Рубрики
Воспитательная работа

Развитие духовно-нравственных ценностей учащихся (на примере тематической акции, посвящённой Международному дню толерантности)

Планируя свою деятельность в образовательно организации, мы опираемся на задачи, которые перед нами ставит современный стандарт образования. Используемые образовательные и развивающие технологии способствуют воспитанию успешного, образованного, постоянно развивающегося учащегося. С самого раннего этапа обучения ребенок непосредственно вовлечен в образовательную деятельность, т. е. самостоятельно находится в поиске решения поставленной задачи. Данная деятельность не только обогащает запас знаний, но и способствует умению выражать и отстаивать в диалоге свою позицию.

0
Елисеева Алла Сергеевна,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1583 имени К. А. Керимова»,
eliseeva_alla83@mail.ru

Планируя свою деятельность в образовательно организации, мы опираемся на задачи, которые перед нами ставит современный стандарт образования. Используемые образовательные и развивающие технологии способствуют воспитанию успешного, образованного, постоянно развивающегося учащегося. С самого раннего этапа обучения ребенок непосредственно вовлечен в образовательную деятельность, т. е. самостоятельно находится в поиске решения поставленной задачи. Данная деятельность не только обогащает запас знаний, но и способствует умению выражать и отстаивать в диалоге свою позицию.

Материалы, представленные в данной статье, отражают работу, направленную на развитие духовно-нравственных ценностей учащихся через привлечение их к тематическим акциям, посвященных российским и зарубежным культурным традициям. Способствуют формированию устойчивой гражданской позиции современного школьника. В то же время помогают в адаптации учащихся-мигрантов, отвечая задаче, обозначенной в программе «Столичное образование», через реализацию «механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру города Москвы» [2, с. 16]. Решить поставленные задачи нам помогают мероприятия, разработанные к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября.

Уже на первом – подготовительном этапе учащиеся активно вовлекаются в деятельность.

Первое задание – конкурс рисунков «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» (Приложение 1) позволяет нам решать следующие задачи:

1. Привлечение внимания к акции большого количества участников образовательного процесса.

2. Раскрытие и реализация творческих способностей учащихся.

3. Возможность объединения учащихся в совместной деятельности.

4. Способствовать формированию уважительного отношения к толерантности, к людям разных национальностей.

5. Учить учащихся размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

6. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.

7. Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранение мира на земле.

8. Способствовать сплочению ученического коллектива.

Вторым заданиемподготовительного этапа является создание учащимися начальной школы мини-проектов на тему: «Вещь, которую я привез из путешествия…». Учащиеся получили задание принести сувенир (или какую-то вещь, игрушку, предмет быта и т. д.), привезенный из зарубежной поездки, семейного путешествия. Можно представить предмет, отражающий российскую культуру. Ребенок должен кратко рассказать об истории появления этой вещи в его семье, ее назначение, традиции страны, связанные с этим сувениром. Таким образом, для выполнения данного задания перед учащимися ставится задача не только выбора интересного предмета для презентации, но и проведения исследовательской деятельности для подбора тематического материала.

Проектная деятельность выбрана нами не случайно. Данная форма работы позволяет активизировать совместную деятельность родителей с ребенком, направленную на поиск дополнительной информации. Укрепить семейные традиции, еще раз пережить положительные эмоции, обобщить полученный опыт и знания.

Отдельное внимание уделяется этапу презентации проектов, который позволяет учащимся:

1. Раскрыть свои возможности предоставления информации.

2. Отработать навыки выступления перед большой аудиторией.

3. Познакомиться с традициями и культурой разных стран.

Следует отметить, что данное задание с интересом было воспринято учащимися. Ребята отобрали для проекта интересные вещи из личных семейных коллекций. Подготовленные сообщения были изложены в интересной, доступной для учащихся форме (Приложение 2).

Заключительным этапом работы является этап подведения итогов.

Обобщая тематику представленных работ можно разделить на две группы: рассказывающие о традициях российской и зарубежной культуры.

В первой группе были представлены работы представляющие образцы русского народного промысла: традиции валенковаляния, историю создания богородской игрушки и др. Учащиеся рассказали поверье о домовом, достопримечательностях города Мышкина, показали настоящий калининградский янтарь, сувениры, привезенные с черноморского побережья.

Так же учащиеся подготовили материал, рассказывающий о сувенирах, привезенных из зарубежных путешествий. Мы увидели традиционные сувениры Турции и Египта. Познакомились с национальным головным убором вьетнамцев, послушали, как звучит китайский духовой инструмент. Познакомились с обычаями и традициями Сербии и Молдавии.

Подводя итоги данной акции и анализируя ее эффективность, мы сталкиваемся с проблемой оценивания данной деятельности. Так как «оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, другими людьми, обществом» [5, с. 13]. В своей работе мы ориентируемся на теоретические положения педагогической психологии, где оценка изучается, как средство стимуляции и ориентации ученика, как необходимый компонент учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Захаров и др.) и как средство социальной регуляции (А.А. Кроник, В.С. Магун, В.П. Трусов). Таким образом, для закрепления полученного положительного опыта и стимулирования для дальнейшей образовательной деятельности на заключительном этапе акции были подведены итоги. Все участники отмечены именными сертификатами и благодарственными письмами. Считаем, что данная форма работы имеет большое значение для получения важного социального опыта и формирует положительную мотивацию к дальнейшей деятельности.

Приложения к статье доступны для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2/ Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [Электронный ресурс]. URL: http://dogm.mos.ru/gosprogramma/gp_so_2012_2018/ (дата обращения: 25.12.2015).
3. Елисеева А.С. Влияние кризиса возрастного развития на духовно-нравственные отношения детей в семье // Психология развития духовно-нравственных отношений личности в системе образования: Материалы всерос. науч.-практ. конф. 18 марта 2009 г. / Отв. ред. М.И. Старов. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.  Державина, 2009. С. 95–98.
4. Елисеева А.С. Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений // Вестник Тамбовского Университета/ Гл.ред. В.М. Юрьев. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. Вып. 9 (65). С. 263–269.
5. Елисеева А.С. Детерменирующее влияние поощрения и наказания на детско-родительские отношения (на примере подросткового возраста): Дис… канд. психол. наук. Тамбов, 2009.
6. Корсини Р., Ауэлбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер. 2005.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0