Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Три условия социализации «трудных» детей

Работа с детьми, которых относят к категории трудных – это многокомпонентная и сложносоставная задача, которая включает в себя комплекс мероприятий не только с детьми и родителями, но и с педагогическим коллективом. Поэтому подойдем к решению задачи по частям.

0
Васильева Ольга Анатольевна,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
vasilevaoa@mosmetod.ru

«…трудных детей совершенно нет.»

А.С. Макаренко

Работа с детьми, которых относят к категории трудных – это многокомпонентная и сложносоставная задача, которая включает в себя комплекс мероприятий не только с детьми и родителями, но и с педагогическим коллективом. Поэтому подойдем к решению задачи по частям.

Часто образовательная организация ставит приоритетнойзадачу обучения ребят наукам и достижения высоких результатов в предметных областях. Но, к моменту приближения подросткового возраста, педагоги с досадой обнаруживают резкое падение мотивации у детей, стойкое нежелание учиться, запоминать материал, подчас глубокое неприятие к сложившейся классно-урочной системе. Чем можно объяснить такие изменения, массовое появление так называемых «трудных детей»? Причина конечно не одна, но одним из основополагающих условий является выпадение из образовательного процесса компонента социально-значимой деятельности, к которой иногда ошибочно относятся свысока и не считают полноценным компонентом образования. Тогда как именно социально-значимая деятельность является базисной составляющей воспитательного процесса. Несформированность у ребят той самой базисной надпредметной области, где впоследствии будущие полноценные члены общества смогут легко применить знания, полученные в школе, неумение видеть, найти себя в жизни общества приводит к асоциальному поведению, к социальной незрелости личности.

Чтобы сформировать социальную среду, активную общественную жизнь классного, школьного коллектива и коллектива всей образовательной организации, необходимо выделить и оценить исходные условия, в которых оказываются обучающиеся. Рассмотрим три условия, начинающиеся со слова «если» и решения, которые можно в этих ситуациях предложить.

«Если» № 1: ребёнок или группа детей не нашли решения: какой деятельностью можно заняться (кратко: «не нашел, во что включиться»).

Такая ситуация в образовательной организации может возникнуть при отсутствии своевременного и качественного информирования педагогов и детей о мероприятиях, которые включают субъекты образования в процессы воспитания, а значит и в процессы социально-значимой деятельности. Такие мероприятия мы в дальнейшем будем именовать «делами» (по технологии С.Т. Шацкого и И.П. Иванова). Здесь могут быть предложены две формы организации дел: всё придумывается, организуется и проводится на базе образовательной организации или же ребята включаются в дела, проводимые иными учреждениями. Дела, организованные сторонней организацией, включающие в себя обучающихся школ микрорайона, округа и всего города, расширяют горизонт перспектив, открывают возможность общения и представления опыта на различных уровнях.  Хорошо, если образовательная организация планирует классные и школьные мероприятия, ориентируясь на межрайонный, окружной, городской уровень.

Для включения в любую школьную и внешкольную жизнь ребенку необходимо предложить выбор видов деятельности:

Рисунок 1

В соответствии с выбранным видом деятельности в методическом конструкторе Д.В. Григорьева «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» предложены виды следующей внеурочной деятельности:

Рисунок 2

Итак, у нас есть первое «если», где есть ребёнок или группа детей, не знающих во что включится из-за информационного вакуума, образовавшегося при наличии обучающего материала и/или отсутствия/недостатка социальных (общественных) дел. Если у вас в образовательной организации именно такая ситуация, тогда необходимо оценить, все ли доступные направления деятельности представлены и информировать классный коллектив о социально-значимых делах, в которые можно включиться, создать постоянно действующее информационное поле. Устные сообщения и презентации на классных часах, публикации и выступления в школьных СМИ, размещение информационных баннеров в электронном дневнике, использования школьных стендов, – всё это поможет погрузить каждого учащегося в ситуацию выбора возможностей.

«Если» № 2: классный коллектив существует как разрозненные группы, а педагоги выбиваются из сил, предлагая ребятам проявить себя в разных формах социально-значимой деятельности.

Все перечисленные или большинство видов деятельности в школе организованы, а дети не идут на контакт, массово игнорируя инициативу взрослых и не выдвигая собственных предложений, всё больше наблюдается тенденция к изоляции детской общности не только от взрослых, но и от молодёжи, формируется отсутствие мотивации не только к социально-значимой деятельности, но и к какой-либо деятельности вообще.

Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта, нашедшим отражение в методическом конструкторе Д.В. Григорьева, выделяется три уровня включения учащихся в воспитательную деятельность. Рассмотрим, как трёхуровневая структура преломляется в мотивацию детей к социально-значимой деятельности.

1. Формирование понимания: нужно добиться, чтобы ребёнок понял, о чём идет речь, увидел результат и путь достижения. Нужно дать возможность увидеть, что предлагается: огромную роль здесь может сыграть встреча с человеком, который достиг определённого успеха: недавний выпускник, участник детского общественного объединения или ученического самоуправления, актив школы, вуза. Определенное настроение создают проекты ребят в виде социальных роликов в интернете.

