Главная цель урока – разбор философской подоплеки повести, принципов гуманизма в понимании Гоголя.
Метапредметные связи: литература и история, литература и искусство, литература и русский язык.
Методы: беседа, диспут, творческая работа, работа с тестом, письменная работа, работа со словарем, индивидуальная работа, презентации с элементами исследования.
I. Пояснительная записка
Цели:
– познакомить с повестью Гоголя «Шинель»;
– проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;
– учиться анализировать текст;
– воспитание любви и уважения к личности человека.
Рисунки 1–2
Оборудование урока:
– интерактивная доска;
– иллюстрации к повести «Шинель», выполненные учащимися.
План урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала (анализ повести Гоголя «Шинель»).
1. Сообщения учащихся (презентация с элементами проектно-исследовательской деятельности).
2. Работа с текстом (подтверждение цитатами некоторых положений).
3. Диспут.
4. Работа в группах.
5. Творческая работа.
III. Выводы. Домашнее задание.
II. Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Эпиграф:
Мы все вышли из «Шинели» Гоголя.
Ф.М. Достоевский
1. Слово учителя.
– Мы с вами закончили изучение комедии «Ревизор», а сегодня завершим цикл уроков, посвященных творчеству Гоголя. И завершаем его разбором одного из лучших произведений классика русской литературы – повести «Шинель». Прошу обратить внимание на доску. Перед вами высказывание Федора Михайловича Достоевского. Запишем его в тетрадь. Практически все современники очень высоко оценивали именно эту повесть Гоголя.
В частности, Виссарион Белинский писал: «Повесть «Шинель» – лучшее произведение петербургского цикла, одно из глубочайших созданий Гоголя».
Известный литературовед Павел Анненков писал, что «мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены «Петербургские повести».
Сегодня мы с вами должны понять, почему это произведение многие писатели и критики считали оказавшим большое влияние на русскую литературу. Что имел в виду Достоевский, говоря, что все вышли из гоголевской «Шинели»?
Вы должны были прочитать повесть, а некоторые из вас получили к уроку индивидуальные задания.
2. Сообщение учащегося об истории создания цикла «Петербургские повести» и, в частности, повести «Шинель».
3. Беседа.
– О чем эта повесть?
– Почему она считается выдающимся произведением?
– Главный герой повествования. Кто он?
Это «маленький человек». Не герой в общепринятом понимании, а скромный винтик, шуруп из общей системы. До Гоголя эту тему глубоко рассматривал только Пушкин. Вспомните – «Станционный смотритель». Гоголь идет по тому же пути и ставит в центр своего повествования судьбу неприметной серой личности.
4. Презентация учащегося «Портрет Акакия Акакиевича Башмачкина».
5. Беседа.
– Случайно ли Гоголь назвал своего героя Акакием Акакиевичем?
Рисунок 3
Имя Акакий – не делающий зла, невинный, незлобивый (на доске).
– Случайно ли дал такую фамилию?
(Башмачкин – явно не дворянская фамилия. Даже не Башмаков, а так – по-детски наивный, беззащитный – Башмачкин).
6. Работа с текстом.
– Быт Башмачкина. Как он живет?
– Как проводит свободное время?
7. Презентация учащегося «Как относятся к Башмачкину окружающие?»
8. Беседа (по тексту).
Рисунок 4
– Какое событие в корне изменило жизнь Башмачкина? (Нужна новая шинель.)
– Как удалось найти деньги на покупку? (В тексте: с каждого рубля откладывал, плюс начальство выдало 60 рублей вместо 40–45.)
– Чем стала для Акакия Акакиевича необходимость покупки новой шинели? (В тексте: появился смысл в жизни.)
– Как меняется Башмачкин в этот период? (В тексте: стал более активным.)
– Для кого еще из персонажей повести шинель становится важной вехой в жизни? (Для Петровича. В тексте: следил, как Башмачкин идет в новой шинели.)
– Можно ли сказать, что «Шинель» – неодушевленный предмет, вещь – становится полноправным действующим лицом повести? (Именно поэтому повесть называется «Шинель».)
– Какие еще неодушевленные персонажи присутствуют в повести? (В тексте: город, мороз, ветер. Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того – мороз.)
– Почему обычное природное явление Гоголь называет сильным врагом? (Бывают беззащитны от холода, одежда скудна.)
– Какую роль играет ветер? (Злой ветер вынуждает на предприятие с шинелью. Ветер дул со всех сторон. Он сдувает его со света, как будто и не было, т.е. является метафорой полностью не защищённого положения.)
