Рубрики
Физическая культура

Исследовательская деятельность на уроке физической культуры

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися уровня основной образовательной программы создают условия для поиска новых форм, методов, средств подачи практического и теоретического учебного материала по предмету «Физическая культура». Основнойзадачей таких уроков является задача научить детей использовать знания из разных предметных областей для решения задач физической культуры, анализировать полученные результаты, обобщать их, формулировать выводы, а полученные новые знания использовать в реальной жизни.

0
Колотильщикова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук,
методист по физической культуре
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshikovasv@mosmetod.ru

Актуальность. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися уровня основной образовательной программы создают условия для поиска новых форм, методов, средств подачи практического и теоретического учебного материала по предмету «Физическая культура». Основнойзадачей таких уроков является задача научить детей использовать знания из разных предметных областей для решения задач физической культуры, анализировать полученные результаты, обобщать их, формулировать выводы, а полученные новые знания использовать в реальной жизни.

Какие формы исследования – лабораторные работы или эксперименты – можно провести в уроке физической культуры?

Пример 1. Урок-исследование.

Исследование работы сердечно-сосудистой системы как инструмента контроля физической нагрузки

Цель: формирование умений и навыков контроля уровня индивидуальной физической нагрузки с помощью показателей частоты сердечных сокращений (далее – ЧСС) для разработки индивидуальной программы физической подготовки.

Задачи:

1. Определить уровень индивидуальной физической подготовленности.

2. Выявить уровень индивидуальной физической нагрузки, допустимой на данном этапе физической подготовленности.

3. Разработать программу индивидуальной физической подготовки.

Гипотеза: мы предположили, что с помощью показателей ЧСС можно контролировать уровень индивидуальной физической нагрузки и корректировать программу индивидуальной физической подготовки.

Инвентарь и оборудование: секундомер, таблица для записи показателей ЧСС, контрольная таблица со средними стандартными показателями ЧСС, ручка или карандаш.

Ход работы

Учащихся разделить на 3 группы: 1-я группа – это обучающиеся, которые занимается в спортивных секциях 5- 6 раз в неделю; 2-я группа – это обучающиеся, которые занимаются в спортивных секциях 2-3 раза в неделю; 3-я группа – это обучающиеся, которые занимается только на уроках физкультуры. Группам раздать таблицы со средними показателями ЧСС.  После каждого измерения индивидуальные результаты внести в таблицу и сравнить со средними стандартными показателями ЧСС контрольной таблицы, сравнить с обучающимися из других групп, сформулировать вывод.

Последовательность выполнения измерений показателей ЧСС:

1. В каждой группе обучающимся измерить ЧСС в 1минуту без нагрузки.

2. В каждой группе обучающимся измерить ЧСС в 1минуту после 5минут бега (сразу после завершения времени) и через 3 минуты после завершения бега.

4. Сравнить свои индивидуальные показатели со средними показателями контрольной таблицы.

5. Сравните свои показатели с показателями обучающихся из других групп.

6. Сделать вывод об индивидуальном уровне физической нагрузки и уровне физической подготовленности.

8. Внести коррективы в программу индивидуальной физической подготовки.

Вывод: умение с помощью ЧСС контролировать уровень физической нагрузки позволит обучающимся самостоятельно вносить изменения в программу индивидуальной физической подготовки, а учителю – дифференцированно подходить к каждому обучающемуся.

Пример 2. Урок-эксперимент.

Эксперимент проводится на уроке по баскетболу.

Цель эксперимента: проверить, как с помощью использования знаний из точных наук можно повысить результативность бросков в баскетбольное кольцо.

Задачи:

1. Научиться определять на плоскости баскетбольной площадки позиции под углом 45 градусов. 90 градусов, 0 градусов по отношению к баскетбольному кольцу.

2. Подтвердить или опровергнуть правило, с помощью которого обучают начинающих баскетболистов броску в кольцо.

Гипотеза: мы предположили, что показатель результативности бросков в баскетбольное кольцо будет выше, если выполнять бросок из-под кольца под углом 45 градусов, с ударом об щит в соответствии с правилом из раздела физики: «угол падения равен углу отражения». Для проведения эксперимента необходимо обучающихся разделить на группы по числу баскетбольных колец в спортивном зале, выбрать старшего в группе. Старшему в группе выдать транспортир, рабочий лист с таблицей для внесения результатов эксперимента.

Ход работы

Транспортир необходимо разместить под баскетбольное кольцо. Вершина транспортира с отметкой «о» должна быть развернута к центру баскетбольной площадки. Откладываем угол 45 градусов и проводим линию длиной 1 м. Выставляем конус. Выполняем бросок в кольцо в верхний угол квадратика на щите. Каждый обучающийся должен выполнить 15 бросков и посчитать количество результативных атак. Для этого необходимо воспользоваться знаниями из раздела математики и определить процент результативности выполненных атак, разделив число результативных мячей на количество бросков и умножить на 100 %. Полученный результат будет соответствовать результативности атаки в процентах. Результат каждого обучающегося своей группы старший вносится в таблицу рабочего листа. Группа определяет общий средний процент попадания группы.

Попробуем поменять угол атаки баскетбольного кольца, выбрав на транспортире отметку «0». Проведем линию длиной 1 м. Линия будет проходить параллельно лицевой линии баскетбольной площадки. Выставляем конус. При выполнении бросков мяч не будет касаться щита. Каждый обучающийся выполняет 15 бросков и определяет процент попадания. Результат каждого обучающегося своей группы старший вносится в таблицу рабочего листа. Группа определяет общий средний процент попадания.

Далее необходимо сравнить индивидуальные и групповые показатели результативности после первой и второй серии бросков. Сформулировать вывод.

В ходе этого эксперимента мы применили на практике знания, полученные на уроках математики и физики, интегрировали их в урок физической культуры и подтвердили предположение о том, что если выполнять бросок из-под кольца под углом 45 градусов, с ударом об щит в соответствии с правилом из раздела физики: «угол падения равен углу отражения», то результативность атак значительно возрастает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.