Проблема подготовки детей к обучению в школе – одна из важнейших в современной педагогике и логопедии.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы.
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.
Таким образом, необходимой ступенью в овладении грамотой и предупреждении специфических ошибок является формирование фонематического анализа и синтеза в дошкольном возрасте.
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности его различных форм. К элементар- ной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В.К. Ор-финской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количест-ва, места по отношению к другим звукам (после какого, перед каким звуком). Эта форма, так называемого, полного звукового анализа, появляется лишь в процессе специального обучения.
Работа по формированию звукового анализа и синтеза сопряжена с работой по формированию слогового анализа и синтеза. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, на усвоении основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделении гласных из речи. Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию).
Поэтому многие упражнения по формированию звукового и слогового анализа и синтеза идентичны друг другу.
Ниже представлены задания и упражнения, используемые на каждом этапе работы по формированию звукового анализа и синтеза. Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа и синтеза обязательно учитывается фонетическая трудность слова, уровень сложности его слоговой структуры.
1) Выделение гласных /согласных из ряда звуков.
– Дети поднимают вверх красный карандаш (кружок из красного картона), если в ряду звуков услышат гласный.
Например, материал: ряды звуков, произносимых логопедом: а, м, у, т, о; т, с, ы, а, р; э, а, м, у, т; о, п, у, с, ы, а, ш; к, э, о, у, п, ы, н.
Аналогичное задание даётся на определение согласных звуков, в результате чего ребёнок поднимает вверх синий карандаш (или синий кружок).
– Выбор детьми гласных из ряда представленных букв. Например, материал: ряд букв, выставленных на большой общей кассе: т, у, ы, с, а, к, о, н. Инструкция: «Из ряда букв выберите гласные. Покажите их. Назовите звуки». Аналогичное задание дается на определение согласных букв, в результате чего ребенок показывает букву и называет звук, определя-ет место преграды.
– Индивидуальная работа на карточках.
Например, материал: карточки с рядами печатных букв типа: А, Т, О, У, К, Ы, С. Карточки раздаются каждому ребёнку. Инструкция: «Что вы видите на карточке? (Буквы). Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Под гласными поставьте красные точки, под согласными – синие».
– По большому плакату-алфавиту назвать по порядку все изученные гласные звуки, показать соответствующие буквы. Аналогичное задание используется для называния изученных согласных.
– Положить букву под соответствующий кружок.
Например, материал: буквы из кассы букв: две гласные и две согласные, каждому ребёнку; красный и синий кружки на доске. Инструкция: «Возьми любую выданную букву. Назови звук. Какой он: гласный или согласный? Положи букву под нужный кружок (синий или красный)».
Кроме того, большой интерес и активность детей вызывает игра «Весёлые зайчики».
Материал: ряды разных звуков, например: а, б, в, и, с, к, з, у, т, ч, в, х, ц, в, ф, л, в и т.д. Инструкция: «Ребята, вы сейчас будете зайчиками. Скажите, кого в лесу бояться зайчики? (волка, лису, сову). С какого звука начинается слово «волк»? Сейчас я буду произносить много разных звуков. Если среди них услышите звук [в], значит, приближается волк, зайчикам грозит опасность. Зайчики прячутся под ёлочку, приседают. На все другие звуки зайчики не обращают внимания, просто гуляют, прыгают по лесу. Смотрите, зайчики, не попадитесь волку в лапы».
Эта игра может проводиться в работе по выделению любого другого звука, в зависимости от темы занятия. В качестве «активных» могут быть использованы 2 или 3 звука, опять же, в зависимости от темы занятия.
2) Выделение гласных/согласных из слогов.
– Выделение гласного из слога, показ соответствующей буквы.
Например, материал: ряды слогов: ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от; ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то. Логопед называет слоги, дети называют гласный, показывают букву.
– Чтение слогов, выставленных на общей кассе букв, выделение гласного звука по цепочке.
Инструкция: «Хором прочитаем слоги. Теперь читаем по цепочке, каждому достанется свой слог. Читаете слог, выделяете из него гласный». Придумывание слогов с заданным гласным звуком.
– Изменение порядка звуков в слоге.
Например, инструкция: «Прослушайте слог: ум. Выделите гласный. На каком он месте в слоге? Поменяйте звуки местами, назовите получившейся слог (му)».
