Рубрики
Воспитательная работа

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Уроки безопасности для пользователей социальных сетей»

Цель: сформировать у обучающихся активную позицию пользователя социальных сетей, умение выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и главное противостоять им.

0
Ляшенко Татьяна Геннадьевна,
преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»,
lyashenkot@bk.ru

Цель: сформировать у обучающихся активную позицию пользователя социальных сетей, умение выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и главное противостоять им.

Задачи:

– ознакомить обучащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в социальных сетях, способах защиты от виртуальных противоправных посягательств;

– научить критически относиться к поступающей информации, определять угрозы, сделать свое общение в социальных сетях более безопасным;

– ознакомить обучащихся с сетевым этикетом, сформировать навыки виртуального общения и т.д.

Тип урока: урок-беседа.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Сообщение цели и задач занятия, формы работы.

Учитель:

Согласно информации, размещенной в интернете, социальная сеть это — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Начало быстрому развитию социальных сетей положил портал Сlassmates.com, который оказался первым. Позже, в 20032004 годах появляются такие сети как LinkedIn, MySpace и Facebook. Можно сделать вывод, что «владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Вместе с тем, социальные сети, как любой другой конкурентный товар на рынке, имеет свои особенности. Опираясь на законы рынка, востребованность товара, разработчики сайтов стараются захватить больший сегмент аудитории, в том числе детей и подростков.

Социальные сети на данный момент времени очень популярныв самых разных категориях пользователей. Вместе с тем, наиболее уязвимой является группа школьного возраста, что связано не только с желанием самовыражения, но и с недостатком жизненного опыта, пренебрежение опасностью, недооценивание возможных рисков.

2. Основная часть

Изложение нового материала с элементами беседы.

Проведение небольшого опроса участников об их ожиданиях от занятия.

Учитель предлагает учащимся дать определение понятиям «информация», «угроза», «безопасность», «угроза информационной безопасности».

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Угроза информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

В последние годы в России тема безопасности подростков в сети Интернет стала очень актуальной, обсуждаемой, что дало возможность выявить некоторые характерные угрозы Сети.

К числу таких угроз относят:

• склонение несовершеннолетних к сексуальным действиям (груминг);

• наркотики, распространение и пропаганда их употребления;

• пропаганда терроризма и его публичное оправдание;

• пропаганда религиозной, расовой, национальной вражды, вовлечение в противоправную деятельность;

• психологическое давление;

• демонстрация сцен физического насилия над несовершенноленими;

• интернет-мошенничество и программно-технические угрозы.

С какими угрозами можно столкнуться в социальных сетях?

Первая такая угроза – это нарушение личного пространства в сети. Необходимо воспитание чувства ответственности за себя, свое поведение в интернете, в том числе свое информационное пространство.Что такое аккаунт пользователя в социальной сети? Он включает информацию, которую можно использовать против личности пользователя: адрес электронной почты подростка, реальные имя и фамилию пользователя, дату рождения, домашний адрес и адрес учебного заведения, даже контактные телефоны, фотографии, видеозаписи, друзей, перечень интересов.

Поэтому важно показать подростку, что опираясь на эти общедоступные сведения любой человек может получить практически любую информацию о подростке и его друзьях, семье. (Пример: подросток должен очень хорошо понимать, какую информацию и в каком объеме можно размещать в социальной сети.Необходимо говорить  подросткам о невозможности размещения ими личных фотографий откровенного характера в социальных сетях. Иногда такое поведение объясняют этапом  взросления, попыткой самовыражения, желанием получить оценку окружающих. Осознают ли подростки провокационный характер таких фотографий?)

Существует вторая угроза: заблуждение об анонимности в социальных сетях.

Подростки уверены, что любые их действия в сети останутся неизвестными.

В Интернете сейчас достаточно информации для создания противоправного контента, манипуляций,  фальсификации. Подросток сам может стать либо жертвой, либо, пользуясь такими инструкциями, преступить закон, и в таком случае от его «анонимности» не останется и следа.

Школьник должен знать, что при возникновении сложностей в сетевом общении, он может обратиться за помощью к взрослому.

Третий угроза безопасности в социальных сетях связана с распространением вирусов, которые могут нанести ущерб информации или компьютеру пользователя.

Следовательно, в социальных сетях существуют примерно те же угрозы, которые окружают ребенка и в реальной жизни. Часто люди пренебрегают виртуальными угрозами, не осознавая их опасности, у них отсутствуют навыки безопасной работы, они не знают, куда и в каком случае можно обратиться.

3. Закрепление изученного материала

Ответьте на вопросы: «С какими основными угрозами мы можем столкнуться как в социальных сетях?», «Какие советы Вы можете дать своим друзьям, членам семьи?», «Как не стать жертвой или преступником в сети?». (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.)

4. Подведение итогов работы

Учитель благодарит обучащихся за работу.

Список литературы:

1. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft [Электр. ресурс] // Официальный сайт компании Microsoft. URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx# (дата обращения: 22.01.2016).
2. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2009.
3. Козлов Г.А. Безопасность в социальных сетях [Электр. ресурс] // Сайт Московской вальдорфской школы имени А. Пинского. URL: http://www.1060.ru/bezopasnost_v_socialnykh_setjakh/ (дата обращения: 22.01.2016).
4. Программа «Поведение в Интернете» [Электр. ресурс] // Сайт МОУ «СОШ 35 С УИОП» г. Воркуты. URL: http://school35-vorkuta.ru/infodeyatelnostkat/219.html?task=view/ (дата обращения: 22.01.2016).
5. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электр. ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 22.01.2016).
6. Федуркина Т.Ю. Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет [Электр. ресурс] // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/610948/ (дата обращения: 22.01.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0