Рубрики
Воспитательная работа

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами музейной педагогики

В современном мире, где  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» – это формирование духовно-нравственной личности, неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

0
Шалыганова Татьяна Борисовна,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
shalyganovatb@mosmetod.ru

В современном мире, где  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» – это формирование духовно-нравственной личности, неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Меняются времена, меняются мировоззрения, меняются формы освоения культуры новыми поколениями, изменяются требования к их воспитанию и обучению.

В рамках перехода на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт актуальной становится задача воспитания обучающихся как социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Особую роль в решении этой проблемы играют школьные музеи. Музейная педагогика сегодня может помочь учителю обеспечить особый подход в воспитании и обучении современного школьника. Важность воспитательной функция школьного музея в том, что здесь царит образовательная атмосфера в формировании у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

На уроке учитель опирается на первоисточник, а в музее даётся визуальное восприятие и постижение «языка вещей».

Одно из золотых правил музейной педагогики – это развитие исследовательской деятельности обучающихся.

Главное в музейной педагогики – «уроки доброты». Музей – место  доступное для всех, где собрано по крупицам история России. Музей образовательного учреждения имеет свою постоянную аудиторию, по инициативе и в интересах которой он возник, живёт и развивается.

В образовательных учреждениях Северо-Западного округа Москвы создано особое пространство, где музейные педагоги реализуют специальные образовательные, экскурсионные программы, апробируют музейные технологии, проводят мониторинги. Музейные программы реализуются в рамках организационной структуры общеобразовательной школы.

В настоящее время развивается сотрудничество школьных музеев с государственными музеями, архивами, научными учреждениями и общественными организациями.

Примером данной работы стало открытие музейного комплекса на базе ГБОУ «Школа № 1191» в микрорайоне Митино.

На основе  данных мониторинга, были выявлены культурные проблемы  для жителей  района Митино – отдалён от культурных центров, музеев, театров. Так родился музейный комплекс образовательного учреждения, который сегодня имеет большое значение для района, ставшим культурным и просветительским центром для жителей и воспитанников школы.

Руководит музейным комплексом – Семикопная  Наталия Павловна.

Создание комплекса позволило разработать программы и концепции развития музейных подразделений по следующим направлениям: музей «Родословные и диаспоры в Москве»; музей летописи родного края «Этнография»; музей «Отечественного самолётостроения и космического флота, школа генерального конструктора»; «Малый политехнический музей»; музей «Боевой и трудовой Славы митинцев».

Музейный образовательный комплекс – центр воспитания, где обучающиеся становятся активными участниками в социальной жизни района, принимают участие в конкурсах: «Если бы я был главой управы», «Я – гражданин России!», «Дом, где ты живёшь», «Спасём село Спас!». Воспитанники овладевают навыками поисковой деятельности, архивариуса, оформительской, издательской и т.д.

Ребята из разных классов являются активными членами школьного Совета музея «Боевой и трудовой Славы митинцев». Этот Совет существует более 10 лет. Реализуются программы «Сыны Отечества», «Патриотическое воспитание школьников». Постоянно проводятся встречи с ветеранами войны, помощь в подготовке уроков Мужества к юбилейным датам, организуются встречи с ветеранами труда и детьми войны. Членами Совета проводится и большая поисковая работа, без внимания не остался ни один ветеран Великой Отечественной войны. Группа экскурсоводов проводит экскурсии в музее для ветеранов, обучающихся и жителей района Митино. Тематика экскурсий разнообразна.

В учебном процессе школы предусмотрены элективные курсы по истории Отечества, героизма русского народа в годы войны, которые проводятся непосредственно в музее. Это способствует тому, что выпускники школы идут учиться в военные училища, и служат в рядах Российской Армии.

Школьный музейный комплекс является одной из форм дополнительного образования, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Большая гордость музейного комплекса – «Малый Политехнический музей», организованный учителем физики Морозенко О.Н. «Малый Политехнический музей» в школе работает не первый год. В работе задействованы обучающиеся 7–11 классов. Экспонаты музея часто используются в ходе урока и являются хорошим наглядным материалом. На базе школьного политехнического музея проводится разнообразная исследовательская работа.

Фотография 1

Целью создания данного музея является развитие деловых качеств, необходимых для самореализации и успешной карьеры во взрослой жизни учащихся, это и чувство собственного достоинства, и уверенность в себе, способность учиться и сотрудничать, развивает ясную речь, умение слушать, а также это мотивация к самообразованию и овладению новыми технологиями.

