Рубрики
Литература

Кузнецова Ю.А. «Голоса из блокадного Ленинграда»: урок – литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы О. Берггольц «Февральский дневник»

Кузнецова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1858»,
kuznecova1858@mai.ru

Цель урока:

– воспитать чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ.

Задачи урока:

– Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.

– Способствовать развитию литературных способностей учащихся:

– эмоциональной чуткости к слову;

– образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.

– Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

– Создать условия для рефлексии учащихся по итогам работы.

Но самое главное – затронуть душу ребенка, вызвать в нем чувства сострадания, сопереживания.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап урока.

На креслах детей (урок проходит в актовом зале) лежат треугольники – письма с фронта участников Великой Отечественной войны (письма брали из интернета, распечатывали на состаренной бумаге, чтобы максимально погрузить детей в атмосферу того времени). Ребята читают письма.

а) Беседа.

– Как вы думаете, откуда эти письма, кто их написал?

– Что вы чувствуете, когда читаете эти письма?

– Что нового вы узнали из этих писем?

(Ученики рассказывают о том, что это письма с фронта, написанные участниками Великой Отечественной войны, о том, что узнали о событиях, происходивших в то далекое время, о ходе сражений, о жизни людей, о тяготах и бедах того времени; многие ребята заплакали, читая письма, объясняя это тем, что представили, что это могли быть их прадедушка или прабабушка – почти все хотели поделиться нахлынувшими на них чувствами).

Такое начало урока помогло задать нужный эмоциональный тон всего урока, погрузить ребят в атмосферу военного времени, стать наблюдателями всего происходящего.

II. Информационно-аналитический этап урока.

а) Слово учителя.

Мы с вами прочитали письма фронтовиков, почувствовали то, что переживали они во время войны, узнали их мысли, мечты. Но, как правило, информацию о войне мы узнаем по учебникам истории, из справочников, энциклопедий – информацию, но не чувства: мы не испытаем страха, ужаса, не сможем почувствовать боль от всего происходящего. И только благодаря литературе это возможно. Сколько прекрасных произведений написано о событиях Великой Отечественной войны – стихотворений, песен, поэм, рассказов, романов.

Сегодня мы обратимся к поэзии. Автор, с которым мы познакомимся сегодня, – Ольга Берггольц – в годы Великой Отечественной войны оставалась в осажденном Ленинграде, работала на радио, ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ее называли Ленинградской Мадонной, Блокадной Музой и Голосом Ленинграда. Ее имя было внесено немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению.  А голодные люди в промерзших квартирах, лишенные всего, прислушивались к репродуктору, порой едва шептавшему – ее голос помогал людям выдержать горе, потери. В феврале 1942 года Ольга Берггольц прочитала по радио свою поэму «Февральский дневник» и стала поистине народной поэтессой. Люди ее понимали, так как с ними «по праву разделенного страданья» говорил близкий им человек. Благодаря Ольге Берггольц и мы сегодня услышим «голоса из блокадного Ленинграда»

б) Литературно-музыкальная композиция: «Голоса из блокадного Ленинграда» по мотивам поэмы Ольги Берггольц «Февральский дневник».

(Во время спектакля на большом экране слайдами идут фотографии из блокадного Ленинграда) – материалы спектакля – сценарий, презентация, видео и фото – доступны для скачивания в конце страницы. (Видео доступно по ссылке: https://yadi.sk/i/sgthBqjMmErM3).

III. Оценочно – рефлексивный этап урока.

1. Что узнали нового и чему научились?

2. Что вам дала такая форма подачи учебного материала? Как повлияла на ваши чувства?

3. Взаимооценивание (как вы оцениваете игру актеров?)

Р.S. После урока мы с ребятами – актерами спектакля (они ученики 5,6 и 9 классов) анализировали, все ли получилось, насколько проникновенно они читали, смогли ли донести боль людей, живших в Ленинграде, понравилось ли им быть непосредственными ведущими урока.

Что касается исследовательской работы – когда готовили спектакль, очень долго работали над интонациями, паузами, обсуждали, почему нужно читать так, а не иначе – у ребят возник вопрос: почему при написании стихотворения автор использует те или иные знаки препинания, какова их роль? Так возникла тема научно-исследовательской работы: «Смысловая роль знаков препинания в стихотворениях о войне», над которой ребята будут работать летом и в следующем учебном году.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Берггольц О. // Сайт, посвященный творчеству О. Берггольц [Электронный ресурс]. URL: http://www.olgaberggolc.ru/ (дата обращения: 16.12.2015).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.