Рубрики
Иностранный язык

Методические рекомендации по выполнению проектной работы по теме: «Английский язык в Вашей профессиональной среде»

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска преподавателя.

0
Шаршакова Анна Николаевна,
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»,
ind8@ya.ru

Задание: разработайте проект по дисциплине «Иностранный язык» на тему «Английский язык в Вашей профессиональной среде». Перед выполнением задания ознакомьтесь с пояснительной запиской, методическими рекомендациями и критериями оценивания данного проекта.

Пояснительная записка

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска преподавателя.

На уроке английского языка обучающиеся овладевают многими метапредметными умениями. Во-первых, они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в дальнейшем обучении. Во-вторых, они овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающиеся способны самостоятельно организовывать совместную деятельность не только со своими сверстниками, но и с преподавателем.

Поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что самыми эффективными методами и формами преподавания являются: коллективная (групповая) работа, ролевая игра, тематические уроки и т.д. Среди разнообразных современных педагогических технологий наиболее часто выделяют метод проектного обучения.

Опираясь на структуру проектного метода обучения, был составлен алгоритм работы над проектом «Английский язык в профессиональной среде». При выполнении данного задания, учащиеся 10–11 классов предстоит собрать информацию о своей будущей профессии и рассказать, как важны знания иностранного языка в их профессиональной деятельности. Результат работы учащихся – мультимедийная презентация. Работу можно выполнять индивидуально или в группах по 3–4 человека. Учащиеся начинают подготовку к проекту, вспоминая и отрабатывая вместе с преподавателем лексику по теме «Моя будущая профессия», уделяя особое внимание профессиональным терминам. Учащиеся выбирают основные аспекты своей будущей профессии, о которой они будут готовить презентацию и составляют план своего проекта. Затем они обсуждают свой план с преподавателем и на его основе готовят работу о своей профессии. Дома учащиеся готовят мультимедийную презентацию своего проекта. Защита проходит на учебном занятии или на открытом мероприятии на базе образовательного учреждения.

Методические рекомендации по выполнению проектной работы по теме: «Английский язык в Вашей профессиональной среде»

В методике преподавания иностранных языков проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по его содержанию, и самостоятельная по характеру добывания знаний.

По количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как уровень обученности английскому языку, коммуникабельность, работоспособность, личные интересы и др. В разработке данного проекта может принять участие любой учащийся 10 и 11 классов, в возрастной категории от 15 до 18 лет, вне зависимости от профиля специальности.

Работа над проектом проходит в несколько этапов. Она, как правило, занимает одно или несколько занятий, в зависимости от планируемого результата (плакат, мультимедийная презентация). Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, анкетированием одноклассников или родителей.

Этапы и структуру построения проектной работы по иностранному языку можно представить следующим образом:

1 этап. Работа над темой раздела (овладение новыми лексическими единицами, грамматическими образцами, чтение текстов по теме, просмотр видеоматериалов и др.).

2 этап. Планирование (анализ темы и проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов).

3 этап. Формирование групп (распределение ролей и заданий между членами творческих группы).

4 этап. Исследование (сбор и уточнение информации).

5 этап. Оформление проекта (рисунки, плакаты, мультимедийные презентации).

6 этап. Презентация проекта (демонстрация результатов работы; особое внимание уделяется умению рассказать о совместной работе, её результатах на английском языке).

7 этап. Рефлексия (анализ выполнения проекта).

Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеклассной и исследовательской работы. Как правило, все проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними используется большое количество дополнительного материала (зарубежная литература, Интернет). Их презентация и защита проходит на учебных занятиях и отрытых мероприятиях образовательного учреждения.

Практический опыт использования проектов показывает, что данный метод имеет положительные результаты и реализует следующие задачи:

развивающие:

– развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, что подтверждается возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом;

– расширение межпредметных компетенций (связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира).

метапредметные:

– развитие умения мыслить логически, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения;

– формирование навыков использования иностранного языка в профессиональной деятельности;

– развитие воображения при моделировании ситуаций общения.

воспитательные:

– воспитание культуры и потребности в практическом использовании языка в различных сферах жизни;

– формирование у учащихся основных мировоззренческих идей;

– расширение общего кругозора учащихся и развитие их коммуникативной культуры.

Основные рекомендации по оформлению мультимедийной презентации для проектной работы:

– рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле;

– размер шрифтов, заголовки и элементы оформления на всех слайдах должны быть идентичными;

– связь между слайдами должна быть очевидной;

– не помещайте на слайд слишком много объектов;

– не бойтесь пустого пространства – «воздуха», оно только усиливает информационные элементы;

– используйте минимально возможное количество цветов, чтобы текст лучше читался;

– при создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и «растягивание» картинок на весь слайд, отдайте предпочтение более тёмным тонам;

– старайтесь использовать только один тезис или утверждение на каждом слайде;

– при работе с презентацией не повторяйте то, что написано на слайде, комментируйте и расшифровывайте информацию;

– с особой осторожностью отнеситесь к работе со звуковыми объектами, ведь их применение должно быть уместно и обосновано;

– рекомендуется поместить специальный слайд с ссылкой на автора и первоисточник, если Вы используете «чужой материал».

Таким образом, можно считать, что совершенствование метапредметных умений по английскому языку будет более успешным при наличии у обучающихся мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения (учебных материалов). Использование технологии проектов на практике может вызвать интерес у детей разных возрастов и положить начало совершенствованию метапредметных умений по английскому языку.

Критерии оценивания проекта

 Критерий оценивания проектной работы  Количество баллов*
 1. Соответствие заданной теме  
 2. Оригинальность подхода к выполнению проекта  
 3. Активность каждого члена группы  
 4. Взаимоподдержка, сотрудничество, умение работать в группе (для групповых проектов)  
 5. Умение выстроить свой ответ в логической последовательности  
 6. Умение каждого члена группы  аргументировать свои выводы и решения  
 7. Умение отвечать на вопросы  
 8. Умение вести себя сдержанно перед публикой  
 9. Умение задавать встречные вопросы  
 10. Использование иллюстративного материала  
 Общее количество баллов:  

 

* максимальный балл за каждый критерий – 2.

Общее максимальное количество баллов – 20.

Список литературы

1. Дерюгина Н.М., Иванова Л.Н. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа на занятиях по иностранным языкам. М.: УМЦ ПО ДОМ, 2008.
2. Литовченко М.В. Формирование метапредметных навыков как способ реализаций требований нового ФГОС [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/27/formirovanie-metapredmetnykh-navykov-kak-sposob-realizatsii (дата обращения: 4.02.2016).
3. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 4.02.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.