– Как вы думаете, случайно ли действие происходит в Петербурге? (Нет, потому что именно в городе существовала система, о которой Чехов позже с иронией писал: «Мужчина состоит из мужа и чина». Более того, в таком холодном городе, как Петербург, шинель становится жизненно необходимой вещью. Без нее никак не обойтись.)
9. Презентация учащегося «Каким показал Петербург Гоголь».
Рисунок 5
10. Беседа.
– Итак, место действия – Петербург. Город, где зарождалась проблема «маленького человека», «униженных и оскорбленных». Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин.
– Когда вы читали повесть, какое отношение к нему у вас сложилось?
– Он плохой человек?
– Он заслужил того, чтобы к нему относились плохо?
– Как к нему относится автор?
(Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина. Он ничем не интересуется, разучился думать, косноязычен.)
А вот, как об отношении Гоголя к своему герою писал Аполлон Григорьев: «В изображении Гоголя Акакий Акакиевич в нравственном смысле вовсе не ничтожное существо, он не насмехается над ним. Его человечность проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже заботу о личном уюте и о пище. Не он повинен в том, что его труд бесплоден. А бюрократическая система, «Петербургский климат». Однако писатель как бы прикрывает все эти отрицательные качества, а крупным планом даёт другое. (Кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка)».
11. Работа в группах (шесть групп).
1. Какие события являются кульминацией повести и почему? (Покупка новой шинели, ограбление, встреча со «значительным лицом».)
2. Характеристика «значительного лица». Могла ли встреча Башмачкина с ним завершиться по-другому? (По сути, он не плохой человек. Мундир делает его таким.)
3. Для чего Гоголю нужна смерть главного героя? (Текст: Без этого повествование не имело бы логической завершенности. Как жил, так и умер – тихо и незаметно. Второе: шинель – как смысл жизни. Аллегория: отняли шинель – отняли жизнь.)
4. Милосердие. Проявляют ли его действующие лица повести? (Один из сослуживцев. После несчастья с Башмачкиным – собрали деньги. Хозяйка дает совет, как быть, к кому обратиться.)
5. Мистическая концовка. Что хотел ею сказать Гоголь? (Башмачкин умер, но сама проблема «маленького человека» осталась. Она проявляется в форме привидения. Аллегория – совесть. Напоминает о себе.)
6. Критики утверждают, что повесть «Шинель» – о любви. Какую любовь они имеют в виду? (Имеется в виду любовь к человеку, каким бы никчемным он ни был.)
12. Диспут.
Рисунок 6
– Предлагаю разделиться на два лагеря и поспорить. Тему сегодняшнего диспута сформулируем так: «Нужны ли обществу «башмачкины»?
III. Вывод
– Если человек живет в обществе, не нарушает законов, добросовестно и в меру своих способностей выполняет свою работу, он обладает всеми правами и свободами демократического общества. Он заслуживает уважительного к себе отношения. Этот принцип называется принципом гуманизма. Гуманизм – это любовь к человеку, человеколюбие. Ведь еще в Библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Запишем в тетрадь:
Гуманизм – любовь к человеку, человеколюбие.
– Обратите внимание на интерактивную доску, на цитату из чеховского «Крыжовника».
«… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»…
Перепишем это высказывание в тетрадь.
– Повесть Гоголя «Шинель» и есть такой «молоточек», заставляющий обратить внимание на проблемы «маленьких людей». Это великое гуманистическое произведение. Оно предопределило идеологию всей последующей русской литературы. Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта идея – главная отличительная черта великой русской литературы, классики. Идеи гуманизма, начиная от Пушкина и Гоголя, пронесли в своих произведениях Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов и многие другие. Вот почему Достоевский писал: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».
IV. Творческая работа (письменно)
Сравните ваши первые впечатления после прочтения повести Гоголя и впечатления, сложившиеся после урока.
V. Домашнее задание
Завершить творческую работу (если не успевают справиться с заданием).
Выписать в тетрадь цитаты из текста, подтверждающие «одушевленность» гоголевской «Шинели».
Подготовиться к уроку по творчеству Салтыкова-Щедрина и отрывку из «Истории одного города».
Дополнительный материал к уроку
Словарь
Ревностно – старательно.
Фавориты – любимцы.
Департамент – часть или отдел государственного учреждения.
Швейцарская – комната служителей у дверей.
Капот – шинель, плащ.
Посибаритствовал на постели – понежился.
Ваньки – легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город.
Будочник – низший полицейский чин.
Алебарда – пешее оружие на длинном древке.
Частный – пристав, чин полиции, которому доверена часть города.
Чухонка – петербургское прозвище пригородных финнов.
Источник: В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».