Рубрики
Литература

Андреева А.Ю. Сказка В.А. Жуковского в восприятии пятиклассников. Из учительского блокнота

Андреева Алла Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
СП № 3 «353 имени А.С. Пушкина»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»,
urevna47@mail.ru
 

Значительность сказки в становлении личности ребенка, формировании его нравственных ценностей, художественного вкуса, творческого воображения неоценимо. К ставшему уже общеизвестной формулой высказыванию о том, что сказка – «зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений», стоит добавить ещё и то, что она включает в мир ребёнка не только стереотипы, но и личностные представления. У юного читателя складываются собственные суждения о ситуациях, поступках героев на доступном детскому возрасту уровне.

Рисунок 1

Этих оценок ожидаю я, когда предлагаю пятиклассникам высказаться о сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна», предоставляя им право самостоятельно избрать эпизод и метод его рассмотрения (впечатление, толкование, комментарий, проблемный вопрос, элемент исследования или другой). Восприятие сказки в этом возрасте и письменное изложение его – сложная деятельность. Но, как утверждает ведущий сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, это «часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка». Вот и я надеюсь лучше понять своих учеников, их идеалы, услышать вопросы, волнующие их, получить возможность судить об их понимании текста сказки, глубине их проникновения в таинственный мир художественного волшебства. По этим ученическим откровениям можно судить об уровне развития ребёнка, его интеллектуальных и познавательных процессах.

Литературная сказка В.А. Жуковского «Спящая красавица» написана так гениально просто, что его «стихов пленительная сладость» (А.С. Пушкин) никогда и никого не оставляет равнодушным. Активность пятиклассников на уроках по этому произведению такова, что дать возможность хотя бы письменно ответить всем, чтобы никого не обойти вниманием – просто потребность, продиктованная ситуацией. Проверка этих работ приносит удовлетворение и побуждает меня по-новому взглянуть и на своих учеников, и на страницы произведения. Предлагаю коллегам фрагменты школьных сочинений.

***

«Обычно в сказках желания исполняют феи, волшебные зернышки, лепестки, рыбки, волки, кони… А здесь – рак… Необычно. И почему рак? Может быть, потому что долго продвигался к избраннице, желание которой хотел исполнить?»

Тем и ценны, на мой взгляд, такие работы, что они не ставят детскому воображению рамок и преград, активируют фантазию. Предложенное ученицей своеобразное толкование эпизодического образа свидетельствует о внимательном прочтении текста, желании проникнуть во все его ответвления и  даже о некотором сотворчестве с автором.

***

«Меня удивил и возмутил царь Матвей, который не пригласил старую колдунью из-за того, что пропало золотое блюдо. Как «просто» решился вопрос: «не послал/ Он на пир старухи звать». Неужели во дворце не было запасной тарелки, пусть не золотой? Получается так, что сервировка знатного пира важнее того, что оказалась обиженной старая хромоногая фея».

Умиляющая детская открытость и искренность в бытовом восприятии сказочного сюжета! Пятиклассник с обострённой детской чувствительностью воспринимает чужую обиду. И он не единственный. Именно этот момент сказки, часто обойдённый вниманием серьёзных исследователей, натолкнул на размышления учеников. Вот и хорошо, что детский взгляд нашёл интересное, взволновавшее его в кладезе жизненного опыта и традиций классической литературной сказки.

***

«Странно: царь Матвей назван «мудрым»… Какая же это мудрость, если он так выбирал, кого не приглашать на пир: старая, хромоногая – можно ею и пренебречь? Вот и получилось: обидел, разозлил ещё сильнее – и едва не потерял дочь».

Глубинный смысл сказки Жуковского и её мораль не содержат поверхностной дидактики, в ней нет назойливых нравоучений. Вдумчивый читатель находит их сам. Разве поспоришь с нравственным выводом, сделанным ученицей о том, что такое настоящая мудрость?

***

«Меня возмутила месть злой колдуньи. Понятно, что её обидели, но она направила свою ненависть на новорожденную царевну».

Умничка! У неё уже в этом возрасте обострённое чувство справедливости.

***

«Самое замечательное в сказке – это то, что последняя фея выждала, когда прозвучит заклятие злой оскорбившейся старухи, и обезвредила его: заменила смерть в юном возрасте трёхсотлетним сном. Оказывается, выжидать бывает полезно! Слово последнего может быть весомее всех предыдущих!»

Классические сказочные сюжеты сконцентрировали и зашифровали ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Проживая сказочные ситуации, юный читатель складывает свою картину происходящего и делает житейские заметки для себя на будущее. Заметим, какой умный, в самых глубинах сказки найден учеником поучительный намёк!

***

«Свой вывод я сделала из небольшого эпизода “Дары фей”. Сказочно щедры подарки волшебниц:

Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…

Но самый большой дар – жизнь! И умнейшая фея продляет жизнь царевны».

Философское наблюдение, мудрое для детского возраста.

