Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Профориентационная деловая игра для школьников «Пирамида личностного роста»

Согласно рабочей концепции одаренности под редакцией Дианы Борисовны Богоявленской, под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

0
Лопа Наталья Александровна,
старший методист
ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы»,
toosya@list.ru

Согласно рабочей концепции одаренности под редакцией Дианы Борисовны Богоявленской, под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Говоря об одаренности, Богоявленская Д.Б. выделяет:

 интеллектуальную;

 творческую;

• академическую;

• художественно-эстетическую;

• психомоторную (т.е. спортивную);

• социальную (лидерскую или коммуникативную).

Социальная одаренность напрямую связана с развитием лидерских качеств, высоким уровнем коммуникативных навыков и способностью выстраивать продуктивные деловые взаимоотношения в коллективе.  На развитие одаренности влияют природные задатки, характер деятельности и социальная среда. Но, говоря о социальной одаренности, нельзя обойти вниманием такой феномен как социализация.

Согласно Большой Психологической Энциклопедии под социализацией понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Как пример работы с социально одаренными подростками в образовательной организации можно привести деловую игру «Пирамида личностного роста».

Профориентационная деловая игра «Пирамида личностного роста» представляет собой программу по развитию практических профессиональных навыков, а также навыков взаимодействия в коллективе через осознанный выбор и практическую деятельность, где каждому участнику предоставляется возможность выбрать одну из четырех сфер общественной жизни: экономическую, политическую, духовную (культурную) или социальную и реализовать свои идеи и инициативы в данном направлении.

Игра рассчитана на учеников 89 классов.

Продолжительность: 10 встреч по 90 минут.

Количество участников: 60–120 человек.

Цель: создание уникальной образовательной среды, которая обеспечивала бы способность школьников включаться в общественные, экономические и социокультурные процессы и самостоятельно формировать индивидуальную траекторию развития, позволяющую гибко реагировать на изменение потребностей рынка труда и общественных институтов.

Задачи:

1. мотивация к участию в интегративной деятельности институтов общественной, экономической и социокультурной направленности;

2. проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений;

3. интеграция дополнительного, внеформального и информального образования с деятельностью общественных организаций экономической и социокультурной направленности;

4. мотивация к личностному росту и непрерывной социализации подрастающего поколения и молодежи;

5. формирование ценности личностного роста и профессионального самоопределения.

Описание игры:

Пирамида личностного роста– это визуальный образ, где прямоугольное основание пирамиды – личность участника игры, а грани представляют сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную (культурную) и социальную, высота пирамиды – это личностный рост.

Игра представляет собой общество в миниатюре, где каждый участник работает с одной стороны на свой личный результат, а с другой, так как работа ведется в взаимодействии, то и на командный. Каждый класс представляет квартал города, который ребятам предстоит построить самостоятельно. Каждое направление деятельности ведет свою работу обособленно, но только во взаимодействии возможно достичь командного результата квартала. Каждый участник игры набирает свой индивидуальный рейтинг, но побеждает в игре не отдельный человек, а тот квартал, участники которого в общем зачете индивидуальных рейтинговых баллов получили максимальные результаты.

Характерной особенностью данной игры может стать то, что в содержание деятельности каждой сферы общественной жизни можно заложить те приоритетные направления и проекты, которые реализуются в образовательной организации.

Игра разделена на несколько этапов:

1. Организационный(2 занятия) – распределение на сферы общественной жизни (Приложение 1), если результаты теста не удовлетворили, то участник игры может составить портфолио и пройти собеседование в той сфере общественной жизни, которая ему кажется ближе.

2. Образовательный (4 занятия) – лекции и семинары по направлениям предстоящей работы.

3. Переломный (1 занятие) – подведение промежуточных итогов, возможность поменять сферу общественной жизни, если в этом есть необходимость.

4. Основной (4 занятия) – реализация всех запланированных проектов и идей.

5. Заключительный (2 занятия) – итоговая конференция, подведение итогов работы по направлению, подведение общих итогов, рефлексия (проводится в классах (Кварталах), важно обратить внимание участников игры, не на общий результат,  а на результат каждого конкретного участника на начало игры и на те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе игры).

Ход игры

Ход игры представлен в виде таблицы, доступной для скачивания внизу страницы.

Результаты подводятся как индивидуальные, так и классные, но победителем считается только тот класс (квартал), который набрал максимальное количество рейтинговых баллов.

Ресурсы

Человеческие ресурсы (кадровые)

При развитой системе классного самоуправления для реализации программы необходимо 5 специалистов. По одному куратору на каждую сферу общественной жизни и общий координатор.

Материальные ресурсы

Помещение, орг. техника, канцелярские принадлежности. Проект игры разработан для проведения в школе с имеющейся школьной инфраструктурой, где у каждого класса есть свой классный кабинет и общие помещения – такие как оборудованный актовый зал, спортивный зал, переговорная.

Административные ресурсы

Разрешение проводить подобные игры от администрации образовательной организации, а также организационная и информационная поддержка.

Предполагаемый социальный эффект

Формирование у участников программы:

 навыков экономической, политической и социокультурной деятельности;

 позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

 развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков и активной гражданской позиции;

 формирование навыка профессионального самоопределения;

 формирование устойчивого знания о деятельности органов власти, банковской системы коммерческой деятельности;

 раскрытие творческого потенциала участников программы.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2002.
2. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / [А.Б. Альмуханова и др.]. М.: Эксмо, 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.