Рубрики
Литература

Дзатцеева Т.С. Урок литературы в 8 классе: «Маленький человек» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Дзатцеева Татьяна Семеновна,
                                                        учитель русского языка и литературы
                                                        ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1524»,
dzattseeva-ts@1524.ru
 

Главная цель урока – разбор философской подоплеки повести, принципов гуманизма в понимании Гоголя.

Метапредметные связи: литература и история, литература и искусство, литература и русский язык.

Методы: беседа, диспут, творческая работа, работа с тестом, письменная работа, работа со словарем, индивидуальная работа, презентации с элементами исследования.   

I. Пояснительная записка

Цели:

– познакомить с повестью Гоголя «Шинель»;

– проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

– учиться анализировать текст;

– воспитание любви и уважения к личности человека.

Рисунки 1–2

Оборудование урока:

– интерактивная доска;

– иллюстрации к повести «Шинель», выполненные учащимися.

План урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала (анализ повести Гоголя «Шинель»).

1. Сообщения учащихся (презентация с элементами проектно-исследовательской деятельности).

2. Работа с текстом (подтверждение цитатами некоторых положений).

3. Диспут.

4. Работа в группах.

5. Творческая работа.

III. Выводы. Домашнее задание.

II. Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Эпиграф:

Мы все вышли из «Шинели» Гоголя.

Ф.М. Достоевский

1. Слово учителя.

– Мы с вами закончили изучение комедии «Ревизор», а сегодня завершим цикл уроков, посвященных творчеству Гоголя. И завершаем его разбором одного из лучших произведений классика русской литературы – повести «Шинель». Прошу обратить внимание на доску. Перед вами высказывание Федора Михайловича Достоевского. Запишем его в тетрадь. Практически все современники очень высоко оценивали именно эту повесть Гоголя.

В частности, Виссарион Белинский писал: «Повесть «Шинель» – лучшее произведение петербургского цикла, одно из глубочайших созданий Гоголя».

Известный литературовед Павел Анненков писал, что «мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены «Петербургские повести».

Сегодня мы с вами должны понять, почему это произведение многие писатели и критики считали оказавшим большое влияние на русскую литературу. Что имел в виду Достоевский, говоря, что все вышли из гоголевской «Шинели»?

Вы должны были прочитать повесть, а некоторые из вас получили к уроку индивидуальные задания.

2. Сообщение учащегося об истории создания цикла «Петербургские повести» и, в частности, повести «Шинель».

3. Беседа.

– О чем эта повесть?

– Почему она считается выдающимся произведением?

– Главный герой повествования. Кто он?

Это «маленький человек». Не герой в общепринятом понимании, а скромный винтик, шуруп из общей системы. До Гоголя эту тему глубоко рассматривал только Пушкин. Вспомните – «Станционный смотритель». Гоголь идет по тому же пути и ставит в центр своего повествования судьбу неприметной серой личности.

4. Презентация учащегося «Портрет Акакия Акакиевича Башмачкина».

5. Беседа.

– Случайно ли Гоголь назвал своего героя Акакием Акакиевичем?

Рисунок 3

Имя Акакий – не делающий зла, невинный, незлобивый (на доске).

– Случайно ли дал такую фамилию?

(Башмачкин – явно не дворянская фамилия. Даже не Башмаков, а так – по-детски наивный, беззащитный – Башмачкин).

6. Работа с текстом.

– Быт Башмачкина. Как он живет?

– Как проводит свободное время?

7. Презентация учащегося «Как относятся к Башмачкину окружающие?»

8. Беседа (по тексту).

Рисунок 4

– Какое событие в корне изменило жизнь Башмачкина? (Нужна новая шинель.)

– Как удалось найти деньги на покупку? (В тексте: с каждого рубля откладывал, плюс начальство выдало 60 рублей вместо 40–45.)

– Чем стала для Акакия Акакиевича необходимость покупки новой шинели? (В тексте: появился смысл в жизни.)

– Как меняется Башмачкин в этот период? (В тексте: стал более активным.)

– Для кого еще из персонажей повести шинель становится важной вехой в жизни? (Для Петровича. В тексте: следил, как Башмачкин идет в новой шинели.)

– Можно ли сказать, что «Шинель» – неодушевленный предмет, вещь – становится полноправным действующим лицом повести? (Именно поэтому повесть называется «Шинель».)

– Какие еще неодушевленные персонажи присутствуют в повести? (В тексте: город, мороз, ветер. Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того – мороз.)

– Почему обычное природное явление Гоголь называет сильным врагом? (Бывают беззащитны от холода, одежда скудна.)

– Какую роль играет ветер? (Злой ветер вынуждает на предприятие с шинелью. Ветер дул со всех сторон. Он сдувает его со света, как будто и не было, т.е. является метафорой полностью не защищённого положения.)

