Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Особенности подхода к внутренней оценке качества образования в многопрофильной общеобразовательной школе № 1430 имени Г.В. Кисунько

Современная школа находится в конкурентной среде. Этому способствует и система мониторинга, диагностики и контроля качества образования со стороны государства и спрос на качественные образовательные услуги со стороны родителей обучающихся.

0
Багринцева Наталья Дмитриевна,
кандидат экономических наук,
заместитель директора по УВР
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»,
ndb3.1@mail.ru

Современная школа находится в конкурентной среде. Этому способствует и система мониторинга, диагностики и контроля качества образования со стороны государства и спрос на качественные образовательные услуги со стороны родителей обучающихся.

В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании» все образовательные организации должны сформировать свою систему оценки качества образования (СОКО), принять и утвердить свои собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определить комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.

Следовательно, внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) должна:

• коррелировать с внешней оценкой государства, через систему показателей, по которым сегодня сравнивают и выделяют лучшие топовые образовательные организации;

• отражать степень удовлетворенности родителей обучающихся качеством образования в школе;

• способствовать развитию условий реализации требований ФГОС;

• отражать уклад, сложившийся в образовательной организации, особенности детско-взрослой общности (ДВО), цели и задачи программы развития и качество их реализации (Рис. 1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рассмотрим такие подходы к оценке качества образования, как:

– эффективность управления развитием образовательной организации как одно из условий реализации требований стандарта;

– непрерывность и преемственность в оценке индивидуальных достижений обучающихся через создание ежегодного событийного цикла мероприятий, значимых для всех участников ДВО и социальных партнеров, объединяющего все виды результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Речь идет о результативности реализации системы проектно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся, аккумулирующейся в портфолио ребенка.

Первый подход предполагает использование не только тех критериев оценки эффективности управления развитием образовательной организацией, которые определяются Департаментом образования города Москвы при выстраивании рейтингов, но и качественные показатели развития через реализацию целей и задач программы развития образовательной организации (реализацию дорожной карты), которые бы вели к повышению качества образования в школе.

Для достижения устойчиво высоких результатов необходимо определять стратегические цели развития образовательной организации, и, главное, управлять процессами по их достижению. Речь идет об эффективности работы управленческой команды с точки зрения положительной динамики развития образовательной организации.

Если говорить о нашей школе, то основная её особенность как образовательного учреждения – принятие системных решений, творческий подход к реализации социального заказа в образовании с целью расширения спектра, повышения качества и эффективности обучения и развития детей, формирования гражданской идентичности и ответственности за будущее своей страны. Деятельность педагогического коллектива направлена на создание образовательного бренда, развитие корпоративности и целостности образовательного сообщества и его основных субъектов: ученика, родителей, учителей (Рис. 3).

Рисунок 3

С момента образования школы можно выделить следующие основные этапы развития нашей образовательной организации:

– в период с 1980 по 1996 гг. школа проходит путь от общеобразовательной школы № 214 до школы с углубленным изучением области знаний «искусство», становится участником городской экспериментальной площадки по апробации учебника по английскому языку совместно с издательством LONGMAN (ГЭП1), переходит на финансовую самостоятельность;

– в период с 1996 по 2007 гг. в школе активно расширяется спектр дополнительных образовательных услуг, она становится победителем приоритетного национального проекта «Образование», участвует в городской экспериментальной площадке по экологическому воспитанию учащихся в интересах устойчивого развития детей (ГЭП2), получает статус центра образования. Разрабатывается программа развития образовательной организации «Создание среды творческого созвучия». В ней прописывается миссия образовательной организации, формулируется понимание качественного образования через продуктивное (результативное) обучение и воспитание, через успешную социализацию выпускников, готовых решать поставленные обществом задачи.

Качество школьного образования, в конечном счете, определяется готовностью учащегося к внутренне обоснованному выбору перспективных сфер и направлений своего развития, к целенаправленному и творческому созданию продукта, нужного обществу. Это одна из концептуальных идей, сформулированная в программе развития нашей школы;

– в период с 2007 по 2014 гг. разрабатываются, апробируются и внедряются модели системы организации проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся (Рис. 4).

Рисунок 4

– вводится понятие ТОПа (творческого образовательного продукта), создаются межпредметные кафедры (Рис. 5) и организуются социально-гуманитарное, социально-экономическое, химико-биологическое направления профильного обучения на старшей ступени образования; активно работает Управляющий совет школы, развивается ученическое соуправление; разрабатывается новая программа развития образовательной организации «Формирование культуры доверия» (Рис. 6);

Рисунок 5

– в период с 2014 года и по настоящее время школа прошла две реорганизации. В состав школы входят четыре дошкольных подразделения и два школьных, реализуется инновационная деятельность педагогов по пяти направлениям.

