Звучит музыкальная заставка – песня «Мы начинаем КВН…» (презентация: слайд 1).
Дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать сегодня на празднике словесности. Но для нас важны не только знания по русскому языку и литературе, но и ваше умение проявить находчивость, смекалку и чувство юмора. Именно поэтому «мы начинаем КВН»! В отличие от телевизионной программы, у нас участвуют в игре не специально отобранные команды, а все, кто хочет попробовать свои силы, проявить себя.
Мы хотим представить наше жюри, которому предстоит нелегкая задача не только смеяться, но и объективно оценить ваши выступления и выбрать лучшую команду.
Представление жюри.
А сейчас мы определим, в какой последовательности будут выступать команды.
Жеребьевка.
1 тур «Разминка»
Мы приглашаем на сцену по 2 человека от класса.
Задача крайне простая – правильно прочитайте слова (слайды 2–6). За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
• Августовский;
• дефис;
• договор;
• звонить;
• значимый;
• повторит;
• подростковый;
• сливовый;
• мозаичный;
• завидно;
• премировать;
• толика;
• апостроф;
• феномен;
• быть в шоке.
Жюри объявляет результаты разминки.
2 тур «Домашнее задание»
Каждый класс заранее готовил инсценировку одного из рассказов М. М. Зощенко. Дети сами выбирали понравившееся им произведение. Выступления оцениваются по пятибалльной системе.
Слово ведущего (7 слайд): М. Зощенко – советский писатель, его рассказы часто звучали с эстрады. Его называли самым веселым писателем Советского Союза. У него особый стиль, особый язык, речь человека эпохи 30-х годов ХХ века. Сегодня это имя, к сожалению, начали забывать, но короткие и яркие рассказы М. М. Зощенко иногда звучат так современно…
Выступления классов (в последней игре ребята представили рассказы «Галоша» и «Аристократка»).
Ведущий: сейчас я приглашаю по 4 человека от класса, чтобы они за 10 минут подготовили рекламу любого известного художественного произведения (творческие группы уходят готовиться к конкурсу рекламы).
А мы пока проверим ваше языковое чутье. На сцену приглашаются самые догадливые, обладающие самым большим словарным запасом (4 человека от класса). 3 тур называется «Ерундопель». Что это такое? Сегодня мы это узнаем, но слово звучит замечательно!
В каждом языке есть свои редкие слова. Как по частоте употребления, так и по красоте звучания. Некоторые из них слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно созданы для забавной игры. Например, такой: из трёх вариантов определений для каждого слова необходимо выбрать один. Желательно – правильный. За каждую правильную догадку – 1 балл (слайды 8–17).
хрОмка
Это:
1. Один из видов двурядной русской гармонии.
2. Способ обработки деталей мотоцикла.
3. Новорождённый жеребёнок.
Ответ: 1.
тУтти
Это:
1. Исполнение музыки всем составом оркестра, хора.
2. Ажурная вышивка.
3. Засахаренный плод или его корка.
Ответ: 1.
трЕнзель
Это:
1. Металлические удила для управления лошадью.
2. Типографский станок для высокой печати.
3. Угол продольного наклона самолёта.
Ответ: 1.
ерундОпель
Это:
1. Зверёк семейства беличьих.
2. Несерьёзный человек.
3. Салат из икры, рыбы и овощей.
Ответ: 3.
гонобОбель
Это:
1. Технический сорт винограда.
2. То же, что и голубика.
3. Уважаемый член крестьянский общины.
Ответ: 2.
шнЯва
Это:
1. Бурдюк для створаживания конского молока.
2. Небольшое двухмачтовое судно.
3. Временная партнёрша для языческих хороводных танцев.
Ответ: 2.
шапоклЯк
Это:
1. Складная шляпа-цилиндр на пружинах.
2. Продолговатая дамская сумочка с защёлкой.
3. Настольный чернильный прибор.
Ответ: 1
шпрехшталмЕйстер
Это:
1. Начальник пожарной команды.
2. Ведущий программы в цирке.
3. Помощник немецкого атташе по культуре.
Ответ: 2.
пИкули
Это:
1. Небольшая дорожная ёмкость для вина.
