Рубрики
Литература

Технология проблемного обучения как способ формирования личностных УУД (на материале уроков по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Свиридова Анастасия Анатольевна,
учитель литературы
НОУ г. Москвы Школы «Ника»,
nastya_lytkina@mail.ru

 

Одна из задач педагога в современных условиях перехода к новым ФГОС – формирование УУД вне зависимости от учебной дисциплины и специфики предметной области. Поскольку литература – один из школьных предметов эстетического направления, обращенный к духовно-нравственным, этическим, моральным ориентирам личности, формирование личностных УУД на уроках литературы представляется первоочередной задачей.

Личностные УУД традиционно делят на 3 блока:

1. Самоопределение – формирование личностной позиции, социальной и этнической идентичности.

2. Смыслообразование – формирование смысла и мотивов учебной деятельности.

3. Нравственно-этическое развитие – способность соотносить свои и чужие поступки с этическими и моральными нормами общества, понимание ценности нравственных норм, умение давать нравственную оценку ситуации и поступку.

Таким образом, именно литература является основой общеобразовательной дисциплиной, самой спецификой предмета дающей возможности для формирования важнейших общечеловеческих ценностей, поскольку все программные тексты несут духовно-нравственный смысл.

Задачи по формированию личностных УУД возможно решить с помощью технологии проблемного обучения, в основе которой лежит развитие творческой личности, способной оригинально мыслить, умеющей видеть проблему и находить способы её решения.

Суть технологии сводится к созданию проблемной ситуации и поиска выхода из неё в процессе совместной деятельности ученика и учителя.

На первом этапе урока (темы) учителем создаётся некое противоречие, ситуация вызова (имеется в виду вызов интереса), способствующая постановке проблемного вопроса.

На следующем этапе начинается совместный поиск решения проблемы. Выдвигаются гипотезы,состоятельность которых  проверяются текстом.

На заключительном этапе делаются выводы по проблеме, способам её решения, производится оценка своей деятельности.

Использование технологии проблемного обучения  позволяет стимулировать мотивацию учебной деятельности, повысить интерес к учению, формировать самостоятельность суждений, технику аргументации и убеждения.

Предлагаю рассмотреть систему уроков по роману А.С. Пушкина «Дубровский», построенную на основе технологии проблемного обучения. Главная цель каждого урока – выявление и актуализация проблемы, на которой базируется учебная деятельность учеников под руководством учителя. Роль учителя в данном случае – организовать и направить деятельность учащихся по выявлению проблемы и поиску её решения.

Начать работу по роману можно с определения круга морально-этических понятий, о которых идёт речь.

На первом уроке перед подробным анализом текста в качестве момента вызова на этапе мотивации предлагаю ученикам заполнить структурную таблицу: соотнести события, изображённые в произведении, с ценностными категориями, нравственными понятиями, о которых идёт речь.

Конечно, дети не смогут выявить и сформулировать все проблемы произведения, но основные события, в которых перед героями стоит сложный нравственный выбор, и ключевые понятия будут обозначены. С помощью работы над структурной таблицей решаются сразу несколько учебных задач: проверка знания и первичного осмысления текста, актуализация  и структурирование информации, выделение самых значимых элементов сюжета. На заключительном уроке можно вернуться к этой таблице, ещё раз предложив заполнить пустые столбцы на основе сделанных в процессе анализа выводов,  и сравнить результаты. Это будет момент рефлексии. Заключительная таблица будет и шире, и продуманнее, что даст возможность обсудить, почему произошло переосмысление, какова роль текстового анализа, что это даёт для  понимания произведения. Безусловно, такая работа может быть предложена в сильном классе, в классе с углубленным изучением литературы. С мне подготовленными детьми можно вызов организовать по-другому. Предложить список ключевых понятий, а уже на их основе ребята сами могут сформулировать вопросы, поставленные в произведении.

Дружба

Месть

Благородство

Любовь

Честь

Несправедливость

Жестокость

Проблемные вопросы могут выглядеть следующим образом.

