Рубрики
Управление

Профессиональная компетентность педагога как гарантия качественного образования обучающихся в условиях инклюзивного образования

Принятый «Федеральный закон об образовании в РФ» от 21.12.2012 года включает инклюзивное образование в основной понятийный аппарат и указывает на необходимость обеспечения равного доступа к образованию с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей. На наш взгляд, самое главное – создать оптимальные условия для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в образовательном процессе; обеспечить достижение максимума развития и социализации такого ребёнка в общем потоке.

0
Черемисина Светлана Викторовна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Дедловская Марина Юрьевна,
кандидат педагогических наук,
инструктор по физической культуре ГКП «Особый ребёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Чекурова Ольга Валерьевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

Принятый «Федеральный закон об образовании в РФ» от 21.12.2012 года включает инклюзивное образование в основной понятийный аппарат и указывает на необходимость обеспечения равного доступа к образованию с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей. На наш взгляд, самое главное – создать оптимальные условия для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в образовательном процессе; обеспечить достижение максимума развития и социализации такого ребёнка в общем потоке.

Качественное образование ребёнка с ОВЗ в форме инклюзии возможно только при наличии: квалифицированных педагогов, знающих особенности развития детей с различными заболеваниями, владеющими технологиями инклюзивного образования; специальных федеральных государственных образовательных стандартов; адаптированных (к различным категориям детей с ОВЗ) образовательных программ, учебников, дидактических материалов; индивидуальных траекторий развития (включая индивидуальные образовательные маршруты); специально разработанной процедуры оценивания детей с особыми образовательными потребностями и системы аттестации таких детей; специалистов сопровождения детей с ОВЗ и т.д.

К сожалению, практика показывает, что при предоставлении доступа детей с ОВЗ к общей образовательной системе, не имеющей вышесказанных условий, его право на качественное образование, в действительности, нарушается; темп развития не соответствует максимальным возможностям. Это приводит к потере детьми с ОВЗ возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в развитии. Крайне важно всем участникам образовательного процесса различать человеческое отношение к ребенку-инвалиду, к ребенку с ОВЗ, цели, задачи образования.

Обнадеживает, что в обществе существует понимание данной проблемы, желание и готовность сделать инклюзивное образование качественным и адекватным.

«Профессиональный стандарт педагога» содержит новые требования к педагогу. Авторы проекта стандарта при разработке указывают на «необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: работу в условиях реализации программ инклюзивного образования; работу с обучающимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.».

Также представлено понимание авторов-разработчиков необходимости обязательной перестройки педагогического ума, пересмотра педагогического труда в соответствии с запросами государства и современного общества: «Меняется мир. Изменяются дети, что в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации». А также «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального контроля». Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени».

Задача учреждений повышения квалификации и переподготовки (совместно с ресурсными центрами) разработать и организовать курсовые программы по инклюзивному образованию на разных ступенях с учетом специфики образования детей с различными заболеваниями. Педагогам инклюзивного класса или группы необходимо владеть технологиями одновременной работы со всем контингентом детей, работы по индивидуальным траекториям развития, проведения коррекционно-оздоровительной работы, оценивания и отслеживания динамики развития «особых» детей  и др.

Задача администрации образовательной организации – мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации; создать необходимые и достаточные условия работы педагогов в инклюзивном классе или группе.

Задача педагога – понять, что и ребенку с нормой, и ребенку с особыми образовательными потребностями необходимо развиваться, получать качественное образование для полноценной жизни в обществе «здесь и сейчас», а завтра (когда педагог «созреет» для перестройки) ребенку это будет уже не нужно, уже будет поздно. Поэтому у педагогов нет времени «на раскачку».

Одна из сложных задач – работа с родителями «особых» детей. Миссия родителей не только желать всех благ своему ребенку и любыми способами добиваться их. Обязанность родителей (на договорных с образовательным учреждением условиях) – способствовать качественному и адекватному обучению, воспитанию, развитию и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями среди сверстников (и не в ущерб им) для дальнейшей возможности стать полноценным членом общества.

