Рубрики
Воспитательная работа

Педагогические особенности патриотического и интернационального воспитания в школе с этнокультурным компонентом

Что сегодня представляет собой практически любая московская школа? Многообразие наций и народов. И наша школа, в которой обучающиеся с первого класса знакомятся с корейской культурой и бытом и изучают корейский язык, – яркое тому подтверждение. Школа добрая, яркая, самобытная. Атмосфера домашнего тепла и уюта привлекает ребятишек Москвы и Московской области, Ближнего Зарубежья и Дальнего. В нашей школе с этнокультурным корейским компонентом образования обучаются дети пятидесяти национальностей. И нет никаких конфликтов на национальной почве. Мы, учителя и ученики, большая дружная интернациональная семья, в которой каждый ребенок имеет возможность самовыражаться и имеет право на национальную идентичность.

0
Дерягина Лидия Олеговна,
методист по воспитательной работе
ГБОУ г. Москвы «Школа № 17»

Что сегодня представляет собой практически любая московская школа? Многообразие наций и народов. И наша школа, в которой обучающиеся с первого класса знакомятся с корейской культурой и бытом и изучают корейский язык, – яркое тому подтверждение. Школа добрая, яркая, самобытная. Атмосфера домашнего тепла и уюта привлекает ребятишек Москвы и Московской области, Ближнего Зарубежья и Дальнего. В нашей школе с этнокультурным корейским компонентом образования обучаются дети пятидесяти национальностей. И нет никаких конфликтов на национальной почве. Мы, учителя и ученики, большая дружная интернациональная семья, в которой каждый ребенок имеет возможность самовыражаться и имеет право на национальную идентичность.

Сегодня приоритетным в российском образовании в условиях многонациональной среды является патриотическое и интернациональное воспитание. Использование же этнической культуры способствует эффективному развитию образованной и толерантной личности во всех сферах её будущей деятельности, формированию гражданских чувств, воспитанию любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию разных народов.

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Освоение основной образовательной программы и воспитание в этнокультурном пространстве образовательной организации является, на наш взгляд, наиболее эффективным для патриотического и интернационального воспитания личности выпускника. Во-первых, он (выпускник) осознанно, уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; во-вторых, уважительно относится к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; в-третьих, выпускник готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; сотрудничать для достижения общих результатов.

Самое главное в обучении и воспитании детей – не показывать преимущество той или иной нации. Нужно изучать культуру и традиции разных народов в сравнении, и тогда можно ярко увидеть, что в разных культурах есть очень много общего: почитание старших, ответственность за своих родителей, милосердие, терпимость, гуманизм.

Однако говорить о патриотическом и интернациональном воспитании без решения вопроса гражданской идентичности практически невозможно. Решение этой проблемы требует комплексного подхода к организации работы как с детьми, так и со взрослыми. Цель этой работы – обеспечивать их включение в социальное и культурное пространство города, воспитания у них законопослушания и уважения к российским и столичным традициям, создания возможности реального участия в жизни Москвы. От решения этих важных задач будет зависеть эффективность патриотического и интернационального воспитания обучающихся.

Ученые-разработчики стандартов общего образования второго поколения считают основой стратегической цели стандартов формирование личности будущего россиянина как важнейшее условия укрепления российской государственности. Однако, рассматривая эту задачу, необходимо исходить из того, что Россия – многонациональная страна. Поэтому, говоря о личности современного выпускника, речь идет, во-первых, о формировании его этнической и региональной идентичности, во-вторых, о формировании гражданской идентичности россиянина («Я – гражданин России!») и, в-третьих, – общечеловеческой идентичности (А.М. Кондаков). В этой связи очень остро стоит необходимость патриотического и интернационального воспитания обучающихся. В школах с этнокультурным компонентом есть свои педагогические особенности решения этой задачи.

Исходя из методологических оснований ФГОС, выделяются три содержательно-смысловых компонента – знаниевый, ценностный, деятельностный.