Школьный музей начал создаваться в сентябре 2004 года. И идея создания этого музея появилась случайно. Рассматривая старые мобильные телефоны, ребята отметили: как быстро развивается техника мобильной связи, просто на глазах осуществляется переход от объёмных аппаратов к современным. И они решили, что было бы интересно проследить этот путь. Так родилась идея создания этого музея.

Музей имеет шесть разделов: «Драгоценные хранители времени» и «Остановись, мгновенье, ты прекрасно», «Алло! Мы на связи!» и «Говорит и показывает Москва», «Московский быт XXвека»  и «Электронагревательные приборы».

В разделе «Драгоценные хранители времени» представлена большая коллекция часов советского периода. Наиболее интересный экспонат –это часы с кукушкой. Сколько поколений людей связывают свои детские воспоминания с подобными часами, их простота и русский стиль ассоциируются с детскими сказками. Такие часы встречаются во многих фильмах. И в наше время являются скорее символом или дорогой памяти вещью, нежели реальным атрибутом дома.

Кто не мечтал о своём фотоаппарате? И сегодня и годы назад мальчишки и девчонки копили деньги на новую модель. И во втором разделе представлены фотоаппараты такие, как «Зенит–Е», «Смена–Символ» и «Элисон 35 с» и др.

Фотография 2

Также в музее есть коллекция из 35 экспонатов телефонов в разделе «Алло! Мы на связи!». В нем наиболее интересной является коллекция старых сотовых телефонов. Каждый ученик может подойти к ней и сказать: «А ведь у меня когда-то был точно такой же».

«Говорит и показывает Москва!» –эти слова мы слышим с самого раннего детства. В нашей стране было создано много радиотехнических заводов. Их продукция представлена в музее. Это телевизоры, которые раньше были редкостью, и мало какие семьи могли похвастаться его наличием, и радио, и стереосистема, и даже патефон.

Раздел «Московский быт» – наиболее интересный и самый большой в музее (54 экспоната).

В нём встречаются самые разнообразные вещи от самоваров до утюгов. Есть даже такие, которые современные дети называют «беспроводными утюгами». Да, да это и есть тот самый угольный утюг.

Фотография 3

Последний раздел музея – это «Электронагревательные приборы», который собрал в себе различные электрические утюги, электрочайники, пылесосы, кипятильники и другие электроприборы. Электрочайники настолько стали обыденными вещами в современных семьях, что мы даже не можем представить, что когда-то было по-другому. А ведь совсем недавно этих всех, казалось бы, обыденных вещей не было. Вместо чайников были самовары, котелки, кастрюли, в которых кипятили воду.

На основе музея ребятами разных классов проводятся исследовательские работы. Один из видов таких работ – изучение истории экспонатов. Ведь это очень интересно узнать, как проходило развитие утюгов, когда и кто их придумал, из чего их делали, как ими пользовались. Или как развивались средства связи, как устроен обычный телефон, который у каждого стоит дома. А может, кого-то заинтересует вопрос не развития, а строения техники? Из чего сделан тот или этот телевизор, как он работает? Существуют работы, в которых задаются вопросы: кто придумал? Когда? В какое время? Почему? Эти работы позволяют  узнать не только об устройстве прибора, но и об его создателе, великом учёном или известном инженере.

Ребята занимаются исследованиями, узнают в ходе исследований что-то новое и, конечно же, участвуют в конкурсах. Участники  школьного музея неоднократно становились победителями Окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» в номинациях «Искатель» и «Лидер», а также призёрами городских конкурсов «Через тернии к звёздам» и многих других.

Фотография 4

Музей продолжает свою работу, пополняется новыми экспонатами, давая идеи для своих работ юным исследователям – будущим победителям, и, конечно же, всё так же помогает на обычных школьных уроках, делая их ещё лучше и интереснее. Школьниками созданы виртуальные экскурсии музейного комплекса, которыми пользуются обучающиеся других образовательных учреждений округа.

В качестве другого примера работы музейной педагогики в Северо-Западном учебном округе можно представить образовательное учреждение школу № 827.

Бессмысленно говорить о красоте цветка, если не видеть его в натуре, не чувствовать его запаха и трепета лепестков. Трудно ребёнку запомнить сказку, если он не представляет себя её героем, если игре его воображения не помогает свой жизненный опыт.

