Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Проект «Электронная школьная республика» как эффективная форма содействия организации самоуправления и профильного обучения школьников

Проект «Электронная школьная республика» можно рассматривать и как эффективный механизм решения одной из самых острых проблем современной молодежи – слишком глубокое погружение в виртуальное пространство: так называемая проблема «поколения Z».

0
Шахраманьян Михаил Андраникович,
д.тех.н., проф.,
заведующий кафедрой географического образования, инновационных и космических технологий
ГАОУВО г. Москвы «Московский институт открытого образования»,
7283763@mail.ru
Родионова Татьяна Константиновна,
профессор, директор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева,
tatyana-sch354@mail.ru

 

Одними из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед педагогическим коллективом школы, являются:

– Как сделать так, чтобы школьники активно участвовали в решении актуальных текущих проблем школы?

– Как воспитать в школьнике чувство ответственности за порученное дело?

– Как научить школьников работать в единой команде при решении различных практических задач, стоящих перед школой?

На эти и многие другие вопросы поможет ответить проект «Электронная школьная республика».

Проект «Электронная школьная республика» можно рассматривать и как эффективный механизм решения одной из самых острых проблем современной молодежи – слишком глубокое погружение в виртуальное пространство: так называемая проблема «поколения Z».

Основная проблема данного поколения заключается в том, что ребята долгое время находятся в Интернете, в разного рода социальных сетях. Зачастую взрослые: родители и школьные учителя не могут проконтролировать, какую информацию они получают, с кем общаются. А это может привести и нередко приводит к возрастанию риска проникновения деструктивных идеологий в неокрепшее сознание ребят со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, попаданиев сети преступных группировок и организаций, наподобие ИГИЛ (запрещена в России). Всем хорошо известен пример с Варварой Карауловой.

Таким образом, проект «Электронная школьная республика» (ЭШР) можно представить, как своеобразный мостик, который используя запросы, знания и умения ребят в области современных технологий, позволяет вывести их из виртуального пространства в реальное, направить их энергию на решение реальных практических задач в рамках школьной жизни. При этом приобретается бесценный опыт постановки и решения управленческих задач в установленные сроки с надлежащим качеством, который, несомненно, пригодится им во взрослой жизни.

Электронная школьная республика – это своего рода мини-государство, где ребята в игровой форме в роли сотрудников министерств приобретают опыт коллективного сетевого взаимодействия при решении различных актуальных практических задач, стоящих перед школой (энергосбережение, экология и безопасность, снижение объема бумажного документооборота и др.) с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные клиентские устройства). Все это происходит под контролем взрослых-кураторов министров, которые оценивают деятельность того или иного министерства, а министры отчитываются о своей деятельности перед съездом делегатов Электронной школьной республики (при этом делегаты съезда Электронной школьной республики используют технологии электронного голосования).

Методический подход к использованию проекта «Электронная школьная республика» в виде компьютерной деловой игры изложен в приложении.

Вся текущая деятельность Электронной школьной республики осуществляется в единой информационной среде (компьютерной системе управления проектами и электронным документооборотом) с четким разграничением по функционалу «министерств», с конкретными сроками выполнения поручений, графиками выполнения работ, электронным документооборотом, с подготовкой и согласованием документов в электронном виде.

Это особенно важно в условиях образовательных комплексов в городе Москве, когда учащиеся одного комплекса территориально удалены друг от друга и не имеют возможностей непрерывного общения и коллективного взаимодействия для решения конкретных практических задач.

В качестве примера рассмотрим работу Электронной школьной республики, созданной в школе № 354 им. Д.М. Карбышева. Электронная школьная республика была создана 23 апреля 2015 г на Учредительной конференции ЭШР. В соответствие с решением Учредительной конференции была сформирована исполнительная власть ЭШР – кабинет министров ЭШР, состоящий из 7 министерств: министерство науки и технологий, министерство спорта, министерство культуры и мультимедийных технологий, министерство энергосбережения, министерство информатизации и печати, министерство внешних связей, министерство экологии и безопасности. Общее количество школьников-сотрудников министерств составляет 35 человек Сформирована также и представительская власть – делегаты съезда ЭШР – ученики, начиная с 5 класса. Число школьников, задействованных в работе представительской власти ЭШР, составляет 150 человек. 8 декабря 2015 состоялся III съезд делегатов съезда ЭШР, на котором   министры ЭШР доложили о Планах работы своих министерств на 2015–2016 учебный год. Делегаты съезда путем электронного голосования (по ссылке, выведенной на проекционный экран) 74 % голосов одобрили деятельность министров ЭШР, при 18 %воздержавшихся и 8 % против.

