Рубрики
Литература

Русанова Н.Б. «Славный пушкинский лицей». Сценарий праздника

Русанова Наталья Борисовна,
Почетный работник общего образования Российской Федерации,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 825»,
n.rusanowa@yandex.ru

 

(Лицеисты выстраиваются на сцене.)

Слайды 12

Директор Малиновский: «Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной… Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и преимуществах своих равняется с российскими университетами».

Слайд 3

Преподаватель: Первый лицейский набор. Октябрь 1811 года. По приказу Александра I приняты на обучение 30 воспитанников дворянского происхождения.

Лицеист 1: Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей.

Слайд 4

Куницын: «Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Вы должны жить и трудиться для Общей Пользы.

Лицеисты (хором): Для Общей Пользы!

Слайд 5

Лицеист 2: Так для нас началась новая жизнь «в городе Лицее на 59 градусе северной широты».

В начале жизни школу помню я,

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья…

Слайд 6

Лицеист 3: Скоро все объявили себя скотобратцами и, как водится, «милый лицейский народец» наделил друг друга прозвищами:

Директор, преподаватели(называют фамилии). Лицеисты (называют прозвища).

1 – Вильгельм Кюхельбекер – «Виля», «Кюхля», «Кюхель», «Бекеркюхель». 

Слайд 7

2 – Антон Дельвиг – «Тося».

Слайд 8

3 – Владимир Вольховский –  «Разумница», «Суворочка».

Слайд 9

4 – Иван Малиновский (сын директора) – «Казак».

Слайд 10

5 – Александр Горчаков – «Князь», «Франт».

Слайд 11

6 – Федор Матюшкин – «Федернельке», «Плыть хочется».

Слайд 12

7 – Константин Данзас – «Медведь».

Слайд 13

8 – Николай Корсаков – «Трубадур».

Слайд 14

9 – Иван Пущин – «Большой Жанно», он же «Ванечка» и «Иван Великий».

Слайд 15

10 – Александр Пушкин – «Француз», «Егоза», «Обезьяна», «Помесь тигра с обезьяной».

Слайд 16

Пущин: «Нам нетрудно было привыкнуть к новой жизни», ведь был предложен заранее выработанный режим, «правильные занятия».

Слайд 17

Лицеист 1: – Подъем по звонку в 6 часов.

– От 7 до 9 часов – классы, учебные занятия.

– В 9 – чай с белой булкой.

– После чая – первая прогулка до 10 часов.

– От 10 до 12 – класс.

– С 12 до часу – вторая прогулка. «Гуляли в любую погоду».

Слайд 18

– Потом повторение уроков или «вспомогательный класс» для отстающих.

– В половине 9-го – звонок к ужину.

– После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.

– По средам и воскресеньям было вечернее «танцеванье или фехтованье».

– Каждую субботу – баня.

– В 10 – вечерняя молитва, сон.

Слайды 1922

Лицеист 4: Лицей – маленький четырёхэтажный городок. Инспекторы и гувернёры живут внизу. Второй этаж – это столовая, больница, конференцзал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека. На четвертом этаже – комнаты воспитанников с перегородками, не доходящими до потолка.

(Все лицеисты, за исключением Пушкина и Пущина, расходятся за кулисы.)

Слайд 23

Пушкин:Ты ещё не заснул, Пущин? Слышишь, как на улице ветер воет?

ПущинДа, а здесь, в наших лицейских кельях, так тепло и уютно…

ПушкинЗнаешь что, Пущин: хочешь, мы будем друзьями?

ПущинБудем. И никогда, до последней минуты, друг друга не выдадим! Друзья на жизнь и смерть!

Пушкин: Так, Жанно! Друзья на жизнь и смерть!

Слайд 24

Пушкин: В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Виргилием зевал,

Лицеист 5: Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз;

Слайд 25

Лицеист 6: Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Пушкин: Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Когда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я,

Слайд 26

Лицеист 7: Когда по розовому полю

Резвились и бесились вволю,

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Слайд 27

Пушкин: Близ вод, сиявших в вышине,

Являться муза стала мне.

Слайд 28

Сцены в лицейских классах

КошанскийГоспода, опишите мне восход солнца в стихах.

МясоедовБлеснул на западе румяный царь природы…

Все (хором): На западе? Румяный? Царь природы?

КошанскийВот это в самом деле ново. Пушкин, что на это ответит ваша лира?

ПушкинУ меня не лира, а гусиное перо. Вот!

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

ЛицеистыА ей богу, премило! Ай да француз!

Слайд 29

Лицеист 9Математика Карцева мы слушали невнимательно: в нашу гуманитарную эпоху многие вообще не видели в математике проку. Пушкин (у доски).

КарцевЧто же вышло? Чему равняется икс?

ПушкинНулю!

КарцевУ вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулем.  Садитесь на свое место и пишите стихи.

ПушкинПозволите ли мне описать розу стихами?

КарцевИзвольте же!Повесьте, господа, уши ваши на гвоздь внимания, как сказано древним мудрецом!

Пушкин: Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

Слайд 30

Лицеист: А ей богу премило!

КарцевСкажите-ка по чистой совести, Пушкин: у кого это вы позаимствовали?

ПушкинЯ, господин профессор, не стал бы выдавать чужих стихов за свои!

Слайд 31

КарцевДля первого дебюта стишки, право, хоть куда. Когда-нибудь, быть может – как знать? – вы станете нашим «великим поэтом», тогда я сочту долгом преподнести вам на серебряной тарелочке любопытства ради сей первобытный ваш поэтический лепет.

Слайд 33

Директор Малиновский: В Лицее Пушкин – первый поэт, но как ученик он почти всегда на последнем месте. При выпуске его имя окажется двадцать шестым в списке по успехам. Как и в любом классе, среди лицеистов были примерные ученики и ленивцы.

Меры поощрения были следующие:

1. Имена отличников изображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе.

2. Даются отличившимся ученикам книги с надписью директора и профессора той науки, в коей показаны отличные успехи.

3. При испытаниях определяются отличившимся золотые и серебряные медали.

Слайд 34

Лицеисты: Были и меры наказания:

1. Отделение в классе за особенный стол.

2. Имена ленивых выставляются на черной доске белыми буквами. (Дельвиг)

3. Лишение общего стола. Воспитанник сажался на хлеб и воду.

4. Лишение на один день лицейского мундира и облачение в домашнюю одежду.

Слайд 35

1. Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания.

2. В лицее строго-настрого запрещались телесные наказания.

Слайд 36

Преподаватель: За стеклом в одном из шкафов конференц-залы хранились книги-ведомости о «дарованиях, прилежаниях и успехах воспитанников», называвшиеся у лицеистов «Книги Веды».

Слайд 37

Лицеисты (украдкой читая книгу)Пушкин Александр!

В немецком языке: «При всей остроте и памяти нимало не успевает».

По словесности немецкой и французской: «Худые успехи, без способности, без прилежания и охоты, испорченного воспитания».

В логике и нравственности: «Весьма замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значащие».

Слайд 38

В математике: «Острота, но для пустословия, очень ленив и… нескромен, успехи посредственны».

По нравственной части: «Мало постоянства и твердости, словоохотлив, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен».

Слайд 39

Преподаватель: Многие воспитанники испытывали силы на литературном поприще, выпускали рукописные журналы: «Вестник», «Неопытное перо», «Лицейский Мудрец».

Лицеист: Кюхле доставалось более всего насмешек. Лицеисты шутили над его долговязой, нескладной фигурой и неудачными стихами.

Слайд 40

Лицеист 5: Писатель за свои грехи,

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Слайды 41–43

Лицеист 6: За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Кюхельбекер: Пушкин, я требую сатисфакции! Я вызываю вас на дуэль!