Сегодня мы многопрофильная образовательная организация, и одна из наших целей развития на ближайшие три года – создание в школе инженерного профиля. Цель – повышение эффективности реализации модели профильного образования через механизмы социального партнерства и сетевого обучения.

Рисунок 6

Если рассматривать перспективы развития профильного образования с точки зрения современной социально-экономической ситуации в России, то становится очевидной актуальность развития инженерно-технологического направления в обучении и воспитании детей. В первую очередь это связано с необходимостью интенсификации экономики за счет роста производительности труда, внедрения в реальную экономику достижений НТП, ресурсо- и энергосберегающих технологий, не ухудшающих экологическое состояние государства.

Другой подход к оценке качества образования, реализуемый в нашей школе, это –непрерывность и преемственность в оценке индивидуальных достижений обучающихся через создание ежегодного событийного цикла мероприятий, значимых для всех участников ДВО. Этот подход реализуется посредством функционирования модели соорганизации творческой деятельности детей и взрослых, выстраивающей доверительные партнерские отношения между основными участниками ДВО, предполагающие общие цели, инициативы, интересы, ответственность, реализующихся через систему общих дел (Рис. 7).

Рисунок 7

Развитие ребенка и его успешная социализация во многом определяются формированием у него творческого подхода к решению различных задач.

Основная идея состоит в том, что, начиная с первого года обучения в школьном отделении, ребенок становится активным участником проектно-исследовательской и творческой образовательной деятельности. К этому его начали готовить уже на ступени дошкольного образования, формируя предпосылки универсальных учебных действий. Поскольку не все детские работы соответствуют критериям, предъявляемым к проектной или исследовательской работе, мы ввели понятие творческого образовательного продукта ТОПа (Рис. 8). Любая детская творческая инициатива приветствуется и поддерживается взрослыми.

Рисунок 8

Для демонстрации детьми полученного результата в школе проводятся ежегодные мини-ярмарки ТОПов, которые по сути своей являются обучающими тренингами, в ходе которых воспитанники и учащиеся, примеряют на себя роль исследователей и «гидов» в той или иной предметной области, формируя ключевые, базовые компетенции, бесценный опыт творческой деятельности и опыт публичного выступления. Это способствует росту мотивации к обучению, обдумыванию ребенком своего будущего поприща.

В мероприятиях принимают участие до 500 человек: разработчики проектов, гости, эксперты, члены жюри. Учащиеся, учителя, родители выступают в роли соавторов или членов жюри.

В основной школе инициатива в выборе темы проектно-исследовательской или творческой работы устойчиво переходит к ребенку, становится его потребностью. Дети пробуют свои силы в исследовании различных предметных областей, однако постепенно ребенок делает свой выбор в пользу нескольких предметов, которые, как правило, и включает в свою индивидуальную образовательную траекторию на старшей ступени профильного обучения.

Одна из ключевых задач профильного обучения в школе – «введение в будущую специальность»: формирование у выпускника представления о сфере деятельности, которую он выбрал; о профессии, которую он решил освоить; о вузах, которые могут его обучить выбранной специальности; о предприятиях, на которых он сможет работать. Он должен знать и понимать актуальные отраслевые проблемы и перспективы развития для выбора направления своей личной специализации в профессии (Рис. 9).

Такой подход в образовании создает ситуацию успеха каждому ребенку.

Рисунок 9

Циклограмма проектной, исследовательской и творческой деятельности учащихся представляет событийный цикл:

– ежегодная декабрьская ярмарка ТОПов «Я познаю мир» в начальной школе и для дошкольников (в форме стендовой защиты);

– ежегодная январская ярмарка ТОПов – в основной и старшей школе (защита по тематическим секциям);

– заключительный ежегодный апрельский фестиваль лучших работ и достижений учащихся и воспитанников (Рис. 10).

Ежегодно в школе создается более двухсот ТОПов, авторы, которых становятся победителями и призерами на различных международных, всероссийских и городских конкурсных площадках.

Рисунок 10

Этот событийный цикл и является одним из элементов системы организации учебного процесса и внутренней оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся, позволяющий отслеживать их динамику в личном портфолио ребенка.

Список литературы:

1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.
2. Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. Киев, 1988.
3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
4. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
5. Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.
6. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.
7. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1979.
8. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. М., 1992.
9. Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.