– Что такое настоящая дружба?

– Какие обиды можно и нельзя прощать другу?

– Как может проявляться милосердие?

– Нужно ли быть жёстким к врагам?

– Может ли благородный человек стать разбойником?

– Что может быть сильнее желания мстить?

Когда круг нравственных понятий очерчен, можно приступать к следующему этапу работы с текстом. В целях обучения структурированию информации, пониманию принципов сюжета и композиции, предлагаю детям выделить основные события в сюжете и в текстовой (композиционной) последовательности нанести их на сюжетный вектор.

Вот что должно получиться.

Ссора   Тяжба и суд   Смерть   Пожар   Бунт   История с медведем    Праздник

Свидание    Сватовство и мольба    Свадьба и нападение

Теперь, когда на схеме выделены основные сюжетные элементы и представлено развитие сюжета можно приступать к анализу эпизодов. В основу анализа ставим проблему, вокруг которой организуем работу.

Возможно такое соотношение урок- эпизод – проблема.

1. Первый урок. Ссора, тяжба, суд. – Что такое настоящая дружба? Что можно простить другу, а что – нет.

2. Второй урок. Пожар в Кистеневке. – Проблема выбора жизненного пути. Милосердие и жестокость.

3. Третий урок. Праздник у Троекурова. – Может ли разбойник быть благородным или это взаимоисключающие понятия?

4. Четвёртый урок. История с медведем. Свидания Маши и Дубровского. – Любовь и предубеждение. Романтические идеалы и правда жизни.

5. Пятый урок. Сватовство князя Верейского, свадьба и отказ от освобождения. – Проблема долга, достоинства и верности слову. Уроки по этой системе получаются интересными и для учителя и для учеников, экспрессивными, обычно все включаются в дискуссию и стараются определить и отстоять свою позицию, свой взгляд на проблему. Целый спектр учебных, образовательных и воспитательных задач решается на уроках, построенных по технологии проблемной дискуссии.

Способы создания проблемных ситуаций

1. Первый урок. Ссора. Тяжба. Суд.

В качестве домашнего задания перед этим уроком можно предложить выписать принципы, жизненные установки Троекурова и Дубровского, сгруппировав их по одному критерию (занятия, отношение к людям, друг к другу, причины ссоры). Работаем с цитатами, обращаем внимание детей на то, как можно сократить цитату, найти самые важные в ней выражения. Это задание станет отправной точкой на уроке для постановки проблемных вопросов. Пусть дети посмотрят на таблицу и попытаются сами сформулировать вопросы, возникающие на основе противопоставлений в ней.

Круг вопросов будет примерно таким:

– На чем основана дружба столь разных людей?

– Какой должна быть настоящая дружба?

– Почему столь долгая дружба так быстро превратилась во вражду?

– Что можно простить другу, а что – нет?

Обсуждая вопросы, надо учить детей четко формулировать свою позицию и находить подтверждение в тексте. Для этого на каждом уроке необходимо уделять время работе с цитатами. Обычно оформляем их в виде структурной таблицы-антитезы, это очень удобны способ обучения работе с текстом, а также приём, вскрывающий конфликт, без которого не существует ни художественной ситуации, ни художественного образа, ни художественного произведения в целом.

Следующий проблемный вопрос, продиктованный этим эпизодом тоже попробуем предложить сформулировать детям самим после работы с цитатами по Iглаве. Выписать цитаты, характеризующие отношение бывших друзей к судебному делу.

– Что такое закон и справедливость?

– Как проявляется несправедливость суда?

– Почему Дубровский не предпринимал активных действий в тяжбе?

– Чего добивается Троекуров? Нужно ли ему имение?

Дети сами выделят те вопросы, которые их заинтересовали и которые им захочется обсудить. Задача учителя на этом этапе – организовать дискуссию, корректировать высказывания учеников, направлять их на поиск доказательств в тексте.

