Рубрики
Воспитательная работа

Экскурсионно-развивающая деятельность в образовательном процессе (из опыта работы классного руководителя)

Толковый словарь русского языка для школьников под редакцией С.И. Ожегова дает следующее объяснение слову «экскурсия»: 1. Коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной, познавательной целью. Экскурсия в музей. Поехать на экскурсию в заповедник. 2. Группа туристов, сопровождаемая экскурсоводом. Экскурсия направилась к средневековому замку.

0
Дубкова Ольга Ильинична,
учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
olgailin4@gmail.com

Толковый словарь русского языка для школьников под редакцией С.И. Ожегова дает следующее объяснение слову «экскурсия»: 1. Коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной, познавательной целью. Экскурсия в музей. Поехать на экскурсию в заповедник. 2. Группа туристов, сопровождаемая экскурсоводом. Экскурсия направилась к средневековому замку.

Экскурсионному направлению, как способу познания, посвящены работы  известных педагогов и методистов ХХ века. Среди них такие имена, как Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, И.М. Гревс, Б.Е. Райков. Они внесли неоценимый вклад в разработку теории развития экскурсионного дела и разработки вопросов школьной экскурсионной методики.

Экскурсионная практика на современном этапе имеет целью – расширение культурного кругозора школьников, познание через практическое осмысление, воспитание в духе патриотизма, высокой нравственности и морали, любви и уважения к труду, а также развитие интеллекта индивидуума.

В статье «Школьные экскурсии, их значение и организация» (Петроград, 1921) Б.Е. Райков указывает, что «руководительство ученика учителем во время экскурсии очень ослабляется; ученик в большей степени предоставляется собственным силам, а учитель является скорее в роли старшего сотрудника. Не менее серьезны отличия и с воспитательной точки зрения: классная и школьная обстановка, с их дисциплиною, с их подбором определенных способностей и навыков и неизбежною искусственностью отношений как между учителями и учениками, так и между самими учащимися, сменяется более естественным и простым типом общения, требующим большего, но вполне нормального напряжения личных сил учащихся. Экскурсии, таким образом, являются особым типом школьного воздействия на учащихся, но воздействия, применяемого в гораздо более свободных условиях, чем обычная школьная обстановка».

Во время проведения экскурсии в сознании школьников происходит важная работа – приобретение новых знаний при максимальной наглядности, на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений, это не простая прогулка, учащиеся должны вернуться из нее с некоторым запасом систематического знания, приобретенного более или менее планомерно. В итоге нескольких экскурсий у них должен образоваться довольно значительный капитал знаний, закрепленный последующею школьною проработкой и осве­женный дальнейшими экскурсиями.

Но рядом с этими знаниями, приобретенными планомерно, по программе, выработанной до экскурсии, и обработанными во время нее или непосредственно после нее, учащиеся выносят из экскурсии, и даже простой школьной прогулки, некоторую сумму восприятий, не подвергшихся обработке и не имеющих часто никакого отношения к основной задаче экскурсии. Постепенно ими накопляется бессознательный опыт, который со временем дает прекрасный материал для учета в других областях знаний».

Основываясь на вышесказанном, экскурсионно-развивающая деятельность организуется мною следующим образом:

1. Составление предварительного плана экскурсионных поездок на родительском собрании в конце текущего учебного года на следующий учебный год.

2. Согласование и внесение изменений в план в сентябре текущего учебного на родительском собрании.

3. Утверждение и согласование поездок с администрацией школы.

4. Разработка плана экскурсии, подробной программы с указанием цели, задач.

5. Согласование сроков поездки с администрацией школы.

6. Ознакомление учащихся на классном часу с планируемой экскурсией. Постановка задач. Предварительное ознакомление с программой и целью экскурсии.

7. Проведение инструктажа с учащимися о правилах поведения в автобусе, поезде, гостинице, музее, парке, усадьбе и т.д.

8. Проведение экскурсии.

9. Подведение итогов экскурсии. Обсуждения на классном часу. Обмен фотографиями, мини-презентации, обмен впечатлениями. Рефлексия.

Вот некоторые из проведенных нами экскурсий.

Экскурсия «Китай- город: Назад в прошлое»

1. По плану – сентябрь 2014 года (состоялась в сентябре 2014 года).

Проведение классного часа с предварительным ознакомлением.

Предмет: история с элементами географии, москвоведение.

Тема: «История Москвы через архитектуру Китай-города».

2. Продолжительность: 2,5 часа.

3. Экскурсионные объекты:

– ЯМА – долговая тюрьма;

– Посольский двор;

– остатки стены Китай-города;

– палаты бояр Романовых;

– храм Троицы в Никитниках;

– Печатный двор;

– Палаты старого Английского двора.

5. Цели:

– познавательная (знакомство с историей своего города, с памятниками культуры и архитектуры);

– воспитательная (патриотическая направленность, гордость за своих  предков, бережное отношение к историко-культурному наследию своей страны, города,возможность познакомиться не только с вчерашним,  сегодняшним, но и завтрашним днём, что способствует вдумчивому отношению детей к городу,осознанию ими важности своей заботы о Москве.)