Реализация знаниевого компонента помогает сформировать у ребенка историко-географический образ России, представления о современном социально-политическом устройстве российского государства. Дети, знакомясь с золотым фондом культурного и научного наследия России и мира через музейно-экскурсионную деятельность, на уроках и тематических мероприятиях, должны ориентироваться в системе морально-нравственных норм и ценностей, обладать навыками здорового и безопасного образа жизни.

Ценностный компонент формирует у ребенка гордость за Родину, осознание своей государственной и этнической идентичности. Выпускник нашей школы должен быть толерантен, уважать личность, у него должны быть  сформированы основы моральной и нравственной самооценки и, безусловно, одна из ключевых ценностей – это ценность семьи как первичной ячейки общества и государства. Именно с этого начинается формирование чувства Родины.

Деятельностный компонент формирует современную успешную личность. Это школьное самоуправление, умение вести диалог и разрешать конфликты, следовать морально-нравственным нормам, строить жизненные планы.

Дети, прибывшие в Москву из других регионов, стран оказываются «без корней», без привязанности и любви к родным краям. Как воспитать патриотизм в детях разных национальностей? Отказаться от своей Родины и «Силой» заставить их любить новую Родину – Россию – категорически нельзя. Но как им быть? Как жить, чтобы стать частью этой страны? Как обрести смысл жизни? Как научиться делать свой выбор? – эти и множество других вопросов стоят перед многими нашими учениками. В свою очередь, задаются вопросами и педагоги: как воспитать духовно-нравственную, граждански активную, свободную, толерантную, развитую и здоровую личность в условиях поликультурного и этнокультурного образования? Педагогической необходимостью становится проектирование учебно-воспитательной системы современной школы, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции образования и воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народов мира, страны, города, школы, класса. Воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, и привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам и стране, в которой он проживает. Таким образом, действительность ставит перед образованием сложную задачу: сформировать у учащихся гражданскую культуру, воспитать молодежь в духе культуры мира и уважения всех народов, научить понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей национальной самобытности.

Психологи утверждают: гражданский патриотизм, культуру межнационального общения, желание и готовность сотрудничать с представителями других народов необходимо прививать с раннего возраста. При этом важно «не рвать связь времен», а использовать опыт предыдущих поколений, учитывая недостатки и достоинства этого опыта, адаптируя его к современным реалиям. Задачи, которыестоят сейчас перед современной многонациональной школой, обусловлены необходимостью возрождения традиционной культуры патриотического и интернационального воспитания и восстановления этнических традиций для приумножения культурного потенциала каждого народа. Поликультурная среда образовательного учреждения представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов).

Интеграция основного и дополнительного образования в школе с этнокультурным корейским компонентом образования обеспечивает использование этнической культуры для формирования гражданской идентичности, патриотического и интернационального воспитания обучающихся, основной функцией которого является устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств – с другой. Наиболее позитивным является опыт объединения в нашей школе представителей разных этнических групп, которые имеют возможность вместе учиться, общаться и узнавать историю и особенности культуры своих одноклассников, а не разделяться по этническому принципу. Таким образом,  функциями патриотического и интернационального воспитания являются:

• воспитание граждан правового многонационального государства – России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

• формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

• осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

• воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

• развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Гуманизация воспитательной деятельности, как основная цель развития воспитательной системы, осуществляется через патриотическое и интернациональное воспитание обучающихся, развитие самоуправления в школе и классе, гражданско-патриотическую, нравственно-эстетическую, экологическую и трудовую деятельность. Успешное осуществление воспитательных задач –условие усвоения ценностных нормативных характеристик личности (выпускника школы как идеального представителя строящегося гражданского общества) через:

• осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

• гражданский патриотизм;

• установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; общечеловеческих ценностей;

• готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие.