Можно утверждать, что ребёнок, живущий в деревне, среди природы, лучше понимает и чувствует старые сказки, чем горожанин: лес населяется его воображением ведьмами и лешими, изба – домовыми. Это объясняется тем, что фантастические образы имеют в своей основе реальность, зримость, которую городским детям отчасти восполняет театр, живопись, музыка.

Тем более нелепо рассказывать о сказках, не показывая «волшебных» вещей, персонажей, картин, посвящённых сказкам. Для формирования длительной памяти, жизненного опыта необходимо, чтобы у человека работали все пять органов чувств, только тогда знания обретают жизненный смысл и переходят в опыт. Одним из любимых музеев школьного музейного комплекса –«Музей сказок», который стал источником многих знаний обучающихся: исторических, художественных, естественнонаучных, литературоведческих.

Руководит музеемСмирнова Наталия Леонидовна. Школьники имеют возможность соприкоснуться с живой историей, которая живёт в памятниках эпохи, с живой памятью предков, с традициями, сохранившимися в сказках, народных промыслах. Ещё в начале ХХ века философы назвали музей храмом, приобщение к музейной культуре – откровением. Именно эта сторона музейного влияния волнует нас сегодня больше всего.

Музей воспитывает уважение и любовь к искусству, мастерству, творчеству предшествующих поколений, прививает любовь к труду, к познавательной деятельности в области исторического и культурного прошлого своей страны, изучению фольклорного и литературного наследия.

Для успешной работы литературно-художественный музей сказки ставит перед собой следующие задачи: приобщить обучающихся к истинным непреходящим ценностям, народным традициям, отражённым в фольклоре; воспитать уважение к прошлому через знакомство с укладом жизни прошлых поколений, средствами школьного музея знакомить ребят с шедеврами прошлого (зодчество, иконопись, устное народное творчество); обучать юных экскурсоводов, способных донести до ребят – экскурсантов величие духа человека, его мастерства, талантливости, любви к родной земле; пробудить чувство гордости  за славное историческое прошлое.

Экспозиция музея знакомит с «волшебными» вещами, героями сказок, экскурсанты узнают основы славянской мифологии, начинают понимать образы – символы сказочного мира, учатся сравнивать сюжеты сказок разных народов, видеть общее в народных традициях разных стран, что так необходимо в процессе воспитания толерантности в межнациональном общении. В музее широко представлены экспонаты, выполненные руками учащихся. Это только один из видов самостоятельной деятельности учащихся.

Чем же привлекает музей сказок? Многие его экспонаты уникальны, т.к. это работы (проекты), созданные руками учащихся, экспонаты музея – это, прежде всего сказочные персонажи и их сказочные истории, которые тесно связаны с судьбами людей, с культурой народа, с его историей. Многие сказочные персонажи приходят к нам в детстве и сопровождают нас всю жизнь, делая её интереснее, веселее. Сказки подталкивают людей всё к новым горизонтам, формируя их внутренний мир, идеалы, развивая фантазию, раскрывая широкие возможности человека.

В музее сказок по-домашнему уютно, просто и легко. Он уникален и тем, что экспонаты не спрятаны за стеклянными витринами, а размещены в обычных шкафах, и их легко можно взять, рассмотреть, а то и просто поиграть с ними. В музее царит совершенно тёплая атмосфера. Смотришь на экспонаты музея и вспоминаешь любимые сказки, сам попадаешь в сказку. Да и сам музей, милый, гостеприимный, беззащитный, – это уникальная частичка огромного мира сказок.

Ребята проводят театрализованные экскурсии для детей от 5 до 12 лет. Ведь театр – это один из самых близких ребёнку видов искусства, т.к. ребёнок лучше всего воспринимает информацию, когда имеет возможность  «проиграть» ситуацию, представить себя участником действия. Перевоплощаясь, дети «на себе» проверяют ту или иную мораль, т.е. постигают моральные нормы общества, получают нравственные ориентиры. Основная цель таких экскурсий – воспитание у детей способности к восприятию искусства вообще. Итак, во время театрализованных экскурсий ребята выступают не пассивными слушателями, а активными участниками всего происходящего. Они в сопровождении учёного кота или архивариуса погружаются в атмосферу сказки, отправляются в увлекательное путешествие по сказкам, участвуют в активном диалоге с экскурсоводами – сказочными персонажами. Дети знакомятся со сказками как с разновидностью устного народного творчества, литературными жанрами, народными традициями, с писателями – сказочниками и с художниками – иллюстраторами сказок. А ещё в музее можно посмотреть сказку – спектакль или мультфильм,  или даже художественный фильм – сказку.