– Выкладывание схемы слога.
Материал: красные кружки для обозначения гласных, синие – согласных.
Инструкция: «Прослушайте слог. Выложите его звуки с помощью кружков. Назовите гласный. На каком месте в слоге он стоит?». Задания данного типа используются и по выделению согласных звуков из слогов.
Интересно и эффективно задание типа:
– Печатание слогов карандашами красного и синего цветов.
Красный цвет – показатель гласных звуков. Синий – обозначение согласных.
Логопед называет учащимся прямые и обратные слоги, дети печатают буквы соответствующим цветом, в зависимости от того, на каком месте в слоге стоит гласный и согласный звук. Например, предложен слог «ма», буква «м» должна быть напечатана синим цветом, а буква «а» – красным.
3) Выделение звука на фоне слова.
Как уже было отмечено выше, в процессе формирования звукового анализа и синтеза обязательно учитывается фонетическая трудность слова. Слова используются с учетом сложности слоговой структуры.
– Выделение начального гласного из слова.
Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: Аня, Оля, Утка, Эля, осы, Ася. Логопед произносит слова, дети по цепочке выделяют гласный из начала слова. Аналогичная работа проводится на выделение гласного из середины и конца слова. Используются слова типа: лак, дым, суп, рот, пар и т.п.; окно, лиса, дубы и т.п.
– Выделение гласного из названия картинки.
Например, материал: предметные картинки с изображением сыра, крота, сту-ла, мака, лука, рака и т.п. Инструкция: «Я буду показывать картинки. Все вместе их называем. Выделяете гласный из слова. Записываете соответствующую букву».
Для узнавания согласных на фоне слова наиболее эффективны следующие упражнения и задания:
– Хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в слове.
Например, материал: слова, содержащие и не содержащие звук [р]: рама, рыба, вагон, горох, этаж, стол, парус, забор, лампа, сахар, дом, рак, марка, кубик, катер и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [р], хлопните в ладоши. На слово, в котором нет этого звука хлопать не надо».
– Выкладывание буквы из элементов на услышанный в слове заданный звук.
Например, материал: элементы буквы «б», вырезанные из бумаги, слова с наличием/отсутствием данного звука, например, бочка, арбуз, крыша, часы, забор, небо, капуста, собака и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [б], выложите букву, которой он обозначается». Таким образом, одновременно происходит процесс сопоставления звука с буквой.
Это задание часто используется и в работе над различением пары звуков, как гласных, так и согласных.
Как вариант, дети могут не выкладывать букву из элементов, а поднимать готовую печатную букву из кассы.
Игра «Магазин»
Материал: предметные картинки, разложенные на столе, в названии которых имеется/отсутствует заданный звук. Инструкция: «Для вас открывается магазин. Каждый может приобрести покупку, в названии которой есть звук С. Заплатить нужно четким произнесением слова с выделением голосом изучаемого звука». Набор предметных картинок может быть разложен у каждого ребёнка на столе. Дети самостоятельно отбирают картинки с заданным звуком.
Игра «Что вокруг?»
Детям предлагается посмотреть вокруг и найти предметы, в названии которых имеется заданный звук. Также, можно вспомнить и назвать другие слова с заданным звуком.
Как вариант, дети называют слова с заданным звуком, передавая друг другу игрушку по кругу. На ком цепочка прервётся, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется в кругу один, самый смекалистый. Этот вариант используется и в работе над различением пары звуков, когда детьми произносятся, с чередованием, слова с оппозиционными звуками. Например, первый ученик говорит слово с [т], второй – с [д], третий – опять с [т] и т.д.
4) Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове.
– Определение первого/последнего звука в слове.
Детям предлагается ряд называемых логопедом слов. Дети по цепочке называют начальный звук в слове, записывают соответствующую букву.
Аналогично проводится работа по выделению последнего звука в слове.
В данном упражнении могут быть использованы и предметные картинки, когда логопед показывает картинку, дети произносят название предмета на ней и выделяют первый или последний звук в слове, в зависимости от задания.
– Определение примерного места заданного звука в слове.
Например, материал: слова: мак, комар, дом, сумка, мышь, мальчик и т.п.
