Рубрики
Физическая культура

Методическая разработка урока в Музее спортивной славы «Олимп»: «От забав и потешек на Руси до олимпийских видов спорта в России»

Актуальность темы обусловлена выполнением требований ФГОС к предмету физическая культура. Контрольные элементы содержания в разделе «Знания о физической культуре» предполагают, что обучающиеся будут знать и рассказывать историю зарождения и развития игр и забав у наших предков, связывать с культурой и национальными особенностями страны, развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности, демонстрировать их во время организации игр и мероприятий спортивной направленности, воспитывать национально-патриотические качества личности, доброжелательное отношения друг к другу, что лежит в основе формирования коммуникативных и регулятивных навыков. Также повышать эффективность использования потенциала школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

0
Муратова Лариса Валентиновна,
учитель физической культуры 
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2000»,
2000_muratova@mail.ru

Актуальность. Актуальность темы обусловлена выполнением требований ФГОС к предмету физическая культура. Контрольные элементы содержания в разделе «Знания о физической культуре» предполагают, что обучающиеся будут знать и рассказывать историю зарождения и развития игр и забав у наших предков, связывать с культурой и национальными особенностями страны, развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности, демонстрировать их во время организации игр и мероприятий спортивной направленности, воспитывать национально-патриотические качества личности, доброжелательное отношения друг к другу, что лежит в основе формирования коммуникативных и регулятивных навыков. Также повышать эффективность использования потенциала школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Введение

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу. Ученые установили, что в далекие времена различные виды физических упражнений и игр использовались людьми в трудовом и военном воспитании. И по ныне сохранились игры и физические упражнения, которые лежали в основе жизни и деятельности людей на разных исторических этапах развития. Широко были распространены верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Славянские народные игры отражают культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, подготовка, ритуал выявления и поощрения сильных духом и телом.

Во все времена через игры приобретались и развивались такие важные качества как ловкость и сноровка, выносливость, дисциплина. Взрослые уважительно относились к самому процессу игры и к игрушкам, считая, что они могут принести в дом как радость и счастье, так и невзгоды, особенно в случае пренебрежительного отношения к ним.

Абсолютное большинство людей на Руси занимались сельским хозяйством. А значит в зимнее время работы прекращались. Находчивый и изобретательный русский народ придумал зимние забавы, развлекая себя в долгое и холодное время года. Такие забавы, как катание на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, лепка снеговиков и возведение крепостей, актуальны и сейчас.

Летние праздники на Руси – это хороводы с плясками, качание на качелях, плетение венков, перепрыгивания через костер. Поскольку Русь постоянно отражала набеги вражеских полчищ, то забавы и развлечения служили нашим предкам тренировкой перед боями с противниками, которых всегда было великое множество. Но любовь к своему Отечеству помогала народу во все времена одолеть врагов и справиться с жизненными трудностями.

Сценарий урока

Методическая разработка представлена презентацией с показом картинок и фотографий забав, потешек на Руси, киноматериалов с демонстрацией лучших моментов на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи, вопросов викторины по истории современных видов спорта.

Презентация к уроку доступна в приложении к статье.

Комментарии к слайдам

Слайд 1

На Руси, как и у любого другого народа, игры были любимы во все времена – они носили поистине массовый характер, отличались огромным разнообразием, девичьи и мужские, подвижные и нет, в них принимали участие все, от мала до велика, в празднествах и торжествах.

Слайд 2

Игры отражали дух народа, его историю и занимали важное место в жизни людей. Они были не только развлечением, игры способствовали живому общению людей, и оставались основным средством физического воспитания, развивая силу, ловкость, скорость, меткость и другие качества.

Слайд 3

Само слово «забава» у славян носило не совсем «развлекательный» смысл, а более широкий: «массовое событие».

Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных.

Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». Сражались целые армии: одна атаковала крепость, другая – защищала. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты и сыпали на врагов ведра со снегом. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм.

Слайд 4

Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки. Для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало выносливости и терпения, силы и ловкости и, удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом.

Слайд 5

Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.

Слайд 6

Ближе к вечеру вся деревенская молодежь собиралась около горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, катульки – широкие выдолбленные доски, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Дети садились на санки по нескольку человек. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом. Что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки и не упасть – вот ты и герой, образец для подражания.

Слайд 7

Самые разные карусели устраивали на площадях. Это саночные карусели, которые вращали крепкие парни. Карусель с вращающейся платформой и верёвочные. На таких каруселях и вы, наверное, катались.

Слайд 8

Одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад.

Царь Петр I усовершенствовал конструкцию коньков, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам.

Слайд 9

Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет!

Слайд 10

Кроме всех упомянутых игр обязательно состязались в перетягивании толстой жерди или пенькового каната: село на село.

Слайд 11

Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.

Слайд 12

Кулачные бои проводились один на один или «стенка на стенку» (групповой бой). Местами проведения боев в летнее время выбирались «обширные» места – городские площади, поляны. Зимой «потеха» происходила чаще всего на льду рек или озер.

Основные правила:

• биться «по любви» – то есть не иметь на противника злобы;

• не бить лежачего противника;

• не бить сзади;

• не таить в кулаке тяжелых предметов;

• не ставить подножек и не захватывать одежды противника;

• не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях «стенка на стенку» принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых. Подростки «зачинали» бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-«надёжи».