Мир сказки – это идеальный мир, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок. В сказках главные герои идеальны: они молоды, красивы, умны, добры, из любых испытаний выходят победителями.

Используется в музее и такая форма работы как  учебный проект. Метод проекта является составной частью учебного процесса. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению, в частности, литературе; мотивации к учёбе.

Задачи, которые ставятся при этом виде деятельности, следующие – способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через сказку; воспитание бережного, уважительного отношения к художественным памятникам литературы как части культуры и формирования единства природы и культуры. Такая проектная работа в музее должна помочь ребятам стать творческой личностью и сформировать у него систему культурных ценностей.

Создав, например, «театр на столе», дети поняли, что эта форма работы имеет безграничные возможности в развитии личности. Ребята могут разыграть сказки по ролям, а это учит общаться сообща, уметь уступать друг другу. Модели можно использовать при обучении счёту, развивать внимание (найти нарисованных животных, птичек, насекомых, цветочки и сосчитать их), что и используется в программе музея в работе с детскими садами.

Следует отметить, что система образования в сегодняшних условиях является одним из главных инструментов преодоления нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности. Не случайно, так важно «образовывать» и « воспитывать» душу. Но при этом не  надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это – Родина, Россия, её богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык. Опустошающая душу современная культура наносит огромный вред подрастающему поколению. Важно наполнить душу ребёнка добром и любовью.

Сохранение многовековых традиций народного искусства – не просто наш долг перед предками. Это необходимое условие нормального духовного развития общества.

В 2007 году по инициативе учащихся и родителей, при поддержке администрации и коллектива школы № 1747 был открыт музей народного творчества и быта «Русская душа» руководство музея было возложено на учителя технологии и МХК к.п.н., – Филимонову Елену Николаевну. В основе работы музея  народного творчества и быта лежит концепция «живого музея» –места, где зритель мог бы не только увидеть готовую вещь, но и почувствовать атмосферу творчества, загореться искоркой интереса от самого процесса создания красоты. Школьный музей народного творчества и быта поставил перед собой следующие цели и задачи.

Фотография 5

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

– развивать творческие способности учащихся;

– воспитывать трудолюбие;

– расширять кругозор средствами установления меж предметных связей изобразительного искусства, истории Отечества, мировой художественной культуры, технологии, литературы, музыки и др.;

– способствовать воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

– привлекать школьников к сохранению и возрождению лучших традиций народной культуры, выявление наиболее одаренных учащихся, чтобы передать им азы мастерства в таких видах прикладного творчества, как бисероплетение, вязание, выжигание, лепка из глины и др.

– приобщать родителей к этнокраеведению, вооружив их знаниями по этнопедагогике.

Школьный музей стал посредником между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, посредником истинной культуры и достижений человечества. Сегодня школьный музей народного творчества и быта «Русская душа» является структурным подразделением ГБОУ «Школа № 1747». Перед педагогическим коллективом школы возникла проблема воспитания будущего поколения в современных непростых условиях. Для этого было принято: создать систему школьного образования с этнокультурным русским компонентом с целью возрождения народной культуры и воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций.

Музей «Русская душа» – это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Все это даёт возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.

Фотография 6

Схема реализации проекта «Школьный музей»

В музее представлены следующие тематические композиции:

– «Стилизованный русский народный костюм»;

– «Путешествие по городам России»;

– «Игрушка из глины» (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская и др.);

– «Деревянная игрушка»;

– «Хохломская роспись»;

– «Городецкая роспись»;

– «Жостово»;

– «Гжель»;

– «Куклы»;

– «Русский быт»;

– «Изделия из бересты»;

– «Хлеб – всему голова»;

– «Русский фарфор»;

– «Пасхальные сувениры»;

– «Изделия из бисера» и многие другие.

В музее представлены стилизованные народные костюмы: московский и архангельский; куклы в русских народных костюмах.

Именно сегодня очень важно вспомнить о величайшем эстетическом историческом богатстве, которое некогда принадлежало каждому русскому человеку. ХIХ век изменил наш быт почти полностью, мы с лёгкостью простились с кропотливой трудоёмкой домашней работой, мы не пашем, не сеем, не прядём, не ткём и не шьём. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что предлагает нам массовое производство, так проще.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Очень часто учащиеся школы бывают в старинных русских городах, знакомятся с народными промыслами и даже сами пытаются создать их.