6. Учебные задачи – ответить на вопросы:

– Куда делалась стена Китай-города?

– Откуда пошло такое непривычное для современного уха название древнего районов столицы?

– Где находился Посольский двор? Как он был образован?

– Что такое «ЯМА»?

– Как образовались названия улиц Китай-города?

– Откуда пошло русское книгопечатание?

– Что послужило основанием для постройки Биржи в этих местах?

7. Проведение экскурсии.

8. Обсуждение на классном часу:

– общие впечатления об экскурсии;

– добавления по тематике экскурсии;

– решение поставленных задач (ответы на вопросы, заданные ранее);

– слайд-шоу сделанных фотографий с комментариями;

– выводы учащихся о мероприятии

Экскурсия «Посещение музея немецких антифашистов в Красногорске Московской области»

1. По плану – декабрь 2014 года (состоялась в декабре 2014 года).

2. Проведение классного часа с предварительным ознакомлением.

Предмет: история, москвоведение.

Тема: «Великая Отечественная война 1941–1945 годов».

3. Продолжительность: 2,5 часа.

4. Экскурсионные объекты:

– музей немецких антифашистов, г. Красногорск Московской области;- экспонаты музея(коллекция немецких знаков и наград, коллекция листовок, подборки газет, поделки военнопленных, фотографии военнопленных, лагерей для военнопленных, карательных операций, коллекция советской и немецкой униформы, коллекция холодного оружия)

5. Цели:

– познавательная (история создания антифашистской организации из немецких военнопленных под названием «Свободная Германия»);

– воспитательная (патриотическая направленность, бережное отношение к историко-культурному наследию не только своей страны, но и других стран, ознакомление не только со вчерашним, но и завтрашним днём, что способствует более вдумчивому отношению детей ко всеобщей истории).

6. Учебные задачи – ответить на вопросы:

– Год создания лагеря военнопленных в Красногорске.

– Статус содержавшихся там пленных.

– Что из себя представляла центральная школа антифашистов?

– Условия содержания военнопленных.

7. Проведение экскурсии.

8. Обсуждение на классном часу:

– общие впечатления об экскурсии;

– добавления по тематике экскурсии;

– решение поставленных задач (ответы на вопросы, заданные ранее);

– слайд-шоу сделанных фотографий с комментариями;

– выводы учащихся о мероприятии.

Экскурсия «Тула – город мастеров»

1. По плану – октябрь 2015 года (состоялась в октябре 2015 года).

Проведение классного часа с предварительным ознакомлением.

Предмет: история, география, ОБЖ, технология, литература

Тема: «Что я знаю о городе-герое Туле?»

2. Продолжительность; 2.5 часа.

3. Экскурсионные объекты:

– Тульский Кремль;

– Ясная поляна;

– музей «Тульский пряник»;

– музей оружия;

– музей самоваров.

4. Цели:

– познавательная (познакомиться с историей возникновения города, с основными историческими событиями города, с историей создания музеев города);

– воспитательная (патриотическая направленность, бережное отношение к историко-культурному наследию своей страны).

5. Учебные задачи – ответить на вопросы:

– К какому веку относится начало создания Тульского Кремля?

– Какие основные достопримечательности Тульского Кремля?

– Чем знаменита Ясная поляна?

– История и традиции печатания тульского пряника

– История создания музея оружия на тульской земле

– История создания музея самоваров

6 . Проведение экскурсии.

7. Обсуждение на классном часу:

– общие впечатления об экскурсии;

– добавления по тематике экскурсии;

– решение поставленных задач (ответы на вопросы, заданные ранее);

– слайд-шоу сделанных фотографий с комментариями;

– выводы учащихся о мероприятии.

Таким образом, опираясь на теоретические положения известных методистов и основываясь на своем опыте (и опыте коллег нашей школы) можно сделать вывод о большой значимости экскурсий в образовательном процессе, которые позволяют  отвлечься от учебников, обрести новый опыт, новые знания и впечатления, что способствует, в свою очередь, более глубокому и качественному усвоению учебного материала по истории, литературе, географии и другим школьным предметам, позволяя во внеурочной среде приобщить учащихся к культурному прошлому своей страны, а также познакомить с выдающимися историческими личностями. Только экскурсия способна дать яркие впечатления и живые эмоции от увиденного.

Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия. С помощью такого «наглядного материала», а также применяемых экскурсионными работниками игровых приёмов лучше усваивается школьная программа, дети учатся сопоставлять прошлое и настоящее, делать собственные выводы.

Список литературы:

1. Национальный комитет «Свободная Германия» [Электр. ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная_Германия (дата обращения: 4.02.2016).
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. [Электр. версия ]. URL: http://slovarozhegova.ru/  (дата обращения: 4.02.2016).
3. Райков Б.Е. Школьные экскурсии, их значение и организация. Петроград, 1921.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0