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.

Слайд 13

Среди древних потех всегда в почете были «бабки» – самая распрост­раненная и любимая игра. Еще до недавнего времени она была хорошо известна каждому деревенскому мальчишке.

Бабки (те самые косточки из бараньих или коровьих ног) расставлялись поперек улицы, и меткими ударами биты надо было разрушить их шеренгу. По-разному расставлялись бабки, различным было и расстояние, с которого производили бросок. Побеждал, конечно, лучший снайпер. Так с раннего детства развивались глазомер и координация движений.

Слайд 14

Жмурки представляют собой резвую, веселую беготню. Одному из играющих завязывали глаза и отводили к стене. Ему отводилась роль слепого козла. На его стуки в стену сбегались остальные игроки и начинали хлопать его ладонями по спине и спрашивали, переменив голос: «Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас». После того, как козел развернется, игроки разбегались во все стороны, а козел должен был ловить их с завязанными глазами. Во время игры, разбежавшиеся постоянно дразнят козла, шутят над ним, хлопают в ладоши или по спине козла. Когда удавалось поймать кого-то, то он сменял козла. Если же долго не удавалось кого-то поймать, то уставшего и запыхавшегося козла могли сменить из одного сожаления к нему.

Слайд 15

Клюшкование. Игра «клюшкование». известна с X века. В разных местностях России она называлась по-разному: «загон», «погоня», «свинка», «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог». Эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось.

Слайд 16

Коняшки – игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней». Всадницами обычно выступают девушки. Задача игроков –вывести из равновесия другую пару. Выигрывает тот, кто дольше всех устоит на ногах.

Слайд 17

Горелки – есть не что иное, как беззаботное и веселое бегание, повод порезвиться. Собравшиеся становились в круг попарно. Какую-то одну девушку ставили в центре круга «гореть». Как только девушки из круга начинают разбегаться в стороны взявшись за руки, стоявшая в середине бросается их догонять. Если «горевшей» удается догнать какую-то пару и коснуться рукой – «разлучить» – то одна из разлученных девушек, становится в круг вместо нее.

Слайд 18

Чехарда. Игроки делятся на две половины и конаются, т.е. определяют кому быть нагнувшимися. Затем один из них, нагнувшись, встает к стене и упирается в нее головой, позади него встает другой в таком же положении, но держа голову под мышкой первого и так все игроки, кому по жребию выпало стоять у стены. Другая половина игроков друг за другом вспрыгивают верхом на стоящих у стены, при этом они не должны ни за кого и на за что держаться руками. Когда запрыгнут все, то последний запрыгнувший командует («Чехарда, ярда!»), и сидящие верхом должны соскочить на землю. Если при запрыгивании и соскакивании никто не упадет, то все повторяется, в обратном же случае игроки меняются местами.

Есть и более простой вариант игры, когда игроки поочередно перескакивают друг через друга. Ставший первым нагибается и ждет пока через него перепрыгнут все идущие за ним. Таким образом переместившись в конец, игрок уже, в свою очередь, начинает перепрыгивает через нагнувшихся впереди. И так до бесконечности.

Слайд 19

Лапта. Ни один праздник на Руси без игры в лапту не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры. В лапту играют на ровной площадке по 5–12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Слайд 20

Городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города». В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! – хвалится в романе воевода Морозов. – Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…» Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.

Слайд 21

Вывод: игры, в которые играли наши предки, основаны на народных традициях. Они совмещают азарт, развлечение и тренировку, также способствуют формированию способности преодолеть слабость или заступиться за того, кто нуждается в защите.

Заключение

Викторина. Как вариант можно использовать рабочие листы с заданиями.

Слайд 21

Какие виды спорта являются продолжением игры «клюшкование»?

Слайд 22

Хоккей с шайбой, хоккей с мячом.

Слайд 23

В каких видах спорта спортсмены катаются с гор на санках?

Слайд 25

Санный спорт, скелетон, бобслей, натурбан.

Слайд 26

Как называется вид спорта, в котором спортсмены катаются на коньках?

Слайд 27

Фигурное катание. Скоростной бег на коньках. Шорт трек.

Слайд 28

В каких видах спорта спортсмену нужны лыжи?

Слайд 29

Лыжные гонки. Биатлон.

Слайд 30

В каких видах спорта спортсмены на больших скоростях катятся на лыжах с горы?

Слайд 31

Слалом. Сноубординг. Фристайл: могул, акробатика, ски кросс.

Слайд 32

Какие современные виды спорта похожи на кулачный бой на Руси?

Слайд 33

Борьба: вольная, самбо, дзюдо, каратэ, тхэквондо, бокс.

Слайд 34

Молодцы!

Слайд 35

Россия – страна спортивная. Мы – русские – освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков. Вам, ребята, необходимо восполнить утраченное.

Сейчас мы с вами перейдём в спортивный зал и поиграем в игры наших предков.

Презентация доступна в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Археология. Древняя Русь. Быт и культура // Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1997.
2. День народного единства в России: история праздника [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня». URL: http://ria.ru/spravka/20121103/908875140.html#ixzz3pHnzF9Fd (дата обращения: 15.01.2016).
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
4. Панкеев И.А. Русские народные игры. М., 1998.
5. Энциклопедия праздников: традиции, обычаи, кухня, этикет, игры, забавы. Все о подарках / сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1997.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.