Рубрики
Дошкольное образование

Набор деревянных кирпичиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

Если мы хотим превратить процесс познания в увлекательное занятие для детей, если мы не хотим утомлять ребёнка, навязывать ему свою волю, то в этом нам непременно поможет набор деревянных кирпичиков – многофункциональное пособие, обладающее большим развивающим потенциалом.

0
Авдохина Вера Михайловна,
учитель-дефектолог ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
vera17.06.57@mail.ru
Неретина Ольга Валентиновна,
учитель-дефектолог ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
olga.neretina.69@mail.ru

 

Если мы хотим превратить процесс познания в увлекательное занятие для детей, если мы не хотим утомлять ребёнка, навязывать ему свою волю, то в этом нам непременно поможет набор деревянных кирпичиков – многофункциональное пособие, обладающее большим развивающим потенциалом.

Набор состоит из одинаковых брусков-«кирпичиков» с соотношением сторон 1:2:4 (как у настоящего кирпича). Например: 20х40х80 мм; 40х80х160 мм; 15х30х60 мм. Количество и цвет варьируются в зависимости от поставленной задачи (Фотография 1).

Фотография 1

С помощью данного дидактического пособия можно решать вопросы познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Формируя элементарные математические представления, деревянные кирпичики можно использовать при обучении количественным представлениям, знакомстве с величинами (шириной, высотой, длиной), формировании пространственных представлений.

Организуя познавательно-исследовательскую и конструктивно-модельную деятельности, набор деревянных кирпичиков способствует развитию у детей интереса к конструированию, способности к анализу, сравнению, помогает ребенку самостоятельно находить отдельные конструктивные решения. Деревянные кирпичики помогут развить внимание, воображение, фантазию. Набор кирпичиков дети  могут использовать в самостоятельной деятельности, приучаясь аккуратно и экономно использовать материал.

Решая вопросы художественно-эстетического развития, набор кирпичиков поможет детям почувствовать себя творцами настоящих произведений искусств. Дети могут использовать разнообразие комбинаций, разное цветовое оформление.

В познавательно-исследовательской и конструктивно-модельной деятельности начинать работу необходимо со знакомства  со свойствами  кирпичиков: разное расположение в пространстве («на ребре», «на торце», «плашмя»), устойчивость положения, прочность конструкции и др. Например, в игре «Построй башню» необходимо иметь деревянные кирпичики, иллюстрации изображений разных башен. Педагог показывает детям знакомые и неизвестные водонапорные башни, башни-маяки, башни-колокольни, дома-башни и др. Формируется понимание слова «башня» как высокого и узкого строения. Дети строят башни, где кирпичи лежат плашмя («лежа»), на ребре («сидя») и торце («стоя»). Можно предложить зрительную опору – рисунок (Фотография 2).

Фотография 2

Экспериментально-опытным путём дети знакомятся с понятием «устойчивый» (стоит твердо, не падает, не качается) и «не устойчивый». Затем вводится понятие «чертеж», как рисунок одного предмета в трёх видах: спереди, сверху и сбоку. Формируются навыки «чтения» чертежей. Например, в игре «Знакомство». На каждого ребёнка необходимо иметь: кирпичик, лист бумаги, фломастер. Рассказывается история об известном архитекторе, который придумал очень удобный дом. Строить такой дом архитектора пригласили  жители разных городов. Сразу оказаться в нескольких городах нельзя. Перед детьми возникает вопрос: что надо сделать, чтобы дом можно было строить сразу во многих городах? Взрослый помогает прийти к мысли о необходимости рисунка, чертежа. Затем дети представляют, что кирпичик – это маленькая копия дома. Рассматривают «дом» с разных сторон и зарисовывают фигуру, на которую похожа видимая сторона. Смотрят на дом перед собой, сверху и сбоку слева. Можно предложить детям по-разному поставить  свой «дом-кирпичик» и самостоятельно сделать чертёж (Фотография 3).

Фотография 3

Затем «перепутать» все чертежи. Поставить перед детьми проблему: отыскать верный чертёж к дому.

Умение «читать» чертежи можно закрепить в игре «Собери и поставь мебель по своим местам». Для игры нужны деревянные кирпичики, план кукольной комнаты, на котором наклеены картинки мебели, чертежи мебели в 3-х видах. Детям предлагается роль сборщиков  новой мебели, которые будут помогать кукле Маше: по чертежу  собрать мебель и поставить ее на свое место в квартире (Фотография 4).

Фотография 4

Аналогично поможет игра «Оборудование для детской площадки». В данной игре дети собирают по чертежам самолёт, машину, песочницу и др. Помощь детям оказывается в виде  напоминания о том, что чертёж показывает предмет спереди, сверху и сбоку (Фотография 5).

Фотография 5

Набор деревянных кирпичиков – это самый простой наглядный материал при обучении детей количественным представлениям, счёту (прямому и порядковому), формировании понятий «широкий – узкий», «высокий – низкий», «короткий – длинный», знакомстве с пространственными представлениями. Разноцветные кирпичики помогут наглядно увидеть большее и меньшее количество, состав числа (из двух меньших чисел). Например, в игре «Лесенка счета (счет до 5)» детям предлагается построить лесенку, чтобы помочь часовщику подняться и починить часы на башне. При выполнении задания закрепляются понятия «выше – ниже», «больше – меньше» и «насколько больше или меньше». Дети упражняются в количественном и порядковом счёте, играя с маленькими игрушками на построенной лесенке (Фотография 6).

Фотография 6

А игра «Строим ограждение» ставит детей в ситуацию нехватки или излишков кирпичиков и поиска решения этой проблемы (Фотография 7).

Фотография 7

Игра помогает детям понять, что не всякое количество можно поделить поровну без остатка. Параллельно можно закрепить представления детей о геометрических фигурах и их основных признаках (предложив разные формы «котлована», который следует оградить). Дети размышляют о равности и неравности сторон, о большем и меньшем количестве кирпичиков, необходимых для выполнения задания.

При знакомстве детей с кирпичиками формируются пространственные представления. Располагая кирпичики «плашмя», поворачивая их «вертикально», «горизонтально» в данной плоскости, соединяя разные по цвету и расположенные по-разному кирпичики, дети самостоятельно могут создавать неповторимые узоры (Фотография 8).

Фотография 8

Можно предложить детям зарисовать получившийся узор. В игре «Выложи площадку из кирпичиков» дети превращаются в настоящих художников. Эта игра – простор для детского творчества. Дети используют разные цвета, разные соединения кирпичиков, используют повторяющиеся, «зеркально» сложенные фрагменты, и соединяют части в целое (Фотография 9).

Фотография 9

Набор обыкновенных деревянных кирпичиков может стать незаменимым помощником в организации игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть, как в интересной и необычной форме можно организовать игровую и познавательную деятельность детей с деревянными кирпичиками (Изображение 1).

Изображение 1

Вы также можете ознакомиться с фильмом, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.