***

«Меня напугало в сказке то, что как ни пытались во дворце уберечь царевну от преждевременной смерти, как ни прятали от неё веретёна, как ни изгоняли прях, всё-таки предсказанное свершилось… Даже не знаю, какой вывод сделать? От судьбы не уйдёшь? А так бывает только в сказках? Или и в жизни?»

Действительно, по логике автора, получается: не миновать того, чему быть (всё-таки даже в сказке говорится о предопределении). Позиция Жуковского для меня ясна. Он и в балладе «Светлана» утверждает «веру в провидение». А как мне ответить на заданный вопрос о судьбе, я не знаю.

***

Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…

«Я думаю, что этим автор хочет предостеречь нас: излишнее любопытство может навредить. Не стоит брать в руки предметы, о назначении которых не знаешь, тем более – от незнакомых людей».

Наставление, полезное для детей! И выискала его девочка сама.

***

«Меня поразило описание царского дворца, объятого волшебным сном. Всё так необычно, тревожно, завораживающе! Стоп-кадр, ни движения, ни звука. Вековая тишь и глушь. Но ещё больше удивило то, что сном околдована не только царевна, а все и  всё: и родители, и слуги, и  вся природа. Задумалась: почему колдовство коснулось всех? Наверное, это всё же от доброго замысла феи, которая хотела, чтобы  ни в чём не повинная царевна не проснулась сиротой. Чтобы всё осталось по-прежнему. Чтобы милая девушка снова оказалась в той же атмосфере любви и заботы, которая её окружала. Чтобы – «всё бывалое» вокруг. Чтобы не страдали её родители, которые уже  расплатились переживанием от нависшей над дочерью угрозы: «Царь грустит;/ Он не ест, не пьет, не спит:/ Как от смерти дочь спасти?» Считаю, что это волшебство, остановка времени, – добрый поворот сюжета».

Сама постановка проблемы и её комментарий, на мой взгляд, и ключевые, и глубокие, и умные. Пятиклассница пытается осмыслить мотивы поступков, разобраться во внутреннем мире сказочных героев. У персонажей Жуковского он сложен и индивидуален. Это вообще характерно для литературной сказки: психологизм, углубленное исследование внутреннего мира, переживаний. Это не всегда наблюдается в фольклорном произведении.

***

«Сказочное пробуждение царевны» – так я назову момент сказки, когда добро наконец-то побеждает зло. По законам сказки. К нему ведёт и всё повествование, например, то,

Как во сне царевна ждёт,
Что спаситель к ней придёт.

Всему своё время: была тёмная полоса, а вот и светлая. Время прошло, вернее – пришло. Пришло время жить и любить!»

Оптимистичный ход размышлений! Импульс ему дала, конечно же,сказка В.А. Жуковского, основная идея которой заключается в том, что любовь всегда победит, а зло не вечно. Эта развязка укрепляет чувство психологической защищённости ребёнка.

***

«Меня заинтересовало, почему именно этому царскому сыну суждено было пробудить царевну? Думаю, во-первых, потому что прошел период испытаний – таковы сказочные приёмы, о которых я уже знаю. Во-вторых,

Был детина удалой
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня.

Царевич пылкий, ждущий любви, готовый на опасный риск ради неё. Решительный, он моментально принимает решение и пришпоривает коня – действует! Как хороша спящая царевна, уведенная его влюбленными очами!

Царевич – именно тот рыцарь, кого веками ждут прекрасные царевны.

Обращает внимание деталь: «молитву сотворя, он шагнул через царя». Это верующий и воспитанный юноша».

Грамотно сделанная пятиклассником характеристика героя. Ребёнок выделил активность героя, отметил желание положительного героя действовать, потребность кого-то спасать, выручать.

***

Тёмное заклятье сгинуло под натиском воли царского сына. В розы превратился забор из терновника.

Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой.

Но я хочу отметить другое: в приведенной цитате дважды герой назван «витязем». Чем-то романтичным, отважным веет от этого слова. Мне думается, что через него писатель выразил своё отношение к спасителю царевны».

Конечно же, и через такой повтор тоже проявляется авторская позиция. В литературной сказке всегда понятно, кому  из героев  автор симпатизирует, что он ценит, кого и что не любит. Пишущий это ученик – из тех, кто внимательно слушает и осмысленно воспринимает теоретический материал и умеет применить его на практике.

Итак, ученики писали о семейных отношениях, о родительской любви, о желании уберечь свою дочь ото зла, о злости, о мстительности, о доброте, о горе, об истинной мудрости, о красоте, о большой и чистой любви с первого взгляда, о самоотверженности.

Ученики самостоятельно извлекали жизненные уроки из текста сказки В.А. Жуковского:

– каким бы ни был человек, нельзя им пренебрегать, а надо уделять внимание и такому, а иначе он может сделаться ещё хуже;

– нужно не бояться трудностей и возникающих препятствий, а пробираться к своей цели;

– надо верить в себя – и решительно действовать.

Скорее всего, в сказке имеются и другие идеи. Я уверена, если подольше поразмышлять над сказкой, то можно ещё больше перечислить поучительных мыслей.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998.
2. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. М.:ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.