Инструкция: «Я буду называть слова. Определите, где слышится звук [м] в названном слове (в начале, середине или конце)?». Данное упражнение выполняется, также, с использованием полосок картонной бумаги, обозначающих схему слова и буквы, обозначающей данный звук. Определяя место звука в слове, ученики кладут букву в начало, середину или конец полоски. Наибольшую заинтересованность это упражнение вызывает у детей с использованием в нем предметных картинок, когда ребёнок сам достаёт картинку из «Волшебной коробочки», называет слово, определяет наличие/отсутствие заданного звука в слове и его место в слове.
– Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Дети вспоминают слова на заданный звук. Можно задать тему подбора слов на заданный звук, например, назвать посуду, цветы, животных.
– Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце.
Выполняется аналогично предыдущему.
Игра «Нос, пупок, колени»
Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: сок, нос, сумка, краска, сова, коса, постель, санки, вопрос, слово и т.п. Инструкция: «Сейчас я буду произносить слова со звуком [с]. Если звук стоит в начале слова, показываете пальчиком на свой нос, если в середине – на пупок, ведь это середина вашего тела, если в конце – хлопаете себя по коленкам». Эта игра вызывает большой позитив у детей. В ней ребёнок проявляют весёлую активность и желание первым определить правильное местонахождение звука в слове.
– Разложить картинки в три ряда в зависимости от места звука в слове.
Материал: предметные картинки, в названии которых присутствует изучае-мый звук. У каждого ребёнка на столе лежит некоторое количество таких картинок. По цепочке дети берут любую картинку со своего стола, называют её, определяют место заданного звука и кладут на общий стол в один из трех рядов: в 1-ый – если звук в начале слова; во 2-ой – если в середине; в 3-ий – если в конце слова.
5) Определение последовательности и количества звуков в слове.
– Определение последовательности звуков в слове, используя акцентированное проговаривание.
Например, инструкция: «Послушайте, как звучит слово «кот» (произношу слово три раза, выделяя голосом каждый последующий звук). Назовите звуки по порядку (по цепочке называют каждый звук). Сколько звуков в слове? Произнесите слово, четко выделяя каждый звук». Далее слово печатается детьми в тетрадь, проговаривая каждый звук.
– Выкладывание звуковой схемы слова из кружков одного цвета.
Прежде, слово проговаривается детьми с чётким выделением каждого звука. Далее, произнося каждый звук по порядку, кладут по одному кружку на звук, устанавливают количество звуков в слове.
Аналогичное задание с большим интересом выполняется детьми, используя:
– «Звуковые ячейки».
Материал: бумажные тары для яиц, разрезанные по длине на части так, чтобы в каждой было шесть ячеек, твёрдый горох. Каждому ребёнку раздаётся полоска в шесть ячеек, на стол ставиться крышка, в которую насыпан горох.
Инструкция: «Прослушайте слово (кот: произношу, выделяя голосом каждый звук). Произнесите звуки слова по порядку. Сколько звуков в слове? Проверим: произносим каждый звук слова и кладём по одной горошине в ячейку, на каждый звук. Посчитаем, сколько звуков в слове, правы вы были или нет».
Подобные упражнения проводятся с использованием предметных картинок, когда анализируется слово-предмет, изображённое на картинке.
– Назвать недостающий звук в слове.
На доске логопедом подготовлены записи, например: .А Р, .О М, Ш А ., С О., Ш . Р, С . М. Дети читают слова, называют пропущенный звук, говорят, какой он по счету, вписывают в слово букву. Печатают слово в тетрадь, четко проговаривая каждый звук.
– Составление слова из букв разрезной азбуки.
Логопед называет слово, либо дети отгадывают загадку, либо называют предмет на картинке. Далее произносят слово, выделяя чётко звуки, называют звуки по порядку, выкладывают слово с помощью букв, сопоставляя произносимый звук с буквой. Прочитывают слово, указывая на соответствующую букву в нем при произнесении того или иного звука. Подсчитывают количество звуков и букв в слове. Как вариант: составление подписей к картинкам.
– Составление слова из отдельно названных звуков.
Например, инструкция: «Догадайтесь, какое слово получится, если соединить звуки: р о т, с ы р, н о с, и т.д.».
Список литературы: