Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Политова С.М. Проведение урока русского языка по теме: «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

Политова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 415»,
solnce966@mail.ru

 

Главная задача учителя русского языка, в соответствии с требованиями ФГОС, состоит в том, чтобы учащиеся, оканчивающие школу, имели прочные знания. Формирование орфографических, пунктуационных и речевых навыков – дело трудное, требующее постоянного внимания учителя.

Нелегких тем, которые требуют постоянного к ним внимания,  в курсе русского языка немало. К ним относится и одна из труднейших тем – «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи». Она требует постоянного внимания учителя в процессе обучения учащихся с 5-го по 11-й классы.

В данной статье мы постараемся показать, как с помощью алгоритмов и обобщающих таблиц знакомить учащихся с правилами написания НЕ и НИ, обобщать и систематизировать знания по данной теме, а также закреплять навыки написания НЕ и НИ с различными частями речи.

Дидактический материал о художнике Архипе Ивановиче Куинджи, предложенный в данной статье, используется нами не только в воспитательных целях на уроках, но и  в качестве примера – аргумента из жизни при подготовке к самой сложной части ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения, а также на факультативных занятиях в школе и при проведении внешкольного факультативного курса.

Актуальность данного материала подтверждена его востребованностью у учащихся на уроках, школьных и внешкольных факультативах по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

«Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

Цель урока:

1. Обобщение и систематизация знаний о значении и написании частицы не; как различать НЕ и НИ как частицы и приставки; закрепление навыков написания НЕ и НИ с различными частями речи.

2. Работа по развитию речи: умение давать связные ответы на поставленные вопросы.

3. Воспитательная: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при восприятии произведений живописи; учить преодолевать жизненные трудности на примере биографии великих людей; воспитывать стремление к грамотному письму.

Ход урока

I. Слово учителя.

В прошлом году мы посетили Третьяковскую галерею и прослушали цикл лекций по теме «Пейзаж». Давайте вспомним, что нам известно о художнике Архипе Ивановиче Куинджи.

Слово подготовленного(ых) ученика(ов) о художнике Куинджи Архипе Ивановиче.

11 июля 2015 года исполнилось 105 лет со дня смерти выдающегося художника Куинджи Архипа Ивановича, на долю которого выпали громкая слава и забвение, широкая непопулярность и непонимание.

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей. Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве: он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Впечатленный красотой моря, Куинджи просит Айвазовского научить его рисовать. Увидев же, как Куинджи изобразил лошадь, великий художник объявил, что никогда молодой человек не станет художником, а будет, как трава придорожная. Но Куинджи было позволено помогать Айвазовскому смешивать краски. Проведя несколько месяцев у знаменитого пейзажиста, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать учеником академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды сдавал экзамены, но оба раза безрезультатно.

Неудача не могла остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 г. его приняли вольнослушателем в академию. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Впоследствии он не только стал известным художником, но и разработал вместе с Менделеевым новые краски со светящимся эффектом. Посмотреть на его картины приходило много желающих. Вот история одного шедевра.

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.

В мастерскую к Куинджи на Малом проспекте пришел Иван Сергеевич Тургенев. Он увидел картину одним из первых и остался ее ревностным пропагандистом. Яков Полонский «не мог оторвать от нее глаз». Дмитрий Иванович Менделеев пришел от картины в восторг. Мастерскую посетили Крамской и Павел Чистяков. Крамской обо всем информировал Третьякова. Неясно, почему Павел Михайлович остался равнодушен к покупке картины. Зато начатую Куинджи картину «Днепр утром» (1881, ГТГ), увиденную в мастерской, он приобрел за пять тысяч рублей.

– Как называл  Куинджи Айвазовский? Как вы думаете, почему?

Судьба приобретения «Лунной ночи на Днепре» повернулась неожиданной стороной: Куинджи продал ее великому князю Константину.
Ни одна выставка не видела столь многочисленной толпы желающих: «Выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередная очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». И это несмотря на дождливую погоду. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи!.. Эдакий молодец – прелесть!», – писали о нем.

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет…

Показать картины Куинджи (смотри Приложение).

Постановка целей урока.

II. Повторение.

1. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

2. Сделать пунктуационный разбор 1-го, 3-го предложений и синтаксический разбор 2-го предложения. Создание проблемной задачи.

Уед..нившись в своей мастерской в начале восьмидесятых годов Куинджи н..кого (не) пускал к себе отказался от общения больш..й извес..ности и материальных благ. Публика считала Куинджи и..черпавшим себя художником (не) сумевшим найти новые темы и сюжеты для своего творчества. Однако все ошибались потому что он молчал но (не) бе..действ..вал а (не)устан..о работал над составом красок.  

Уединившись в своей мастерской в начале восьмидесятых годов, Куинджи никого не пускал к себе, отказался от общения, большой известности и материальных благ. Публика считала Куинджи исчерпавшим себя художником, не сумевшим найти новые темы и сюжеты для своего творчества. Однако все ошибались, потому что он молчал, но не бездействовал, а неустанно работал над составом красок.

III. Повторить теорию, используя алгоритмы и  обобщающие таблицы (смотри Приложение 1, 2).

Делается вывод о том, как пишется не с указанными частями речи. Учащимся предлагается привести примеры написания не с другими частями речи (существительными, прилагательными, местоимениями). Вспоминаем, что всегда раздельно с не пишутся слова категории состояния, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение: не жаль, не рад, не жалко, не надо, не намерен, не должен, не обязан и т.д.

Раздельно с не пишутся имена прилагательные со значением цвета, относительные прилагательные и наречия в сравнительной степени, слова, которые пишутся через черточку. Не пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запись или устное объяснение правописания примеров написания не с различными частями речи.

1) Говорить (не)правду. (Не) правда, а ложь.

2) (Не)легкое дело, путь (не) близок, а далек, фильм вовсе (не) интересный, подарку (не) рад, (н..)чем (не) замечательный человек, (не)приятное для нас событие, весьма (не)решительный шаг, очень (не)красивый зонт, юноша крайне (не)вежлив, кольцо (не) золотое.

3) (Не) участвовал, (не)здоровится, (не) чувствуя, (не)навидя, в описаниях (не)доставало красок, ребенок (не) достает до окна.

4) (Не) пять, (не) сотый.

5) (Не)прекращающиеся дожди, (не)сломленные герои; (не) пораженная сорняками земля; (не) обладающий тактом, (не) пожаренная хозяйкой рыба, работа (не) проверена, отнюдь (не) решенная задача.

6) Говорить (не) громко, а тихо; говорить (не)громко; писать (не)брежно, поступил (не)по-дружески.

7) (Н..)чего (не) забудьте, (н..)чем удивить, (н..)в чем сомневаться, (н..)о чем (не) задумывался, (н..)чем измерить.

1) Говорить неправду. Не правда, а ложь.

2) Нелегкое дело, путь не близок, а далек, фильм вовсе не интересный, подарку не рад, ничем не замечательный человек, неприятное для нас событие, весьма нерешительный шаг, очень некрасивый зонт, юноша крайне невежлив.

3) Не участвовал, нездоровится, не чувствуя, ненавидя, в описаниях недоставало красок, ребенок не достает до окна, суп не досолили.

4) Не пять, не сотый.

5) Непрекращающиеся дожди, несломленные герои; не пораженная сорняками земля; не обладающий тактом, не пожаренная хозяйкой рыба, работа не проверена, отнюдь не решенная задача.

6) Говорить не громко, а тихо; говорить негромко; писать небрежно.

7) Ничего не забудьте, нечем удивить, не в чем сомневаться, ни о чем не задумывался, нигде не видно, нечем измерить, незачем спорить, ни за чем не пойду).

2. Тренировочные упражнения.

Запись предложений с объяснением написания не с различными частями речи.

1. 1) Распустилась необыкновенно красивая, но не чайная роза. 2) У невысокого мальчугана волосы были не черные. 3) Задача не труднее предыдущей. 4) Шел задумавшись, не смотря по сторонам, не обращая ни на кого внимания. 5) Добилась своего, несмотря ни на какие препятствия. 6) Знаю это не хуже других. 7) Никто иной не мог сделать это так умело. 8) Это был не кто иной, как Иванов Петя. 9)Не одна книга была прочитана за лето. 10) Ни одна книга не была прочитана с таким интересом. 11) Кто не отвечал сегодня, ответит завтра. 12) Кто ни отвечал сегодня, ответил хорошо.

2. Куинджи внес в русскую пейзажную живопись неповторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти не отраженной в произведениях его современников.

Предметом художественных интересов мастера становилось всё: неугасающие закаты, сияние лунных ночей, почти незаметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый непрекращающимися осенними дождями тракт, и степь с некошеными травами, и необыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как неподражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В небольшом по объему полотне «Ночь на Днепре» художник добивается небывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции.

(По С. Мясниковой)

3. Тест (смотри Приложение 3).

V. Подведение итогов.

Оценки за урок.

VI. Домашнее задание: составить или выписать из художественной литературы 7 предложений или словосочетаний, иллюстрирующих разные случаи написания не и ни со словами.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:
 
1. Великие художники. «Архип Куинджи». М.: ООО «Издательство «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». 2009.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение, 2014.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2014.
4. Великие художники. «Архип Куинджи». М.: ООО «Издательство «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». 2009.
5. Примерная программа по учебным предметам ФГОС. Русский язык. 2013.
6. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988.
7. Федеральные Государственные образовательные стандарты. 2009.
8. Хазанова А.С. Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. Часть 3. Минск: ТПЦ «ПОЛИФАКТ». Московская издательская группа. 1992.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.