Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Социализация обучающихся через работу с ученическим активом (из опыта работы детской общественной организации «Надежда России» в гимназии № 1534)

В конце учебного 1999–2000 года инициативная группа старшеклассников обратилась к администрации нашей школы с просьбой помочь в создании детской общественной организации, где школьники могли планировать свою работу, участвовать в жизни школы, реализовывать социально значимые дела.

0
Агеева Светлана Юрьевна,
Почетный работник общего образования РФ,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Академическая гимназия № 1534»,
agsv62@yandex.ru

В конце учебного 19992000 года инициативная группа старшеклассников обратилась к администрации нашей школы с просьбой помочь в создании детской общественной организации, где школьники могли планировать свою работу, участвовать в жизни школы, реализовывать социально значимые дела.

Администрация поддержала инициативу детей и ни разу за 15 лет работы организации не пожалела о своём решении.

Общественная организация «Надежда России» – добровольное, демократическое объединение учеников и представителей администрации школы и родительского комитета, основанное на равноправии.

Целью создания организации стало предоставление каждому учащемуся в школе и за ее пределами (через партнеров) возможности реализовывать свои идеи.

Задачи, поставленные нами при создании детской общественной организации «Надежда России», созвучны требованиям современной российской школы:

• демократизация образовательного процесса;

• создание условий для реализации учащимися своих интересов и потребностей;

• развитие социально значимых проектов;

• создание системы партнерства с различными организациями;

• стимулирование развития и поддержка общественно значимых инициатив обучающихся.

За всю историю «Надежда России» структура и направления работы организации менялись. Когда дети из координационного совета понимали, что организации необходимо основать ещё одну сферу деятельности в школе, добавлялись новые отделы или комитеты, поэтому структура нашей организации гибкая и вариативная.

Развитие каждого активиста в организации «Надежда России» помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, определить свои возможности в реализации лидерских функций, сформировать социальную позицию, найти свой круг интересов и свое место каждому.

Основой работы детской общественной организации стало соуправление, ведь именно оно дает возможность каждому не только проявить свою инициативу, но и получить качественную педагогическую поддержку.

Если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы, при этом работают вместе, согласованно.

Задачи соуправления:

1. Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.

2. Обеспечение педагогической поддержки лидерам в детском коллективе.

3. Формирование организаторских компетенций.

Принципы соуправления:

• педагогическое руководство (наличие педагогов-советников);

• предметность деятельности (формирование органов самоуправления для организации деятельности в коллективе и для коллектива);

• единое планирование (создание единого плана воспитательной деятельности);

• выборность и согласованность органов самоуправления (в одни органы его члены избираются, а в другие входят согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления);

• сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;

• согласие (после принятия решения действует правило обязательного выполнения его всеми участниками).

В течение всего времени существования детской общественной организации «Надежда России» стало традицией проводить следующие мероприятия:

• проведение краеведческой работы («Москва – сердце России»);

• проведение творческих дел, направленных на воспитание гражданской позиции, нравственное и патриотическое воспитание;

• участие в волонтёрском движении (проведение благотворительных акций для детского дома Сасовского района Рязанской области «Дети школы – детям регионов», приобретение подарочных наборов для ветеранов, благотворительная акция для онкобольных детей);

• разработка предметных научно-практических конференций в школе и участие в них.

Еще одной значимой традицией нашей организации является наличие символики (флаг и эмблема, которые разработаны по эскизам ученического актива).

Детское общественное объединение «Надежда России» имеет множество социальных партнёров: Управа Академического района; Совет ветеранов Академического района; ДОО «Содружество»; библиотека им. С.А. Есенина; центр детского творчества академического района; детский кинотеатр «Салют»; Юго-Западное Управление по безопасности движения (ГИБДД); коллектив школы-интерната Сасовского района Рязанской области. Партнеры помогают нам в реализации проектов не только на школьном и районном уровнях, но и на городском.

Все что создается в школе – это наше общее дело, не бывает равнодушного отношения, каждый считает себя важным элементом в жизни школы. Наша организация заметно помогает выявить особые человеческие качества, помогает определиться с дальнейшей деятельностью, которой будет заниматься человек. Активисты «Надежды России», основывая свою деятельность на принципах самоуправления, учатся управлять своей жизнью, школой и государством. Особенно важно, что учащиеся включены в совместную деятельность, что позволяет сформировать коллектив и ответственное отношение к его делу.

Среди родителей, педагогов и учеников школы проводилось исследование о работе детского общественного объединения и его роли в жизни школы.

Среди учащихся было проведено анкетирование. По его итогам можно сделать определённый вывод о том, что наша организация нужна (98 % опрошенных), работа актива заметна и оценивается учащимися как хорошая (100 %); хотели бы быть членами детской организации (96 % опрошенных).

Для выяснения мнений педагогического коллектива проводилось интервьюирование, а родителям предлагалось написать анонимный отзыв о работе их детей в составе организации «Надежда России». Хочется отметить, что многие родители сочли возможным подписать свои отзывы, что свидетельствует о доверительном характере отношений «учитель – ученик — родитель». (Приложение 1).

По отзывам учителей, родителей, общественности и по опросам и проведенному анкетированию можно сделать следующий вывод: работа школьной детской общественной организации «Надежда России» плодотворна, её можно считать целесообразной, её нужно продолжать и развивать. Созданная организация в школе способствует формированию лидерских качеств.

Актив организации «Надежда России» – победитель окружного конкурса «Лучший совет самоуправления», а ее куратор, С.Ю. Агеева, лауреат окружного конкурса «Лидер ХХI века», лауреат Всероссийского конкурса воспитательных систем.

Выпускники школы, воспитанники организации «Надежда России», при поступлении в вузы целевой направленности (Институт Управления, Академия Управления, РУДН и другие) активно продолжают заниматься общественной деятельностью. После окончания вузов наши выпускники работают государственными служащими: в аппарате Президента (2 человека); в аппарате Мэра г. Москвы (2 человека), Префектура Юго-Западного округа (3 человека), в Управах г. Москвы (7 человек), член молодёжного Парламента г. Москвы (1 человек).

Жизнь в школе стала интересной, дети  не просто приходят в школу, чтобы учиться. Их интересы расширились, общение не ограничивается только своим классом. Новый подход к пониманию развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением детей в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся  вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем во «взрослой» жизни.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B-zf1uS3l08gcUFDVkhuUkpuYkU.

Список литературы:

1. Алиева Л.В. Детское общественное объединение, как пространство развития субъектности ребенка/ Воспитательная работа в школе. № 5. 2003.
2. Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
4. Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л., 1988.
5. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.
6. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2009.
7. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
9. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Стратегия и тактика детского движения нового века // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века. М., 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.