Схема функционирования Электронной школьной республики представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Схема функционирования ЭШР

Информационная среда взаимодействия участников проекта «Электронная школьная республика» представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2. Информационная среда взаимодействия ЭШР

В качестве компьютерной системы управления проектами и электронным документооборотом в ЭШР школы № 354 им. Д.М. Карбышева взята система Lement.pro – российская разработка, хотя для этих целей может быть взята и другая компьютерная система. /2–4/

 Рассмотрим для примера работу министерства энергосбережения ЭШР. Эта проблема является актуальной для всех школ. Казалось бы, пустяк, одна электрическая лампочка в школьном помещении не выключена, но если это продолжается длительное время, и таких лампочек много, то школа должна будет заплатить за использование электроэнергии достаточно большую сумму денежных средств. Врешенииэтой задачи неоценимую помощь сможет оказать министерство энергосбережения ЭШР. Сотрудники министерства, расположенные в различных зданиях образовательного комплекса, следят за режимом экономии электроэнергии, особенно это касается редко посещаемых мест: туалетных комнат, чердачных, подвальных помещений и др., смотрят, чтобы в зимнее время не было значительных утечек тепловой энергии через неплотно закрытые двери и окна. Информация об выявленных нарушениях (время, место) и принятых мерах выкладывается сотрудниками министерства в специально заведенный в Lement.pro раздел «Работа министерства энергосбережения», в которой ответственным за ее реализацию является министр энергосбережения ЭШР – ученик 10, а контролером является куратор министерства – начальник АХЧ школы. Таким образом, куратор министерства энергосбережения и начальник АХЧ школы, используя компьютерную систему Lement.pro имеют возможность в любой момент получить информацию о соблюдении режима экономии электрической и тепловой энергии в пределах всего комплекса зданий. Анализируя полученную информацию о месте и времени выявленных нарушений, сопоставляя ее с другой информацией, можно определить причины возникновения этих нарушения для принятия превентивных мер по недопущению их в будущем.

Помимо этого, сотрудники министерства энергосбережения ЭШР разрабатывают предложения по внедрению в школе энергосберегающих технологий, например, светодиодного освещения с обоснованием экономического эффекта для школы

Важную работу проводит министерство внешних связей ЭШР. Основные задачи этого министерства: популяризация деятельности школы через социальные сети и создание ее положительного имиджа, установление и укрепление связей с вузами (установление контактов с выпускниками школы – студентами вузов, организация экскурсий в вузы в дни «открытых дверей»), организация и проведение встреч с выпускниками школы и др.

Курирует деятельность этого министерства педагог В.А. Горбенко, которая в специально заведенном в Lement.pro разделе «Работа министерства внешних связей» ставит перед министром внешних связей – ученицей 9 класса различные задачи, например, «Организовать Вечер выпускников школы. Срок выполнения – 18 марта 2016».

Ответственным за выполнение данной задачи является министр внешних связей ЭШР, а участниками этой задачи являются сотрудники министерства внешних связей. Министр внешних связей ЭШР, получив указание от своего куратора, ставит в Lement.pro задачи своим подчиненным по подготовке списков выпускников, оповещению их о проводимом мероприятии, подготовке программы проведения Вечера выпускников и др.

Весь процесс подготовки мероприятия «Вечер выпускников» наглядно отображается в Lement.pro, и куратор министерства внешних связей ЭШР имеет возможность в режиме реального времени оценить качество проведения подготовительных мероприятий и, при необходимости (например, в случае отставания от графика), вмешаться в ход проведения подготовительных мероприятий. Результаты работы по подготовке мероприятия «Вечер выпускников» (списки выпускников, программа проведения сбора и др.) выкладываются министром внешних связей в разделе «Работа министерства внешних связей» для просмотра и утверждения куратором.

Реальную помощь в организации и проведении спортивных школьных мероприятий оказывает министерство спорта ЭШР. Вот лишь один из примеров работы министерства спорта ЭШР. Куратор министерства спорта ЭШР учитель физкультуры Ю.В. Наумов ставит в Lement.pro в разделе «Работа министерства спорта ЭШР» задачу министру спорта ЭШР ученице 11 класса.

«9 февраля 2016 г с 15.00–18.00 в школе № 345 будут проводится соревнования «Президентские состязания – 7 классы». Ученики 7 класса нашей школы принимают в них участие. Необходимо присутствие сотрудников министерства спорта на данных соревнованиях, нужнообеспечить помощь в судействе. По итогам проведенного мероприятия подготовить и выложить в Lement.pro фотоотчет о его проведении. Срок выполнения – 14 февраля 2016».