Активом музея систематически проводятся мастер-классы, занятия кружка, экскурсии, тематические беседы (разработанная тематика занятий ориентирована на учащихся разных возрастов), лекции, праздники, конкурсы, викторины и др.

2008 году было установлено культурное сотрудничество с ДЮЦ и Православным культурным центром Кирилла и Мефодия города Северодвинска. Учащиеся города Северодвинска принимают активное участие в совместных культурных мероприятиях.

В 2009 году началась кропотливая работа над созданием экспозиции стилизованной избы и промыслов с Родины М.В. Ломоносова (изделия из бересты, резьба по дереву, роспись по дереву, вязание в монастырской технике, ткачество, каргопольская игрушка, тряпичные куклы и др.), в том числе и экскурсионной программы.

В стилизованной избе собраны старинные предметы быта, изделия выполненные мастерами как ХIХ века, так и современниками. Многие экспонаты для музея изготавливаются учениками под руководством учителей технологии на уроках и на занятиях кружков. Доминируют в этой экспозиции предметы, выполненные в технике мезенской росписи (даже аппликации на портьерах, которые декорируют оконные пространства).

Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент, который притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные в этой технике светятся изнутри, источая добро и мудрость предков, ведь каждая деталь этой росписи глубоко символична.

Фотографии 7, 8

Многие экспонаты музея были изготовлены в ходе выполнения исследовательских и творческих проектов, например, макет церкви Богоявления (проект «Исследование культуры, традиций и быта Русского Севера»); панно «Женский костюм Архангельской губернии» (проект «Изучение и сохранение художественных и обрядовых традиций русского национального »); макет «Северная деревня» – коллективная работа учащихся 8 классов. Учащиеся школы становятся победителями различных конкурсов проектных работ, олимпиад, викторин, выставок и т.д.

Фотографии 9, 10

Работа над проектами вызывает у детей большой творческий интерес. После уроков и на переменах обучающиеся собираются в кабинете для работы. Дети читают  много дополнительной литературы по темам проектов, получают более широкие и глубокие знания. Для выполнения проектов приходится обратиться за консультацией к учителям истории, музыки, рисования, информатики, литературы. Учителя ненавязчиво осуществляют руководящую и направляющую функцию, участники проекта делают всё самостоятельно, постоянно делясь своими новыми идеями, выбирая лучший вариант. Приятно отметить, что родители не остаются в стороне, проявляют интерес к работе детей. Ребята учатся работать сообща, доверять друг другу, уважать интересы других, учитывать чужую точку зрения. Форма проекта, а социального в особенности, даёт возможность учащимся творчески развиваться, осознать свою значимость, ощутить свою необходимость в обществе, позволяет социализироваться раньше сверстников. Работа в школьном музее, участие в проектной деятельности позволяет даже плохо успевающим по ряду предметов учащимся поменять своё отношение к учёбе, ведь знания необходимые для реализации проекта надо добывать самостоятельно, для себя.

Культуру России можно сравнить величавым, широко разветвлённым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, одетой в архаичные костюмы; напротив, – это живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от безразличия, позволяет ему ощутить связь поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.
Фотографии 11
Внедрение в образовательный процесс музейной педагогики в школе, позволяет воспитать патриота своей Родины, высоконравственного человека, обладающего внутренней и внешней куль­турой, имеющего потребность в самообразовании, постоянном самосовер­шенствовании, интеллектуального, умеющего жить в духе мира, соблюдения прав человека и демократии.

Музей способствует воспитанию высококультурного человека, учит понимать значение человеческого наследия, позволяет через предметы прикоснуться к исторической эпохе. Таким образом, родная культура, как отец и мать, должны стать  неотъемлемой частью души ученика, началом,  порождающим личность. Школьные музеи стали результатом длительной совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, совместным диалогом поколений. Таким образом, дети в музее «сотворяют «культуру внутри себя.

Сегодня воспитание подрастающего поколения стало главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией развития школы – превращение в школу воспитывающую. В этих условиях одним из основных компонентов воспитательной программы школы становится патриотическое воспитание как неотъемлемая часть учебного процесса. Это требует от педагогов формирования другого отношения подрастающего поколения к Родине, развитие чувства патриотизма, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. И, как показывает практика, верным помощником педагогов стала музейная педагогика.

Презентация – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Беленкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников. Начальная школа. 2011. № 9.
2. Долгих Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления. Директор школы. 2008. № 2.
3. Лукашева Т.Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся. Начальная школа. 2007. № 9.
4. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре. Искусство в школе. 2007. № 2.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0