Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Школьное ученическое самоуправление как ресурс личностного роста участников образовательного процесса

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы развитию ученического самоуправления придается огромное значение, как ведущему механизму социализации и развития компетенций самоопределения личности, также ученическое самоуправление дает детям, педагогам и родителям право участвовать в управлении и соуправлении образовательным процессом. Таким образом, в правоустанавливающих документах определяются принципы единоначалия и самоуправления образовательной организацией.

0
Адамич Анжела Витальевна,
директор 
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1996»,
anzhela.adamich@mail.ru
Васильева Ольга Анатольевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
vasilevaoa@mosmetod.ru

Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления,

где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.

С.И. Гессен

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами, Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 годы развитию ученического самоуправления придается огромное значение, как ведущему механизму социализации и развития компетенций самоопределения личности, также ученическое самоуправление дает детям, педагогам и родителям право участвовать в управлении и соуправлении образовательным процессом. Таким образом, в правоустанавливающих документах определяются принципы единоначалия и самоуправления образовательной организацией.
Школьная жизнь не ограничивается обучением, огромная роль отводится воспитанию и социализации детей. Современная реальность требует от школы максимальной подготовки ребёнка к взрослой жизни, и система школьного самоуправления становится универсальной технологией решения этой задачи. Школьное самоуправление представляет собой моделирование взрослой ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений, это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Таким образом, возникает обоюдный процесс: с одной стороны, развития образовательной организации, а с друг саморазвития личности в ней.

Развитие самоуправления в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, дает возможность применения знаний, умений, предоставляет возможность моделирования нетривиальных ситуаций, ситуаций выбора, постепенно вырабатывая способность ориентирования. Таким образом, ученическое самоуправление помогает формировать в школьном коллективе и в каждом ребёнке социально-нравственную ориентацию, социальную активность и личностную зрелость.

В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Совместная деятельность педагогов и учащихся создает условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций и лидерских качеств.

В масштабе школы целью воспитательного процесса является создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и активного развития детско-взрослой общности.

Задачи школьного ученического самоуправления:

• обеспечение возможности участия обучающихся вместе с родителями и педагогами в планировании, организации образовательной траектории школы;

• органичное включение в образовательную деятельность социальных инициатив участников образовательного процесса, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом потребностей и интересов;

• социализация и адаптация детей в обществе через создание условий правовой защищенности каждого участника образовательного процесса;

• формирование гражданской идентичности, ценностного отношения к себе и окружающим.

Ожидаемые результаты при решении перечисленных задач:

• осознанная гражданская позиция воспитанников, личная заинтересованность каждого в развитии школы, участие в соуправлении;

• занятость во внеурочное время социально значимой деятельностью;

• улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

• социальная и творческая активность.

Таким образом, самоуправление возможно, когда взрослые участники образовательного процесса готовы к сотрудничеству с детьми. В то же время, ученическое самоуправление предполагает обязательное взаимодействие детей и взрослых с позиции равных участников образовательного процесса, поэтому главным условием реализации является совместная социально значимая деятельность педагогов, учеников и родителей.

Ученическое самоуправление не может быть организовано без участия семьи, огромная роль в организации процесса отводится родительской общественности. В семье формируется гражданская и социальная ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество. Нормы социальной жизни ребенок усваивает в семье, поэтому родители и школа должны выступать в роли партнеров процесса воспитания.

Школьники, как и взрослые, имеют возможность реализовать свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации.

В соответствии с документами школы каждая структура системы государственно-общественного управления школой (педагогический совет, ученическая конференция, управляющий совет, собрание родителей и т.п.) имеет определённые функции, которые определены уставом образовательной организации и соответствующими локальными актами, строго разграничены и не ущемляют права смежной структуры. Высшим органом школьного самоуправления является Управляющий Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Самоуправление считается представительной ветвью школьной власти, когда ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой. В свою очередь, выбранные представители органов самоуправления, защищая интересы своих избирателей, имеют право влиять на решение всех школьных вопросов, затрагивающих интересы учеников, педагогов и родителей в том числе законодательно.

Практика работы нашей школы показывает необходимость различия понятий «самоуправление» и «соуправления». Детей нужно учить управлять, тем более, самостоятельно управлять, потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление. Правильно организованное школьное самоуправление – это не «управление самими собой», и не дополнительный административный ресурс в организации дежурств и мероприятий, это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Таким образом, школьное самоуправление / соуправление необходимо организовывать, учитывая различные факторы, начиная от контингента учреждения и заканчивая спецификой школьных традиций. И, конечно, организацию школьного самоуправления не сможет осуществить только педагог-куратор или вожатый. Это серьёзный обучающий процесс, в который должен быть вовлечен весь педагогический коллектив.

Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней.