Не менее важной задачей является корректировка настоящих критериев качества образования (разработанных Московским Центром Качества Образования) с учетом динамики результатов образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями (в том числе детей с различными ОВЗ), критериев оценки результатов труда педагога, работающего в инклюзивном классе или группе. В Московский Регистр Качества Образования различные рейтинги ввести соразмерный критерий качественного образования относительно всех детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ОВЗ и т.д.).

В предыдущие годы специалистами Городского ресурсного центра проведено анкетирование ответственных за развитие инклюзивной формы образования в образовательных учреждениях. Целью анкетирования являлась оценка методической и психологической готовности участников образовательного процесса к распространению инклюзии.

Результаты анкетирования показали, что на вопрос относительно опыта работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, практически 60 % педагогов школ, отобранных для внедрения инклюзивной формы образования, ответили отрицательно.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, учителей и воспитателей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

• представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

• знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Для изменения стереотипов (а далее – и профессиональной позиции учителя в инклюзивном пространстве) большую роль играют интерактивные занятия, тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных образовательных учреждений позволяет продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.

Предлагаем Вашему вниманию интерактивное занятие с педагогами «Готовность педагогов к работе в инклюзивном образовательном учреждении», разработанное специалистами нашего учреждения. (Необходимое время: до 90 минут.)

1. Упражнение-разогрев «Ассоциации».

Цель упражнения: настроить участников тренинга на активную работу; создать позитивную атмосферу.

Оборудование: не требуется.

Инструкция

Участники группы располагаются по кругу.

Ведущий: – Необходимо придумать ассоциацию на слово «инклюзия». Что Вам приходит в голову, когда слышите слово «инклюзия»?

Возможные ответы: доброта, терпимость, толерантность, трудность, препятствия, больной ребёнок,  включение, сопереживание, эмпатия и т.д.

Фотография 1

2. Мозговой штурм «Мне трудно» и «Замечательные черты».

Цели упражнения: способствовать пониманию и осознанию проблемы ограниченности ресурсов ребенка; поиск путей реализации потенциала конкретного ребенка.

Оборудование:

– листы (формат А4) и маркеры  по количеству участников группы;

– таблички «МОИ ТРУДНОСТИ» и «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ» для каждой группы.

Инструкция

Ведущий делит участников на две группы.

Ведущий: – Инклюзия – это включение ребёнка с особыми образовательными потребностями (сегодня мы будем говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья) в повседневную среду сверстников. Насколько эффективно и благополучно это включение будет осуществляться, во многом зависит от педагогов, то есть от нас с вами.

– У каждого из нас есть определенный образ ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто-то уже работал с ними, кому-то этот опыт только предстоит. Но у каждого из нас есть свое представление о тех, о ком сейчас идет речь.

– Многие из нас испытывают сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому что все эти дети очень похожи? Опыт каждого из нас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Дети бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают.

– Мысленно нарисуйте собирательный образ такого ребенка. Сформулируйте и запишите в команде трудности работы с «особыми» детьми, с одной стороны, и их положительные качества, с другой.

На выполнение задания отводится 7 минут.

Представители от каждой команды фиксируют основные моменты на доске. Проводится обсуждение результатов.

Ведущий: – Это упражнение является хорошим практическим материалом, что мы увидим при работе над следующим заданием.

Фотография 2

3. Упражнение «Похвала».

Цель упражнения: развивать способность видеть многообразие вариантов решения индивидуальной или коллективной работы с «особыми» детьми.

Оборудование:не требуется.

Ведущий:  – Посмотрите на доску, где вы отметили замечательные черты детей с ОВЗ. Их можно использовать как реальную похвалу ребенка. В повседневной работе с детьми с ОВЗ, мы часто сталкиваемся с тем, что не знаем, как выдать положительную обратную связь в процессе взаимодействия с ними. Посмотрите на список замечательных черт и сформулируйте несколько вариантов похвалы в адрес ребенка с ОВЗ, которые вы можете использовать в работе.

Фотография 3

4. Упражнение «Статистика-опрос».

Цель упражнения: показать отношение социума к детям с ОВЗ, с одной стороны, и самоощущения комфортности непосредственно ребёнка с ОВЗ, с другой стороны.