Министр спорта ЭШР, прочитав это сообщение на мобильном телефоне, тут же отвечает: «Задачу поняла, приступаю к ее выполнению»

Видеофильм из жизни Электронной школьной республики в московской школе № 354 им. Д.М. Карбышева вы можете посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=lwcHyfVCEkE.

Проект получил одобрение органов государственной власти и общественности Москвы. Это отражено в сетевом издании «М.24» в статье «В Москве появится Электронная школьная республика» от 14.04.2015: http://www.m24.ru/articles/71028.

Важный вопрос – профильное обучение школьников, ориентированных на выбор будущих профессий, связанных с государственным и муниципальным управлением, бизнес- менеджментом. Данный вопрос можно решить путем создания сети электронных школьных республик, объединенных при вузе, в Союз ЭШР по принципу Европейского союза или Евразийского экономического союза (Рисунок 3).

Рисунок 3. Схема взаимодействия вуза и ЭШР

При этом сотрудники факультетов вуза, включенные в систему управления проектами и электронным документооборотом ЭШР, смогут в режиме реального времени оценивать творческую и организационную деятельность старшеклассников-сотрудников министерств ЭШР, делегатов съезда ЭШР. Благодаря этому, они еще до окончания учениками школы могут получить объективные данные о потенциале будущих абитуриентов. Это является важным как для школы, так и для вуза, так как при равных баллах, набранных абитуриентами при поступлении в вуз, информация о продуктивной деятельности многолетней деятельности школьников – участников ЭШР может стать определяющей при решении о приеме в вуз того или иного абитуриента.

Что по итогам реализации проекта получат школьники:

• знания по системе государственного управления, взаимодействия различных ветвей органов государственной власти;

• опыт коллективного сетевого взаимодействия для решения конкретных практических задач с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные клиентские устройства (iPad, iPhone, смартфон) и подготовки документов в электронном виде;

• опыт выработки и принятия управленческих решений;

• возможность получить практико-ориентированное профильное образование в области государственного и муниципального управления, бизнес-менеджмента или иных специальностей, требующих знания и управленческие навыки в решении различных прикладных задач и сформировать качественное портфолио для поступления в ВУЗ.

Что в результате реализации проекта получит административный и педагогический коллектив школы:

• Добровольных помощников из числа школьников в решении многочисленных текущих задач школы (энергосбережение, безопасность, экология и охрана здоровья, уменьшение бумажного документооборота и др.).

• Эффективное выполнение требований ФГОС в части формирования базовых компетентностей современного человека:

– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

• Укрепление школьной дисциплины.

• Обеспечение тесного взаимодействия между старшеклассниками и школьниками младших классов, между учащимися, педагогами, территориально удаленных друг от друга подразделений (в условиях образовательных комплексов).

• Систематизация уже существующей разнообразной внеклассной деятельности школы (дополнительное образование, проектная деятельность и др.).

По результатам апробации проекта «Электронной школьной республики» в школа № 354 им. Д.М. Карбышева сформирован пакет концептуальных и организационно-методических документов ЭШР, позволяющий обеспечить тиражирование данного проекта в других школах:

• Концепция проекта «Электронная школьная республика».

• Устав ЭШР (типовой вариант).

• Положение о конкурсе на замещение вакантных должностей министров ЭШР (типовой вариант).

• Положение о конкурсе на звание «Лучший делегат съезда ЭШР (типовой вариант)».

• Эмблема ЭШР (типовой вариант).

• Сценарии проведения съездов ЭШР (типовой вариант).

Таким образом, по результатам апробации проекта «Электронная школьная республика» в школе № 354 им. Д.М. Карбышева, в котором задействованы около 200 учеников основной и старшей школы, сформирована новая модель организации содействия ученическому самоуправлению и профильному обучению школьников, которая может быть предложена для тиражирования в образовательных комплексах г. Москвы.

Список литературы:

1. Шахраманьян М.А., Казарян М.Л. Компьютерная деловая игра «Электронная школьная республика»: методология и принципы построения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 15.
2. Шахраманьян М.А., Шахраманьян А.М., Мозжухин Д.А., Абрамов А.В. Система организации решения управленческих решений на основе электронного документооборота. Патент на полезную модель № 131219 от 04.03.2013.
3. Шахраманьян М.А., Абрамов А.В., Шахраманьян А.М., Мозжухин Д.А. Система управления проектной и образовательной деятельностью с использованием облачных платформ и мобильных клиентских устройств Lement.pro. Свидетельство Роспатента о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014614581 от 29.04.2014.
4. Шахраманьян М.А. Современные информационные технологии управления образовательной и проектной деятельностью в московской системе образования // Вестник московского образования. 2014. № 9. С. 308–317.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.