В качестве индивидуального задания для сильных учеников можно предложить работу, результатом которой станут выводы и способах выражения авторской позиции. Предлагаем поработать с цитатами – реакция членов суда на появление Дубровского и Троекурова.

2. Следующий урок можно посвятить проблеме выбора жизненного пути, мести, жестокости и милосердия. Работаем с эпизодом «Пожар в Кистеневке». В качестве домашнего задания к уроку – работа с цитатами. Заполняем таблицу Дубровский и Архип во время пожара.

Цитаты помогут детям поставить проблемные вопросы на основе противоречий в поведении героев.

– Дубровский – хозяин своей судьбы или жертва ситуации?

– Что такое осознанный выбор?

– Почему Владимир становится разбойником?

– Что такое «безвыходная ситуация»?

– Почему Архип губит людей и рискует жизнью ради кошки?

– Могут ли уживаться жестокость и милосердие?

Как показывает моя практика, дети сами с огромным увлечением формулируют эти сложные вопросы, ищут ответы, спорят. Проблемная технология в данном случае позволяет сформировать интерес к произведению, оценить многогранность Пушкинского текста.

3. Третий урок посвящаем проблеме «Благородство и разбой». Рассматриваем эпизод «Праздник у Троекурова».

Для подготовки к проблемному диалогу предлагаем домашнее задание: подготовить пересказ истории Анны Савишны с заменой «от 3 лица». Опираясь на эту историю, выписываем поступки и  принципы Дубровского-разбойника.

1. Отпускает приказчика Анны Савишны (не грабит бедных, отбирает только у богатых).

2. Возвращает приказчику деньги для сына Анны Савишны – офицера (сам был офицером, он не захочет обидеть товарища).

3. Приказчика нашли привязанным к дереву и ободранным как липка (мстит за обиды и несправедливость).

В самом начале урока для создания проблемной ситуации можно предложить выписать ассоциативные понятия к слову разбойник и к слову благородство. Получим две семантические группы.

Вызов готов: возможно ли сосуществование противоречивых понятий (в сильных классах можно объяснить, что такое оксюморон), существует ли понятие благородный разбойник или это взаимоисключение?

Для того чтобы разобраться в этом противоречии, слушаем пересказ и анализируем историю Анны Савишны о Дубровскому. Выделяем «подвопросы»:

– Что такое честь?

– Каковы у Дубровского представления о чести?

– Можно ли Дубровского назвать жестоким?

– Зачем Дубровский приезжает к Анне Савишне?

Далее логично сравнить поведение Дубровского у Анны Савишны и его поведение со Спицыным? Почему Дубровский грабит Спицына, тем самым рискуя своей жизнью, разоблачая себя, обрекая на провал? Как это увязывается с благородными принципами?

В конце урока логично предложить каждому письменно оформить свою позицию по основной проблеме «благородный разбойник» в 5–6 связных предложениях.

4. На заключительных уроках обсуждаем понятия Любовь. Долг. Честь. Предубеждения.

Четвёртый урок начинаем с незнакомого понятия Предубеждение. На дом для подготовки к уроку по вариантам предлагаем заполнить цитатами таблицу.

1 вариант (по эпизоду «История с медведем»)

2 вариант (по эпизоду «Первое свидание»)

На уроке обращаемся к словарю и выписываем определение понятия «предубеждение».

Предубеждение – предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому – чему-нибудь (по Ожегову).

Далее работаем с таблицами-заготовками и определяем суть и причины предубеждения Маши против Дубровского. Формулируем круг проблемных вопросов:

– Можно ли назвать чувство Маши к Дубровскому любовью?

– Что так поразило Машу в объяснении Дубровского?

– Как изменились чувства Маши к Дубровскому после объяснения?

