1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы
Основная задача, стоящая перед современным педагогом, – воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей. Развивать желания и умения участвовать в целесообразном преобразование мира, понимать его, создать необходимые условия для развития индивидуальности [6]. Работа современного педагога должна быть направлена на помощь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развитии его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
Поддержка детей в различных видах деятельности является основным принципом дошкольного образования, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предусматривают следующие возрастные характеристики и возможности детей: проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности; способность ребенка к волевым усилиям; попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений [3].
Поэтому задача формирования активной, самостоятельной, творческой личности очень важна. Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью [5]. Мой интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Важную роль в формировании самостоятельности играет трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание – это целенаправленное формирование положительного отношения к труду.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики. Определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание, выделены формы организации детей в труде, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.
В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их [1]. Для этого на младших ступенях дошкольного возраста используется наиболее простая форма организации труда детей – трудовые поручения. Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей [4]. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Дети выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо. Они учатся также доводить дело до конца.
Я выбрала эту тему, так как считаю, что формирование самостоятельности является самой главной задачей для воспитателя, работающего с детьми младшего дошкольного возраста. Большую роль я отвожу поручениям, так как они поддерживают интерес детей к труду, обучают трудовым умениям и навыкам, формируют у детей уверенность в своих силах и способностях.
Формируя необходимые умения и навыки у детей, я учитываю воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, а также индивидуальные возможности каждого ребёнка.
1.2. Цель работы – изучение теоретических основ и практики применения трудовых поручений в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осуществить анализ теоретических основ, а также опыта работы по проблеме формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста при помощи трудовых поручений.
2. Изучить возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста.
3. Спланировать содержание работы с детьми, включающую:
– предварительный этап;
– разработку и проведение основного мероприятия;
– последующую работу;
– составление рекомендаций родителям.
4. Провести рефлексивный анализ собственной деятельности.
1.3. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста в формировании самостоятельности с помощью трудовых поручений
Ребенок четвертого года жизни знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними. При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдать основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, детям младшего дошкольного возраста еще нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают затруднения, но он всё хочет делать сам, во всем стремится быть похожим на взрослого [5].
На четвертом году жизни происходят значительные изменения в психической жизни ребёнка. Совершенствуется восприятие: у малыша складываются всё более отчетливые представления о различных свойствах предметов – форме, величине, цвете, он умеет называть их, соотносить и использовать их в своих играх и занятиях. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивно среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлены преобразования мыслительной деятельности детей.
В 3–4 года ребёнок всё чаще начинает действовать в плане представлений. Наряду с совершенствованием наглядно действенного мышления развивается наглядно образное мышление, помогающее ребенку отрываться от воспринимаемой ситуации устанавливать такие связи между представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте.
Ребёнка четвертого года жизни отличает высокая активность в познании. Он стремится объяснить для себя окружающий мир, начинает интересоваться причинно-следственными связями между событиями и явлениями [2].
Стремление к познанию окружающего мира изменяет характер общения. Малыш начинает задавать старшим бесчисленное количество вопросов. Ведущим мотивом общения становится познавательный мотив.
В этом возрасте значительно усиливается активность ребенка в коммуникативной сфере, он не только задает вопросы, но и делится со взрослым своими впечатлениями, суждениями, мнениями. Потребность в уважении взрослых становится главной в сфере его общения.
В младшем дошкольном возрасте усиливается интерес детей к сверстникам. Их совместные действия становятся более согласованными.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения.
Ребенок четвертого года жизни начинает осознавать результативность трудовых действий. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет малышу уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат. Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде. Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности это освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков, а также стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослыми.
Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
2. Конспект основного мероприятия
Трудовая деятельность, направленная на формирование самостоятельности посредством трудовых поручений «Поможем Федоре».
Обучающие цели:
– Учить правильно выполнять отдельные поручения и на основе их усвоения формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
– Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться.
Развивающие:
– Закреплять знания о назначении отдельных предметов (чашка, блюдце, хлебница), обобщающее слово – «посуда».
Развивающая предметно-пространственная среда:
Иллюстрации «маленькие помощники», картонная коробка, конверт с письмом, кукольный стол, сервированный посудой, поднос для грязной посуды, тазик для мытья посуды, 2 тряпочки (большая и маленькая), 3–4 предмета посуды на каждого ребенка.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций «маленькие помощники», чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворений о труде, наблюдение за работой младшего воспитателя, проведение дидактических игр.
Ход основного мероприятия
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
– Входите, пожалуйста!
Но никто не входит, за дверью лежит посылка. Достаем из нее письмо от Федоры:
«Дорогие ребята! Я давно наблюдаю, как вы дружно живете в детском саду. Как здорово выполняете любую работу. Я хочу познакомиться с вами поближе и прийти к вам в гости. Вам в подарок я принесу угощения к чаю».
Воспитатель:
– Ребята пригласим Федору в гости? (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Ребята Федора принесет нам угощения, и мы тоже должны угостить ее чаем, давайте пройдем к столу и приготовим чайную посуду.
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, в кукольном уголке посуда стала пыльная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она снова стала чистой? (Ответы детей.)
Фотография 1
Воспитатель:
– Соберите, пожалуйста, посуду на этот поднос.
Фотография 2
Педагог дает детям поднос, они ставят на него посуду.
Воспитатель:
– А что нужно для того, чтобы вымыть ее? (Вода.) Но ведь можно намочить всю одежду! Посуду нужно мыть, а одежда должна быть сухой. Что же нам необходимо? (Ответы детей.) Правильно, чтобы не намочить платье, надо надеть фартуки и завернуть рукава.