Классный уровень или уровень приобретения социальных знаний формируется в классных коллективах, когда школьники принимают участие в работе актива класса. Самостоятельно определяются лидеры – старосты, всем участникам предлагаются на выбор сферы деятельности (организаторская, исполнительская, спортивная, трудовая, творческая), разрабатывается план классных дел. Основные вопросы решаются на классных собраниях – это наиболее гибкая и доступная форма привлечения всех к самоуправлению. На заседаниях обсуждаются вопросы жизни класса, планируются мероприятия, проводится анализ работы. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы, на которую приглашаются представители из всех классов. Представители классов входят в министерства школьного самоуправления.

На уровне классного самоуправления решаются следующие задачи:

• моделируется самостоятельная деятельность и инициатива обучающихся под руководством классного руководителя;

• создаются условия для творческого потенциала ребенка;

• воспитывается ответственность за выполнение порученных дел;

• формируются отношения сотрудничества между взрослыми и детьми.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, пройти через систему ролей, взаимодействие в которых формирует у подростков разноплановый опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне школьного коллектива.

Уровень общешкольного коллектива, основанный наполучении опыта самостоятельного общественного действия.

При переходе к этому уровню ставится задача пробуждения ответственности личности ребенка за себя, за дело, которое ему поручено. Развивается умение формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. В министерства, которые сформированы на общешкольном уровне, входят представители от разных классов.

На этом уровне решаются задачи:

• планирования, организация и последующей анализ школьных мероприятий;

• формирования и работы с активом школы;

• внедрения инициатив ученического коллектива;

• оценки результативности деятельности классного ученического самоуправления;

• развития интереса к совместной деятельности на благо школы, города.

Главным законодательным органом является Совет школьного ученического самоуправления, который состоит из активных членов министерств. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатым, куратором ученического актива, представителями педагогического и родительского коллектива.

Уровень школьного самоуправления образовательной организации, где активисты получают возможность влиять на разработку содержания учебных инициатив, принятие и реализацию локальных нормативно-правовых актов школы, представлять и отстаивать права и интересы коллектива обучающихся, удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Задачи, решаемые на уровне самоуправления в образовательной организации, – в принципе те же, что и на уровне общешкольного самоуправления, но на порядок выше:

• разработка и внедрение инициатив ученического, педагогического и родительского коллективов, направленных на развитие учебно-воспитательного процесса;

• оценка результативности социально значимых проектов школы;

• совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в том, что школьники действительно могут реализовать свои инициативы, могут принять участие в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предопределяет ситуацию, когда дети не только обладают определёнными правами, но и несут определённую ответственность за свои решения и работу.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Ученическое самоуправление постепенно захватывает и вовлекает всех обучающихся в управление делами класса и школы. При условии работы в коллективе формируется чувство товарищеской взаимопомощи и организаторские качества личности, а соответственно, подросток учиться правильно организовывать своею жизнь, стремиться к самовоспитанию и саморазвитию.

Содержание работы органов ученического самоуправления, характерных для организации внеурочных занятий в школе через разнообразные виды деятельностей:

• познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми «Сто вопросов взрослому», интеллектуальные игры, диспуты, конференции такие как «Читаем вместе», «Этот удивительный мир», сетевое взаимодействие, вебинары, разработка проектов и их реализация;

• экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, разработка ландшафтного дизайна на пришкольной территории;

• спортивная деятельность – организация спартакиад, конкурсов, соревнований, участие в школьных олимпиадах разного уровня;

• художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи, благоустройство школьных помещений«Создаем пространство школы вместе», акции «В мир книги входим вместе», «Подари улыбку» и т.д.;

• шефская деятельность – помощь старшим, забота о младших с помощью акций «Делай добро», «Помоги другу» и др.;

• информационная деятельность – информация о жизни классов, школы;

• профилактическая деятельность – классные часы, школа нравственности, школа безопасности, школа социализации и профориентации, школа лидера, организация дежурства по школе, контроль за соблюдением Устава школы;

• экскурсионно-исследовательская деятельность – проектно-исследовательская деятельность, организация интерактивных выставок и экскурсий;

• патриотическая деятельность – встречи с ветеранами, участие в инициативе «Бессмертный полк».

Самоуправление в образовательной организации – необходимый компонент содержания воспитания личности. С его помощью создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Смысл ученического самоуправления заключается в обучении подростков основам отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своим поведением, своей жизнью в коллективе, а коллективная деятельность обучающихся является средством самореализации. Взаимодействие с общественными группами и органами власти в процессе реализации коллективных дел воспитывает социальную активность молодого поколения.

Через модель ученического самоуправления реализуется право учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта социального партнерства. Самоуправление создает благоприятные социальные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность, стимулирующую социальную активность и творчество.

Организация самоуправления в нашем образовательном учреждении соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию всех участников образовательного процесса, ориентацию на их интересы, а также уважение прав и свобод.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство «Смысл», издательство ЭКСМО, 2004.
2. Положение о команде ученического самоуправления «Лидер» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1996uv.mskobr.ru/files/polozhenie_o_shus_gbou_shkola_19961.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
3. Федеральный Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 14.01.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 14.01.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 14.01.2016).
7. Федеральный Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
8. Положение о команде ученического самоуправления «Лидер» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1996uv.mskobr.ru/files/polozhenie_o_shus_gbou_shkola_19961.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.