Рубрики
Дошкольное образование

Игры с песком и не только

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Он был выбран недаром психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям, но и взрослым. Игры с песком – это не только развлечение, но и ещё прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на: развитие моторики рук и пальчиков, на развитие речи, развитие коммуникативных и социальных навыков, на развитие творческого начала и фантазии.

0
Коваль Елена Вячеславовна,
воспитатель ДО «Подсолнух»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
kovalelena69@bk.ru
Писклова Елена Валерьевна,
воспитатель ДО «Подсолнух»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
elena.pisklova26@yandex.ru

Игры с песком – это любимый атрибут детства, пользуются популярностью у детей разного возраста: от годовалых малышей до младших школьников.

Песок – это материал энергетический, так как природный материал. Он очень хорошо впитывает в себя негативную энергию человека. Частички песка благотворно влияют на состояние нервной системы. Так как активизируют нервные окончания на пальцах и ладонях.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Он был выбран недаром психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям, но и взрослым. Игры с песком – это не только развлечение, но и ещё прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на: развитие моторики рук и пальчиков, на развитие речи, развитие коммуникативных и социальных навыков, на развитие творческого начала и фантазии.

Сухой и влажный песок обладает разными свойствами и, познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка.

Период игры в песочнице заканчивается с наступлением поздней осени. И теперь для ребенка необходимо создать игровой уголок в группе. Для этого подойдёт емкость для песка и песочный набор. Предлагаем добавить в этот уголок материал для развития творческого начала и фантазии: это разноцветный песок, трафареты, рамки, ручки без стержня, лампы-подсветки, дополнительный декоративный материал. Несколько занятий помогут ребенку самостоятельно выбирать материал для творчества и создавать песочные шедевры.

Игры с песком – занимательное действие. Ребенку необходимо знать об этом материале многое, чтобы пользоваться и применять свойства в игре. Поэтому предлагаем детям узнать о свойствах песка через игры-эксперименты.

Экспериментирование в детском саду направлено на познание свойств предметов и явлений природы через их восприятие. Такое обучение самое эффективное. В шестилетнем возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Ребенку интересно все, а если систематизировать его познавательно-исследовательские «интересы», то результат будет максимально положительный. Экспериментирование в детском саду сможет расширить представления ребенка об окружающем мире. Педагог, проводя экспериментирование, ставит цели: создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира; обогащать словарный запас и запас знаний, что ведет к усовершенствованию коммуникативных навыков. Выполнение целей будет успешнее, если системно выстроен процесс познания и взаимодействие ребенка и взрослого.

Цель педагога – помочь ребенку: найти ответ на поставленную проблему, выбрать объект, найти метод, собрать наиболее полную информацию. Педагог – партнер для ребенка, они исследуют вместе. Ребенок начинает объективнее оценивать все, что его окружает. Это впоследствии поможет ему в школьной и взрослой жизни, ценность окружающего мира становится выше. Мир в представлении юных «ученых» уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную картину мира.

Экспериментирование. Удивительный песок.

Фотография 1

Оборудование для экспериментирования для каждого ребенка: речной песок, бутылка с водой, 2 прозрачных стакана, лупа, воронка, деревянная палочка, чайная ложка, рычажные весы, 2 одноразовые тарелки, фартук. Знакомство с оборудованием экспериментирования обязательный момент перед началом работы.

Перед ребенком ставиться проблема: для чего необходимо знать свойства песка?

Выбирается путь решения проблемы –по средствам экспериментирования. Предварительно проводится работа по ознакомлению с правилами безопасности во время экспериментирования.

Правила безопасности во время экскурсии:

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Все делай аккуратно.

5. Не прикасайся руками к лицу, рту, глазам.

6. При необходимости пользуйся салфеткой.

Ставиться задача, найти самостоятельно способ определения свойства сырого и сухого песка. Определение цвета и состояния песка.

1. Рассматривание сухого и сырого песка через лупу. Сухой песок: светлый, состоит из мелких камушек песчинок разного размера, которые отделены друг от друга. Сырой песок: темный, состоит из мелких камушек песчинок разного размера, которые склеенных друг с другом.

Фотография 2

2. Понюхать сухой и сырок песок. Запах есть у сырого песка.

3. Определение состояния песка. В стакан с воронкой кладем сухой и сырой песок. Сухой песок сыпучий, просыпается через воронку. Сырой песок не сыпучий.

Фотография 3

4. Песок и его форма. Берем формочку, накрываем песок. Песок сухой форму не имеет. Сырой песок имеет форму.

Фотография 4

5. Растворимость песка. Наливаем воду через воронку в стакан с сырым и сухим песком, размешиваем палочкой. Песок не растворился в воде.

Фотография 5

6. Вес песка. Через трубочку подули на сухой и сырой песок. Сухой песок: движется, он легкий. Сырой песок: тяжелый. Взвесили сырой и сухой песок на весах.

7. Дети дают сравнительную характеристику свойств сырого и сухого песка.

Используя свойства песка можно создавать различные творческие работы. Дети могут самостоятельно выбрать материал для своей картины, работать по одному или группами.

Фотография 6

«Аквариум с рыбками» (материал:сухой и мокрый песок).

Фотография 7

«Цветы» (материал: мокрый песок).

Фотография 8

Дети с большим интересом работают с цветным песком. Такой песок можно изготовить дома. Для этого необходимо: оборудовать место, терка, пастель или цветные мелки, песок речной, ступка с пестиком, баночки. Взрослый натирает на терке пастель или мелки. Ребенок под наблюдением взрослого растирает натертый мелок в ступке. Далее необходимо соединить растертый мели песок в емкости и тщательно перемещать. Итог: песок приобрел цвет мелка.

Фотография 9

Картины из песка – это простор для творчества, которые давно полюбились детям и их родителям, это не только необычно, но и очень полезно. Мелкая структура материала россыпью позволяет отлично развивать мелкую моторику детей. Изготавливая картины из песка, малыш будет сосредотачиваться на том, чтобы взять в щепотку этот материал, аккуратно распределить его по поверхности в соответствии с узором. В процессе рисования песком развиваем у ребенка усидчивость, аккуратность, чувство цвета и гармонии. Получившийся шедевр обязательно необходимо выставлять. Для детей очень важно, что их труд оценивается, и в будущем не пропадет желание творить снова и снова.

По мере совершенствования техники, рисунки могут дополняться новыми материалами, а картины – становиться красивее и оригинальнее.

Предлагаем для старших детей игры с сухим, цветным песком из серии песочные картины, которые были разработаны совместно с воспитателем Пискловой Еленой Валерьевной.

Игра «Нарисуй картину»

Основная задача игры: научить использовать песок для создания художественной композиции. Ребенок выбирает цветной песок на подносе и с помощью кисточки, палочки или пальцем рисует задуманную картину.

Фотография 10

Игра «Нарисуй картину по трафарету»

Совместная работа педагога и ребенка с целью научить использовать песок для создания художественной композиции, используя рамки картонные с прозрачной вставкой, трафареты, цветной песок, элементы декора.

Рисунок создается благодаря равномерно насыпанному песку на поднос с трафаретом, который необходимо аккуратно убрать. Готовый рисунок из песка можно зафиксировать, для этого предварительно промазать клеем место трафарета, добавить элементы: глазки, носики, бантики, бусинки и т.д.

Игра «Нарисуй картину песком, используя наполненную песком ручку»

Это очень сложный, но завораживающий процесс создания картины. Для этой работы необходимы рамки картонные с прозрачной вставкой, трафареты, цветной песок, ручки, клей, кисточки, контур. Ручкой с песком проводится по контуру трафарета и заполняется весь трафарет, согласно рисунку.

Фотография 11

Игра «Картину на клеевой основе»

Для этой работы необходимы рамки картонные с прозрачной вставкой, трафареты, цветной песок, ручки, клей, кисточки, контур. Ручкой с песком проводится по контуру трафарета и заполняется песком весь трафарет, согласно рисунку. Позже открепляется трафарет. Можно предварительно нанести клей на основу, тогда работу можно выставлять на выставке.

Фотография 12

Выставка готовых работ.

Фотография 13

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме экспериментальную деятельность с песком, а также познакомиться с творческим процессом, в результате которого из цветного песка детьми создаются необычные картины.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.