Фотография 3
Затем воспитатель предлагает подгруппе детей из восьми человек самостоятельно взять фартуки и надеть их, побуждает оказывать друг другу помощь, напоминает о том, что нужно завернуть рукава.
Воспитатель:
– Мыть посуду мы будем здесь, за этими столами, на которые я поставила тазы с водой. У меня на столе лежат две тряпочки – одна маленькая, другая побольше. Вы тоже возьмите по одной большой и по одной маленькой тряпочке. Как вы думаете, для чего они нам нужны? (Ответы детей.) Давайте договоримся: маленькими тряпочками мы будем мыть посуду, а большими – вытирать ее.
Воспитатель переносит поднос с посудой, предлагает детям взять по 3–4 предмета посуды.
Воспитатель:
– Мне тоже так хочется помыть посуду. Можно и я с вами буду работать?
Педагог надевает фартук и предлагает ребятам приступить к работе. Выполняя те или иные действия, подробно объясняет:
Фотография 4
– Сначала я буду мыть эту чашку, намочу тряпочку вот так, отожму ее. Буду мыть чашку сначала внутри, а затем снаружи. Какая она чистая стала! А теперь вытру ее большой тряпочкой. Посмотрите, как я вытираю чашку. Сначала внутри, потом снаружи. Хорошо вытираю. Была чашка мокрая, а теперь стала какая? (Сухая.) Правильно. Были наши чашки, блюдца пыльными. Мы их помыли, вытерли. Они стали сухими, чистыми.
В процессе действий воспитатель подбадривает ребят, уточняет названия предметов посуды, предупреждает ошибки:
Фотография 5
По окончании работы воспитатель предлагает каждому ребенку привести в порядок свое рабочее место: маленькой тряпкой стереть капли со стола, большой тряпкой протереть столы насухо.
Фотография 6
Педагог просит и детей положить тряпочки на поднос, снять фартуки и убрать их.
Предлагает подойти к столу, обращает внимание ребят на чистую посуду:
Мы посуду чисто мыли
Вытирать не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Воспитатель:
– Ребята, теперь, когда наша посуда чистая, мы можем накрывать на стол.
Воспитатель подводит детей к кукольному столу.
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите на наш стол, мне кажется, на нем чего то не хватает? (Ответы детей.)
– Правильно, ребята, на нашем столе не хватает красивой скатерти.
Воспитатель просит ребенка, который был менее активный накрыть стол скатертью.
Воспитатель:
– Что делать дальше?
Воспитатель вместе с детьми ставит на стол салфетницу и хлебницу. Дальше ребята расставляют блюдца и чашки. Воспитатель предлагает детям разложить в блюдца ложки.
Фотография 7
Воспитатель следит, чтобы дети правильно называли предметы и действия, которые выполняют.
После того, как стол накрыт, раздается стук в дверь. Воспитатель вносит в группу куклу бибабо.
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. К нам пришла бабушка Федора.
Воспитатель от лица Федоры благодарит детей за проделанную работу. Куклу сажают за стол и предлагают угоститься чаем.
Фотография 8
Воспитатель:
– Ребята бабушка Федора очень довольна, что пришла к нам в гости и говорит вам спасибо за чай, но она пришла не с пустыми руками, Федора принесла нам угощенье и предлагает вместе с ней попить чай.
3. Выводы и рекомендации к последующей работе
Трудовая деятельность, предложенная мной детям, была им интересна и доступна, так как соответствовала возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей младшего дошкольного возраста, а также учитывались индивидуальные особенности детей.
Добиться положительного результата помогло предварительное планирование трудовой деятельности: определение цели, задач, выбор формы организации труда, определение основных методических приемов, а также подготовка необходимого оборудования, которое понадобилось в процессе работы. Важную роль в достижении положительного результата сыграла предшествующая работа с детьми, в которую входили различные художественные средства, дидактические игры, а также активная организация поручений индивидуального характера для каждого ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы позволило детям принять активное участие в трудовой деятельности и проявлять старание при выполнии поручения.
Благодаря сюрпризному моменту, показанному мной в начале трудовой деятельности, все дети с интересом включились в работу. Это послужило хорошей мотивацией для выполнения детьми моих поручений.
Решая обучающие задачи, я распределяла поручения, стараясь осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, благодаря этому многие дети проявляли активность, старание, выполняя поручения, настойчивость в доведении начатого дела до конца.
Использовав такие приемы обучения, как показ и объяснение способов выполнения действий, основная часть детей работала самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю, что помогло при решение обучающих задач и формировании самостоятельности у детей.
В процессе трудовой деятельности дети выполняли разнообразные посильные поручения, что позволило им на протяжении всего времени сохранять интерес, увлеченность и активность.
В процессе работы дети подсказывали и помогали детям, у которых возникали трудности. Выполняли работу аккуратно и с большим интересом. После выполнения поручений все дети старались убрать за собой свое рабочее место, это явилось хорошим показателем выполнения воспитательных задач.
В процессе работы успешно решались поставленные развивающие задачи, дети активно общались между собой, с удовольствием отвечали на м вопросы, а также задавали свои вопросы воспитателю. В процессе работы мы обсуждали: для чего нужна посуда, из чего она сделана, ее виды, а также, почему посуда должна быть чистой.
Как показал анализ проведенной трудовой деятельности, дети были довольны результатами своего труда. Они испытывали радость от проделанной работы, положительное отношение к деятельности. Проанализировав деятельность детей в ходе работы, а также их активность после трудовых поручений можно сделать вывод, что все задачи проводимого мероприятия успешно решены и нашли свое отражение в полученном результате деятельности детей.
4. Рефлексия собственной деятельности