Рубрики
Литература

Орлова А.Г. Урок литературы в 10 классе: «Тургенев и Россия: культурологический и патриотический аспекты в изучении творчества писателя»

Орлова Анжелла Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1858»,
aorlova@co1858.ru

 

Аналитический прогноз урока

В рамках уходящего Года литературы будет особенно уместным вести разговор о ценностных ориентациях молодого поколения. Мы живем в поликультурном пространстве, следовательно, проблема диалога культур актуальна в современном обществе. Проблемно-деятельностный подход, предполагающий работу с разными видами информации, позволит учащимся обогатиться знаниями, расширить словарный запас, совершенствовать речь, достигать результативности в процессе диалога.

Новое звучание приобретает тема патриотизма: может ли человек, обладающий европейским менталитетом и уровнем культуры, быть патриотом России?

Использование в формате урока материалов музейной экспозиции расширяет познавательный интерес к предмету, создает мотивацию к изучению литературы.

Урок открывает молодым людям возможности донести интересную информацию о писателе не только до своих сверстников, но и привлечь так называемую «нецелевую» аудиторию: родителей, бабушек и дедушек, ветеранов, членов социума.

Таким образом, можно говорить не только о диалоге культур, но и о диалоге поколений.

Тип урока:отработка умений и рефлексии.

Форма урока: урок открытых мыслей (практика в процессе деятельности).

Технология проведения урока: «развитие критического мышления».

Цели урока:

Деятельностная: формировать у учащихся способности к работе с разными видами информации, умение формулировать проблемный вопрос; структурировать и систематизировать изучаемое предметное содержание;

Содержательные: повторить и систематизировать  знания по теме «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»; закрепить изученные способы действий.

Изучаемые элементы содержания (ИЭС): мировоззрение И.С. Тургенева в контексте эпохи; культурологический и патриотический аспекты творчества писателя; уровень взаимодействия писателя с международной общественностью.

Материально-техническая база урока: интерактивная доска, ноутбуки.

Технологическая карта урока

Ход урока

Приветствие учителя. Формирование настроя на урок.

– Ребята, сегодня мы завершаем разговор о жизненном и творческом пути И. С. Тургенева. А начать наше общение предлагаю с просмотра видеоматериала «Разговор Тургенева и Достоевского о России» (видеоматериал доступен для скачивания внизу страницы) В данном фрагменте «спрятаны» проблемные вопросы, которые вы формулируете и записываете в тетрадь.

После просмотра учащиеся озвучивают проблемные вопросы урока, самостоятельно формулируют цели. (Возможный ответ учащегося: «Что такое Россия для Тургенева? Почему Тургенев не считал Россию своей родиной? Можно ли обвинить Тургенева в отсутствии патриотизма? Каковы причины того, что определенную часть своей жизни Тургенев провел за границей?»).

1. Работа с тезаурусом урока: «Родина», «патриотизм», «культурологический». Поиск значений слов в словарных статьях словаря. (работа на моноблоках с выходом в интернет).

2. Эвристическая беседа по вопросам: Что заставило Тургенева в разговоре с Достоевским занять такую категоричную позицию? (Возможный ответ: «Политические убеждения, социальные проблемы России того времени».).

Какие социальные проблемы России наиболее остро стояли в 19 веке? (Чтение учеником «Сна» из романа «Новь»). Самостоятельное обозначение социальных проблем России. Составление кластера «Социальные проблемы России середины 19 века». (Работа с интерактивной доской.)

3. Обсуждение проблемы крепостного права как ключевого вопроса эпохи. Взгляд Тургенева на проблему. Цикл рассказов «Записки охотника». – Поколения русских людей были воспитаны на мысли о бесспорном врождённом превосходстве дворянства над крестьянским народом. Но Тургеневу нужно было раскрыть нравственную несостоятельность крепостного права. И он эту проблему решает прямо: в «Записках охотника» постепенно вырисовывается убедительная картина: чаще всего простой крестьянин на голову выше дворянина, он умнее, талантливее, порядочнее своего господина, автор вовсе не идеализирует мужика: тот изображен с очень и очень многими недостатками. Но жизнь всё же держится на мужике, а не на помещике.