Предлагаются материалы опроса педагогов, родителей, детей с ОВЗ и детей с «нормой» с акцентом на проблемы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде конкретного региона.

Фотография 4

5. Упражнение «Трудная ситуация».

Цель упражнения: содействовать получению нового опыта анализа ситуаций, возникающих из столкновения разных взглядов, которые обусловлены различием особенностей детей с ОВЗ.

Оборудование (из расчета группы в количестве 20 человек):

– марлевые повязки на глаза (плотность марли 6-8 сложений) – 5 шт.;

– беруши – 5 пар;

– эластичный  бинт – 5 повязок (повязки по размеру рассчитываются так, чтобы неплотно обхватить две ноги взрослого человека);

– мячи большие – 10 шт.;

– обручи плоские – 20 шт.;

– мешочки 4 цветов – 20 шт.

Инструкция

Участники группы делятся на четыре команды.

Первая команда – люди, имеющие ограничения в зрении (им завязываются глаза марлевой повязкой).

Вторая команда – люди, имеющие ограничения в слухе (им выдаются беруши).

Третья команда – люди, имеющие двигательные ограничения (их «обездвиживаем»: связываем ноги  эластичным бинтом в районе голеностопного сустава).

Четвертая команда – «норма» по здоровью.

Упражнение проходит в два этапа.

1 этап

На полу разложены обручи в два ряда по 4 штуки, расстояние между рядами 4–5 метров (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема расположения обручей

Ведущий: – Представьте, что мы на занятии по физической культуре. Каждая команда выстраивается за определённым обручем в колонну по одному. Задание: пройти по прямой от обруча до обруча  с мешочком на голове и положить мешочек в обруч.

Каждой команде раздаются мешочки определенного цвета.

2 этап

На полу разложены обручи в два ряда (количество обручей в ряду соответствует числу человек в двух командах), расстояние между рядами 2–3 метра (см. рис. 2).

Рисунок 2. Схема расположения обручей

Ведущий: – Команды «ограниченные в зрении» и «ограниченные в передвижении» располагаются в первой шеренге. Вторая шеренга – команды «норма» и «ограниченные в слухе». Обе шеренги должны стать лицом друг к другу. Таким образом, у нас получились пары.

Второй шеренге раздаются мячи и «секретное задание»  постараться не попадать точно в руки партнёру из противоположной шеренги.

«Секретное задание» ведущий показывает с помощью таблички с надписью.

Обсуждение в кругу после выполнения двух этапов упражнения.

Ведущий: – Какие ощущения возникли в процессе выполнения заданий? Когда вы себя чувствовали комфортно, а когда – нет?

Примечание. В процессе обсуждения важно дать высказать членам разных команд и соотнести их ощущения.

Фотография 5

6. Материалы для размышления «Сочинение».

Цель: показать разные взгляды на проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать толерантному отношению педагогов к детям с ОВЗ и их родителям.

Фотография 6

Ведущий: – Вашему вниманию мы предлагаем сочинение мамы о своём ребёнке. А Вы постарайтесь представить себе малыша по описанию, данному в сочинении.

«Мой сын – это красивый мальчик с пушистыми ресницами, миндалевидными глазами, густыми волосами, пухлыми губами. Поэтому я зову его «мачо». Второе его прозвище «ночной волк», потому что с самого рождения мы не спим по ночам. Самые его любимые игрушки – это мобильный телефон и  пульт от телевизора. Куда бы мы их не прятали, он, как экстрасенс, находит их. И когда телефон оказывается у него в руках, он ложится на диван, рука под голову, нога на ногу, вид важный, ну чем не мачо? Я надеюсь, что вместе мы преодолеем болезнь, научимся говорить, лучше ходить, и хоть с опозданием, пойдем в школу».

Ведущий: – На основе данного сочинения у каждого из Вас сложился свой образ ребёнка. Так описывает своего сына любящая мама.

Реальная картина такова: этот мальчик с глубокой умственной отсталостью, не говорит, с обильной саливацией, навыки самообслуживания отсутствуют, начал ходить на пятом году жизни…

Работая с детьми с ОВЗ,  необходимо помнить о многогранности данной проблемы и уважать чувства всех участников инклюзивного образовательного процесса.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.