Можно по ходу делать пояснения о воспитании в дворянских семьях, о презрительном отношении к тем, кто ниже по происхождению, материальному положению. Объяснить обычай «сажать по чинам» во время пиров и праздников. Рассказать о привычке и моде читать французские романы, о воспитании вкусов у барышень на примере того, что находили они в романтических произведениях. Обязательно при обсуждении таблицы № 2 остановиться на том, какие романтические роли из романов  примеряет на себя Маша перед свиданием с Дубровским, как действительность разбивает все эти романтические иллюзии. Весь этот материал о дворянских предрассудках можно изложить в виде презентации. В классе с углубленным изучением презентацию можно предложить одному или нескольким ученикам в качестве индивидуального задания.

После обсуждения проблемы Предубеждения и романтических иллюзий в романе переходим к проблеме Честь и долг. Этому логично посвятить последний урок по роману.

5. Домашнее задание ( оно же вызов на уроке):

Выписать цитаты и сравнить отношение Троекурова к князю Верейскому и отношение к князю Маши во время первого визита.

На уроке домашняя работа даст возможность сформулировать первый проблемный вопрос на основе таблицы. Совершенно очевидно, что отец и дочь рады знакомству с князем Верейским и получают удовольствие от его общества. Но причины и мотивы их радости разные.

– Почему Троекуров радуется знакомству с князем? Чему радуется Маша? Сопоставьте источник и причины этой радости.

После анализа цитат и текста станет очевидным вывод о том, что Троекуров тешит своё самолюбие, а Маша развлекается и по- детски радуется новым впечатлениям.

– Почему восхищение от общения с князем сменяется у Маши отвращением и нежеланием выходить за него замуж?

В качестве самостоятельного поиска решения проблемы предлагаем сформулировать и записать самостоятельно подвопросы по тексту, совместное обсуждение которых поможет выйти к решению главного проблемного вопроса начала урока.

– Почему Троекуров рад сватовству князя?

– Совпадает ли образ князя с романтическими представлениями?

– Какой выбор рисует перед собой Маша (замуж за князя – смерть или монастырь, или замуж за Дубровского)?

– Как объяснить такое противопоставление замужество – или смерть?

– Хочет ли Маша стать женою разбойника Дубровского?

Все ответы на эти вопросы ищем в тексте XV–XVI глав.

В процессе обсуждения можно познакомить детей с  понятием романтический идеал или же вновь вернуться к понятию «предубеждение».

Заканчиваем обсуждение финальным вопросом: почему Маша отказывается от помощи Дубровского и остаётся с князем? Обращаем внимание детей, как в этом эпизоде автор не называет больше героиню Машей, заменяя имя словом княгиня. Почему? Как проявляется в этой замене авторская мысль? Развитием авторской мысли предлагаю закончить разговор о пушкинском Романе. Можно вернуться к первоначальной таблице и подытожить все проблемы и выводы, которые были сделаны на уроках. Можно выписать проблемы по урокам: дружба–выбор–месть–разбой–благородство–предубеждение–любовь–долг. Предложить порассуждать, какова логика развития авторской мысли в романе.

Здесь я сознательно не даю готовых ответов и формулировок. В этой работе вопросы, рассуждения, версии, поиск оказываются важнее ответов, так как именно вопросы, обращённые к себе, играют важнейшую роль в развитии личности.

В качестве заключения.

Мы строили свою работу следующим образом.

Работа с цитатами по заполнению структурной таблицы-антитезы, которая служила вызовом проблемной ситуации. – Формулирование проблемы на основе структурной таблицы. – Поиск ответов в тексте. – Выводы по проблеме.

Сами проблемные вопросы представляют собой те вечные нравственные дилеммы, которые пытается решить человечество на протяжении своей истории. Приобщение к этому поиску, собственно, и является нашей основной образовательной целью.

Список литературы:

1. Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке // Пособие для учителя.ФГОС. М. 2011.
2. Кудрявцев Г.В.Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,1991.
3. Набойщикова Л.В. Проблемной обучение – технология, адекватная компетентным иному подходу // Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/629603/ (дата обращения: 16.12.2015).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.