То, что описал Тургенев, не могло явиться чем-то новым и неведомым для читателей: не за тридевять же земель жили все эти мужики, а тут, рядом, перед глазами. Новой была не изображенная действительность, а точка зрения на эту действительность, художественное её осмысление. Тургенев показал, что и мужика, и барина можно назвать одним словом: «человек». «По мысли К. Аксакова, в «Записках охотника» писатель приблизился к «великой тайне жизни, которая лежит в русском народе».

4. Политические и мировоззренческие взгляды Тургенева. Тургенев – западник. Взаимодействие немецкой и русской культур в творчестве писателя. Мировое признание Тургенева (Тургенев в Оксфорде).

Работа у музейного стенда «Россия и Запад: взаимодействие культур в творчестве русских писателей».

5. Открытие культурологического феномена Тургенева.

– А.И. Герцен писал о том, что «не Пушкин, не Гоголь, не Лермонтов,… а только лишь Тургенев стал первым открытым Европой великим русским писателем…». По мнению писателя, это произошло, например, потому, что именно Тургенев для анализа российской действительности применил элементы европейской культуры («Гамлет Щигровского уезда», «Фауст», «Степной король Лир». Почему Тургенев стал одним из первых русских писателей, признанных в писательской европейской среде? Об этом же размышляет культовая фигура Серебряного века, поэт – символист Д. Мережковский.  В своей статье «Тургенев» Мережковский выражает свою точку зрения на европейский феномен Тургенева. (Работа в парах с фрагментами статьи Д. Мережковского «Тургенев. (Статья доступна для скачивания внизу страницы.) Составление синквейна «Тургенев и Россия».) (Ключевые слова и опорные фразы статьи: гений культуры, минималист, гений меры, западник, прорубил окно из России в Европу, дал всему русскому европейскую меру). Возможный вариант синквейна:

Тургенев

Образованный, культурный

Акцентирует, размышляет, сопоставляет

Прорубил окно из России в Европу

Гений культуры

6. Рефлексия. Актуализация проблемной ситуации, возвращение к ключевым вопросам урока. Аргументированные монологические высказывания учащихся.

Не сомневаясь в культурологической значимости творчества Тургенева, ответим на главный вопрос урока: был ли Тургенев патриотом? Без сомнения, был. На это указывают факты его биографии. Достаточно вспомнить, что перед смертью Тургенев говорил с Полиной Виардо на русском языке и завещал похоронить себя в России. Чувство Родины – неотъемлемая черта личности писателя. Но главное, что посредством европейского мышления и реалий Тургенев пытался разрешить главные вопросы России.

7. Домашнее задание (альтернативное):

А) С опорой на материал урока написать эссе «Кто такой патриот в моем понимании».

Б) Подготовить сообщение на тему: «Проблема патриотизма в современном обществе» (по материалам сети Интернет и периодики).

В приложении к статье доступны для скачивания презентация, сопроводительная справка, отрывок статьи Д.С. Мережковского и видеофрагмент «Разговор Тургенева и Достоевского о России».

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Винникова, Г.Э. Тургенев и Россия/ Г.Э. Винникова. Советская Россия, 1977.
2. Мадисон Андрей Запад и Россия в письмах и публицистике И.С. Тургенева [Электронный ресурс] // Сетевая словесность. URL: http://netslova.ru/madison/tur (дата обращения: 18.12.2015).
3. Образы немцев и их оценка в творчестве И.С. Тургенева [Электронный ресурс] // Сайт «litcetera.net». URL: http://www.litcetera.net/forum/122-2378-1 (дата обращения: 18.12.2015).
4. Чуковский К.И. Тургенев в Оксфорде [Электронный ресурс] // Сайт, посвященный жизни и творчеству. URLhttp://chukovskiy.lit-info.ru/chukovskiy/articles-chukovskiy/turgenev-v-oksforde.htm (дата обращения: 18.12.2015).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.