– Как вы думаете, случайно ли действие происходит в Петербурге? (Нет, потому что именно в городе существовала система, о которой Чехов позже с иронией писал: «Мужчина состоит из мужа и чина». Более того, в таком холодном городе, как Петербург, шинель становится жизненно необходимой вещью. Без нее никак не обойтись.)

9. Презентация учащегося «Каким показал Петербург Гоголь».

Рисунок 5

10. Беседа.

– Итак, место действия – Петербург. Город, где зарождалась проблема «маленького человека», «униженных и оскорбленных». Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин.

– Когда вы читали повесть, какое отношение к нему у вас сложилось?

– Он плохой человек?

– Он заслужил того, чтобы к нему относились плохо?

– Как к нему относится автор?

(Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина. Он ничем не интересуется, разучился думать, косноязычен.)  

А вот, как об отношении Гоголя к своему герою писал Аполлон Григорьев: «В изображении Гоголя Акакий Акакиевич в нравственном смысле вовсе не ничтожное существо, он не насмехается над ним. Его человечность проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже заботу о личном уюте и о пище. Не он повинен в том, что его труд бесплоден. А бюрократическая система, «Петербургский климат». Однако писатель как бы прикрывает все эти отрицательные качества, а крупным планом даёт другое. (Кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка)».

11. Работа в группах (шесть групп).

1. Какие события являются кульминацией повести и почему? (Покупка новой шинели, ограбление, встреча со «значительным лицом».)

2. Характеристика «значительного лица». Могла ли встреча Башмачкина с ним завершиться по-другому? (По сути, он не плохой человек. Мундир делает его таким.)

3. Для чего Гоголю нужна смерть главного героя? (Текст: Без этого повествование не имело бы логической завершенности. Как жил, так и умер – тихо и незаметно. Второе: шинель – как смысл жизни. Аллегория: отняли шинель – отняли жизнь.)

4. Милосердие. Проявляют ли его действующие лица повести? (Один из сослуживцев. После несчастья с Башмачкиным – собрали деньги. Хозяйка дает совет, как быть, к кому обратиться.)  

5. Мистическая концовка. Что хотел ею сказать Гоголь? (Башмачкин умер, но сама проблема «маленького человека» осталась. Она проявляется в форме привидения. Аллегория – совесть. Напоминает о себе.)

6. Критики утверждают, что повесть «Шинель» – о любви. Какую любовь они имеют в виду? (Имеется в виду любовь к человеку, каким бы никчемным он ни был.)

12. Диспут.

Рисунок 6

– Предлагаю разделиться на два лагеря и поспорить. Тему сегодняшнего диспута сформулируем так: «Нужны ли обществу «башмачкины»?

III. Вывод

– Если человек живет в обществе, не нарушает законов, добросовестно и в меру своих способностей выполняет свою работу, он обладает всеми правами и свободами демократического общества. Он заслуживает уважительного к себе отношения. Этот принцип называется принципом гуманизма. Гуманизм – это любовь к человеку, человеколюбие. Ведь еще в Библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Запишем в тетрадь:

Гуманизм – любовь к человеку, человеколюбие.

– Обратите внимание на интерактивную доску, на цитату из чеховского «Крыжовника».

«… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»…

Перепишем это высказывание в тетрадь.

– Повесть Гоголя «Шинель» и есть такой «молоточек», заставляющий обратить внимание на проблемы «маленьких людей». Это великое гуманистическое произведение. Оно предопределило идеологию всей последующей русской литературы. Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта идея – главная отличительная черта великой русской литературы, классики. Идеи гуманизма, начиная от Пушкина и Гоголя, пронесли в своих произведениях Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов и многие другие. Вот почему Достоевский писал: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

IV. Творческая работа (письменно)

Сравните ваши первые впечатления после прочтения повести Гоголя и впечатления, сложившиеся после урока.

V. Домашнее задание

Завершить творческую работу (если не успевают справиться с заданием).

Выписать в тетрадь цитаты из текста, подтверждающие «одушевленность» гоголевской «Шинели».

Подготовиться к уроку по творчеству Салтыкова-Щедрина и отрывку из «Истории одного города».  

Дополнительный материал к уроку

Словарь

Ревностно – старательно.

Фавориты – любимцы.

Департамент – часть или отдел государственного учреждения.

Швейцарская – комната служителей у дверей.

Капот – шинель, плащ.

Посибаритствовал на постели – понежился.

Ваньки – легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город.

Будочник – низший полицейский чин.

Алебарда – пешее оружие на длинном древке.

Частный – пристав, чин полиции, которому доверена часть города.

Чухонка – петербургское прозвище пригородных финнов.

Источник: В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Список литературы:
 
1. Интернет ресурсы: сайты писателей.
2. Коровин В.Я. Литература. Учебное пособие. Ч.1. М.: Просвещение, 2014.
3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М.: Просвещение, 1985.
4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2012.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.