Коллектив нашей школы очень дружный. Совместно (и педагоги, и ученики, и родители) мы проводим добрые и яркие, веселые и светлые праздничные концерты для мам и бабушек, ветеранов педагогического труда и ветеранов Великой Отечественной войны, ставшими уже традициями для нашей школы, Дни Воинской славы и Уроки Мужества.  Принимаем участие в Фестивалях национальных искусств, выезжаем с концертами в Дома ветеранов, участвуем в благотворительных акциях. Ярким примером того, что национальное многообразие нашей большой и дружной семьи сплачивает нас и помогает в общих делах, является наш последний грандиозный праздник, посвященный Дню учителя, с очень добрым и ностальгическим названием «Назад в СССР». Учителя организовали выставку своих самых ценных вещей — школьных реликвий. Экспонатами стали октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские атрибуты, книги, которые читали тогда, «Золотые медали», значки «Донор СССР», билеты Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и ОСВОД (аббревиатура от «Общество спасения на водах»), грамоты и многое другое, что так бережно педагоги хранили много-много лет и что оказалось таким интересным и востребованным сегодня… Ну а дети (все классы!) в одном концерте постарались показать все, что так дорого нам до сих пор – наше детство в Стране СССР. Это  спортивные пирамиды и лагерь «Артек», песни у костра и зарницы, парады и лозунги, пионерские галстуки и искренние советские песни, «Олимпиада – 80» и Фестиваль дружбы народов 1957 года… Очень трогательное и очень значимое мероприятие для всех, кто принимал в нём участие и кто был зрителем доброго и так необходимого сегодня путешествия в прошлое. Это и есть патриотическое и интернациональное воспитание. И не только обучающихся и выпускников, но и педагогов.

Национальное и культурное многообразие нашей школы – это наше достояние и наша гордость. Этническое многообразие страны – достояние и гордость ее народа. Россия имеет большой опыт дружбы, межэтнических положительных отношений, и вусловиях многонациональной среды патриотическое и интернациональное воспитание является приоритетным в российском образовании.

Список литературы:

1. Грошева Р.Н. Сборник нормативно-правовой документации с учетом исторического опыта и национальной политики в городе Москве. Москва, 2011.
2. Дерягина Л.О. Модель выпускника и мероприятия по ее реализации на практике // «Классный руководитель». Научно-методический журнал. 2011. № 1. С.106–108.
3. Дерягина Л.О. Этнокультурное пространство как компонент эффективного развития образованной и творческой личности // «Девиация и влияние миграционных процессов на образовательную среду». Материалы VМеждународной научно-практической конференции, Москва, 18 февраля 2011. М., 2011. С.106–108.
4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
5. Инновационные направления в развитии системы воспитания. Методическое пособие. Коллектив авторов: Сергеева С.П., Кирмасов Б.А., Клочкова Л.И. и др.. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
6. Канаметова И.Х. Поликультурное воспитание – демократический ответ потребностям населения. // «Этнодиалоги». Научно-информационный альманах Центр межнационального образования «Этносфера», 2011. № 2 (35). С. 94.
7. Кирмасов Б.А., Бахарев А.В. Актуальные вопросы культуры межнациональных отношений в общеобразовательном учреждении. М., 2011.
8. Клочкова Л.И. Развитие инновационного потенциала личности. М.: УЦ «Перспектива», 2011. С. 9–10.
9. Найденова Е.А. Из опыта работы лаборатории народоведения и межкультурной кафедры ЮНЕСКО МИОО в сфере межэтнической толерантности школьников // «Этнодиалоги». Научно-информационный альманах Центр межнационального образования «Этносфера», 2011. № 1 (34). С.183.
10. Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в системе образования. Москва, 2011.
11. Теоретические основы воспитания / Под ред. В.П. Сергеевой. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
12. ФГОС. Социализация и воспитание обучающихся: стратегия, технология, опыт. Материалы городской научно-практической конференции 29 марта 2012 г. М, 2012.
13. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Под общей редакцией В.Н.Гурова. М.: Педагогическое сообщество России, 2004. С.35–36.
14. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. М., 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0