2. Овощи, маринованные в уксусе с пряностями.
3. Старинное артиллерийское орудие с коротким стволом.
Ответ: 2.
ендовА
Это:
1. Сосуд в виде чаши с носиком или рыльцем.
2. Телега с полозьями.
3. Жена брата мужа.
Ответ: 1.
Жюри комментирует не только количество набранных баллов, но и остроумие и артистизм выступавших.
4 тур «Любимые ПРЕ- и ПРИ-»
А сейчас на сцену приглашаются те, кто любит импровизировать, это особенно актуально, когда речь идет о таком правиле, как правописание слов с ПРЕ- и ПРИ-. Ваша задача – показать с помощью пантомимы смысловую разницу в омофонах. Просим на сцену по 3 человека от класса. Максимальное количество баллов за каждую пару омофонов – 3 балла (слайд 18).
1 команда:
Преемник-приемник
Пребывать-прибывать
2 команда:
Презирать – призирать
Приступить – преступить
Пока жюри подводит промежуточные итоги, ведущий проводит игру с залом. Отвечают все желающие. За каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчет ведет один из членов жюри.
«Пре» или «при»? (Слайды 19–21)
1) пр_стиж;
2) пр_вилегия;
3) пр_мьера;
4) пр_мировать;
5) пр_мадонна;
6) пр_зидиум;
7) пр_оритет;
8) пр_ватизация;
9) пр_зидент;
10) пр_нципиальный;
11) пр_тензия;
12) пр_митивный.
5 тур «Реклама известного художественного произведения»(слайд 22)
6 тур «Пословицы»
Ведущий: считается, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Так оно и есть: в трёх-четырёх словах сформулировать глубокую мысль под силу разве что… действительно народу. Правда, иногда пословицы и поговорки настолько мудры, что довольно трудно понять, о чём они. То есть, что называется, возможны варианты. Они-то как раз и предлагаются. Осталось, как обычно, выбрать правильный. На сцену приглашаются по 5 человек от класса. За каждый правильный ответ – 1 балл (слайды 23–28).
«Ворон ворону глаз не выклюет»
означает:
• офтальмолог никогда не навредит другому офтальмологу;
• сильные мира сего поддерживают друг друга в любых обстоятельствах;
• неспособность проявить себя в критической ситуации;
• сильные мира сего поддерживают друг друга в любых обстоятельствах.
«Ни богу свечка, ни чёрту кочерга»
означает:
• совершенно никчёмный человек;
• нехватка предметов религиозного культа;
• невероятная запутанность происходящего;
• совершенно никчёмный человек.
«Сухая ложка рот дерёт»
означает:
• общение с чёрствым человеком неприятно;
• еда всухомятку;
• без взятки желаемого не добиться;
• без взятки желаемого не добиться.
«Своих ресниц глаз не видит»
означает:
• свои грехи не заметны;
• оценить красоту могут только окружающие;
• отсутствие в доме зеркал;
• свои грехи не заметны.
«Тот же блин, да на другом блюде»
означает:
• одно и то же, но в разном виде;
• различные обстоятельства меняют восприятие одного и того же события;
• от перемены блюда вкус не меняется;
• одно и то же, но в разном виде.
«Не боги горшки обжигают»
означает:
• можно освоить любое дело;
• авторство не установлено;
• дешёвая столовая посуда;
• можно освоить любое дело.
Жюри объявляет результаты конкурса пословиц.
Заключительный тур – «Мой богатый лексикон».
Приглашаются по 3 человека от класса. Задание: за 3 минуты нужно составить максимальное количество слов из данных букв (слайд 29).
1 команда:
О Л К А О Я М С
Возможные ответы: кол, яма, сом, мясо, колос, смак, лоск, мялка, слом, скол, сало, масло, лямка, мосол, солома, смола, маяк, осока
2 команда:
У Т А Ч Д Ь А С
Возможные ответы: ас, чад, туча, сад, дача, суд, часть, участь, удача, дата, аут, тау, час, сдача, уста, суть
Подведение итогов. Определение класса-победителя.
Презентация доступна в приложении.
Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы: