные эмоции. После физических упражнений самочувствие – хорошее, настроение – приподнятое, а работоспособность – отличная.

Те, кто захочет увеличить физическую активность, следует считать достижение тренирующего эффекта.

Наиболее рационально, если мы поставим перед собой цель – повысить повседневную физическую активность при обычном ритме жизни.

Наращивать темп физических упражнений нужно постепенно – чем мы менее тренированы, тем медленнее следует увеличивать нагрузку, которая включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.

Общий вывод: физические упражнения положительно влияют на дыхательную систему и здоровье человека.

Подведение итогов урока и выставление оценок экспертной группой и учителями.

Вопросы экспертной группы

1. Что такое дыхательная система?

Ответ: ДС состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание.

2. Что такое дыхание?

Ответ: обмен кислорода и углекислого газа между организмом и окружающей средой.

3. Перечислите органы дыхания?

Ответ: носовая полость, ротовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, трахея, бронхи, легкие, легочные пузырьки.

4. Органы, осуществляющие дыхательные движения?

Ответ: межреберные мышцы, ребра, диафрагма, грудная полость, легкие.

5. Тип дыхания?

Ответ: внешнее (в легких), тканевое (в тканях).

6. Как осуществляется транспорт газов и других необходимых организму веществ?

Ответ: с помощью кровеносной системы.

7. Функции дыхательной системы?

Ответ: снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.

8. Регуляция дыхательных движений?

Ответ: нервная (дыхательный центр продолговатого мозга каждые 4 сек. посылает импульсы к межреберным мышцам и диафрагме, чередуя вдох и выдох); гуморальная (углекислый газ возбуждает дыхательный центр).

Задание – вопросы экспертной группы

– Перечислите известные вам заболевания дыхательной системы.

Ответ команд.

1. Попадание инородных предметов может вызвать травмы, удушье, смерть.

2. Экологическое загрязнение атмосферы вызывает химическое поражение дыхательных путей.

3. Вирусы вызывают ОРВИ, грипп, корь, коклюш.

4. Бактерии вызывают бронхит, туберкулёз, воспаление легких.

5. Аллергены (в виде пыльцы, пыли, шерсти) вызывают бронхиальную астму, аллергический ринит.

6. Курение приводит к бронхиту, туберкулёзу, раку легких.

– В чем заключается профилактика заболевания?

Ответ команд.

Чистые, проветриваемые помещения с хорошей солнечной освещенностью, прививки, нормальное питание, здоровый образ жизни.

Вопросы команды № 1

1. Вопрос: что вызывает курение в дыхательной системе?

Ответ: снижение эластичности и проницаемости альвеол.

2. Вопрос: в случае прекращения поступления кислорода в головной мозг, через какое время может наступить смерть?

Ответ: через 4–5 мин.

3. Вопрос: где происходит газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью?

Ответ: в альвеолах.

4. Вопрос: оксид углерода образует с гемоглобином какое соединение?

Ответ: карбоксигемоглобин.

5. Вопрос: какие рецепторы раздражаются при повышении уровня углекислого газа в крови?

Ответ: кровеносные сосуды и рецепторы, расположенные вблизи дыхательного центра.

Вопросы команды № 2

1. Вопрос: в основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии, – как он происходит в легких и как в тканях?

Ответ: в легких кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух (кровь становится артериальной). В тканях кислород поступает из крови в тканевую жидкость и затем в клетки. Углекислый газ из тканей переходит в кровь (кровь становится венозной).

2. Вопрос: перечислите формы газообмена?

Ответ: легочная, транспортная, тканевая.

3. Вопрос: расскажите механизм вдоха?

Ответ:межреберные мышцы и диафрагма сокращаются, ребра и диафрагма уплощаются. Объем грудной клетки увеличивается. Легкие следуют за грудной клеткой.

4. Вопрос: к чему приводит недостаток кислорода?

Ответ: к расширению сосудов.

5. Вопрос: чем заполнены легочные пузырьки?

Ответ: воздухом.

Вопросы команды № 3

1. Вопрос: объясните механизм выдоха?

Ответ: межреберные мышцы и диафрагма расслабляются. Ребра опускаются.

Диафрагма приподнимается. Объем грудной клетки уменьшается. Легкие сжимаются.

2. Вопрос: в чем вред оксида углерода?

Ответ: образует соединение с оксигемоглобином, который теряет после этого способность отдавать кислород клеткам тканей.

3. Вопрос: где находится высший центр регуляции?

Ответ: в промежуточном мозге.

4. Вопрос: что составляет жизненную емкость легких?

Ответ: дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха, общая емкость легких.

5. Вопрос: что является наилучшим условием для насыщения крови кислородом при обеспечении дыхания?

Ответ: наилучшим условием является частое и поверхностное дыхание.

Таблица оценки ответов экспертной группой доступна в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы:
1. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2014.
2. Физическая культура. 5 класс учебник для общеобразовательных организаций /А.П. Матвеев Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.