Слайд 44

Лицеист 7: Шутки лицеистов (в том числе и стихотворные) заставили Вильгельма полезть топиться в Царскосельский пруд, где не утонула бы даже мышь. На этой карикатуре лицейские преподаватели багром вытаскивают Кюхлю из пруда.

Слайд 45

Лицеист 8: Златые дни! уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,

И критики лицейских мудрецов!

Пушкин: В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

…Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Слайд 46

Директор (Энгельгардт): «Императорский Царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа будущего месяца… имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

Слайд 47

Лицеист: «Державин был прижизненной легендой. Экзамен наш его очень утомил… Наконец вызвали Пушкина. Он прочел свои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души его: когда он дошел до стиха, где упоминает имя Державина, голос его зазвенел, а сердце забилось с восторгом…»

Слайд 48

Пушкин: О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

Слайд 49

Лицеист: «Державин был в восхищении; он его требовал, хотел обнять… Его искали, но не нашли».

Директор Энгельгардт: Я бы желал, однако же, образовать Пушкина в прозе.

Державин: «Оставьте его поэтом. Скоро явится свету второй Державин. Это Пушкин… Он еще в Лицее перещеголял всех писателей».

Слайд 50

Лицеист 3: И вот наступил май 1817 г. В Царскосельском Лицее начались выпускные экзамены. 17 дней, 15 экзаменов… Впереди – расставание.

Лицеист 9: Простимся, братья, рука в руку

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Слайд 51

Лицеист 10: Промчались годы заточенья;

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Слайды 52, 53

Лицеист 1: Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Директор Энгельгардт: Из 29 лицеистов 1 курса 18 определились в гражданскую, 10 – в военную службу и один – Матюшкин – во флот. Он станет адмиралом и совершит кругосветное путешествие.

Слайд 54

Лицеист 2: Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает нам на пальцы чугунные кольца – звенья единой цепи братства, навеки нас соединившего, символ крепкой дружбы. Мы станем «чугунниками».

Слайд 55

Лицеист 3: Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Слайд 56

Лицеист 8: Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Слайд 57

Лицеист 2: Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породнила нас!

(Лицеисты становятся в полукруг. Звучит музыка Теппера де Фергюсона к «Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея».)

Лицеист 1: «Пушкин прославил наш выпуск, и если из 29 человек один достиг бессмертия, то это, конечно, уж очень, очень много…»

Слайд58

Лицеист 4: И пока будет жив последний лицеист, традиция отмечать лицейскую годовщину не прервется. 19 октября 1882 года последний из воспитанников, князь, министр иностранных дел Александр Михайлович Горчаков на исходе жизни 71-й раз встретит как праздник 19 октября.

Слайд 59

Пушкин: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Лицеист 5Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Слайд 60

ДельвигНаше главное достояние – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.

Лицеист 6: Много выше карьеры.

Лицеист 7: Удачи.

Лицеист 8: Даже любви.

Слайд 61

Директор Энгельгардт: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…»

Слайд 62

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Авенариус В.П. Отроческие годы Пушкина [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Lib.ru». URL: http://az.lib.ru/a/awenarius_w_p/text_0030.shtml (дата обращения: 20.01.2016).
2. Грот К.Я. Пушкинский Лицей // Электронная библиотека «Lib.ru». URL: http://az.lib.ru/g/grot_k_j/text_0070.shtml (дата обращения: 20.01.2016).
3. Императорский Царскосельский лицей [Электронный ресурс] // «Википедия – свободная энциклопедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_Царскосельский_лицей (дата обращения: 20.01.2016).
4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х т. Том 1. М.: Художественная литература, 1985.
5. Художественный фильм А. Народицкого «Юность поэта»
6. Эйдельман Н.Я. «Прекрасен наш союз» [Электронный ресурс] // Сайт «VivosVoco». URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/FRIENDS/FR_CH33.HTM (дата обращения: 20.01.2016).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.