2. Формирование отношения: фактически это ответ на прагматичный вопрос ребёнка: а что мне это даст? Этот ответ заложен сложно, на трёх уровнях: начальный уровень – уровень личностного восприятия, то есть ответ на вопрос, что это даст мне? Средний уровень – ответ на вопрос: как изменятся мои взаимоотношения с друзьями. И самый высокий уровень проявляется тогда, когда у ребёнка уже сформированы первичные социальные умения: это ответ на вопрос – как изменится моё положение в обществе или что я смогу изменить в окружающем меня мире? Здесь в качестве ответа хорошо работает пример из жизни: влияние дела, деятельности на жизнь конкретного человека, выход на экскурсию, выезд к объединению, где деятельность представлена на высоком уровне.

Мы на только на 20% воспринимаем слова, а 80% информации проходят через ощущения человека, опыт самого слушающего, поэтому, когда удастся «зажечь», показать путь, по которому можно пройти и достичь определенного искомого положения, тогда и возникает ощущение «мне показали, мне это нравится, я пойду попробую». И вот здесь важен третий уровень – включение в деятельность.

3. Включение в деятельность: мы очень часто видим, что дети, загоревшись, после посещения социально-значимого мероприятия, быстро остывают, так и не достигнув результата. Важно, чтобы первое завершенное дело было на 99% успешным, пусть оно маленькое, пусть всего лишь частичка общего.  Поэтому на этом этапе важно содействие со стороны взрослого, а лучше взрослой общности – педагогов и родителей. Очень важный момент – в понимании ребёнком своей роли, равно как в способности нести ответственность. Ответственности необходимо учить, а научить можно, только возлагая ответственность. Тогда его маленькая успешно выполняемая роль сможет перерасти в социально зрелую личность.

Когда пройдены три уровня мотивации деятельности, и ребята включаются в деятельность, происходит оценка и переоценка каждого обучающегося в классе, на классном уровне начинает формироваться коллектив.

Здесь уже работа происходит на уровне всего классного коллектива и оценивается также вся детская общность. У каждого здесь находится свой сектор ответственности, появляется желание хорошо выполнять свою работу. Для коллектива учащихся система оценивания дел класса, выступающего как дополнительный мотивирующий фактор, может быть рейтинговая, бонусная. Классный коллектив является начальным уровнем ученического самоуправления, и, если сформирован этот уровень, на его базе можно выстраивать ученическое самоуправление школьного уровня.

Важно, чтобы сообщество класса сформировалось как система устойчивых, продолжительных контактов между одноклассниками и причастности каждого ребёнка к происходящим событиям в классе. Но во многих детских коллективах встречаются дети, которых не принимают остальные и не хотят включать их в свою деятельность, общаться с ними. В таком случае необходимо проанализировать причины неприятия ребёнка. Проблемный ребёнок может быть изолирован от других детей в силу имеющихся у него нарушений. Нарушения могут заключаться не только в ограничении возможностей, в физических или интеллектуальных недостатках, но также это может быть ребёнок с психическим дезонтогенезом, нарушениями эмоционально-поведенческой сферы. В этом случае необходимо привлекать к работе психолога, а иногда прибегать к помощи тьютора.

Итак, у нас есть второе «если», когда есть группы внутри класса, в котором ребята игнорируют полезные виды деятельности, тогда нужно работать с мотивационным полем подростков, втягивая их в социально-значимые виды деятельности.

«Если» № 3: ребенок или группа детей уже вовлечены в асоциальную деятельность.

Нашей основной педагогической задачей является предложение такому ребёнку альтернативной замены негативных проявлений на социально-значимую деятельность. Нужно понимать внутренний психологический механизм такого ребёнка, ведь если он активен и ищет, чем бы ему заняться, а к сожалению, нашёл совсем не то, это значит, что мы вовремя не смогли создать информационное поле, не смогли мотивировать к общественной деятельности. В этом случае к решению задачи подходят индивидуально, иногда привлекая иные институты государственного регулирования, тогда это проявление педагогической запущенности, и мы снова должны вернуться к первым двум «если».

Здесь архиважно: взаимодействие педагога и родителя, как правило, у «трудных» детей «трудные» родители. Таким образом, формируется замкнутый круг: родитель считает, что ребенок неуспешен, возлагает вину за неуспешность на педагога, складывая с себя всякую ответственность, и все больше предъявляет педагогу претензии. Педагог в свою очередь возлагает ответственность за невоспитанность ребёнка на семью, а вот ребёнок в этой связке начинает люто не любить и педагога, и родителя. В этом случае, проходя вместе с ребёнком первые два уровня мотивации – на третьем может ожидать неудача, так как Вам не поверят. Необходимо создавать связку ученик – родитель – учитель, и чем крепче связка, тем успешнее коллектив. Только в условиях восприятия всех участников процесса как равных партнёров возможен конструктивный диалог.

Очень важный момент состоит в наличии в школе комнаты ученического самоуправления или вожатской для ребят, в которой происходит таинство принятия решений и создания интересных проектов. А для «трудных» детей, которых мы отнесли к группе третьего «если», иногда такая комната становится настоящим домом, здесь ребёнок должен находить то, что очень часто не находит в своем настоящем доме: «это место, где установлены законы, которые я знаю, принимаю и выполняю, это место, где меня понимают».

Действуя таким образом, педагог создает условия для социализации, помогает сформировать ребенку понимание своего места в окружающем его мире, ответственность перед самим собой, перед своим будущим и будущим окружающих его людей, «собственную самость» (В.И. Слободчиков) Интересно, что у ребёнка, у которого формируется такая ответственность под воздействием естественных эгоистический проявлений, параллельно формируется тяга к саморазвитию, познанию, а значит к обучению. И не важно, какое направление социально-значимой деятельности привлечёт ребят, важно чтобы каждый из воспитанников нашёл себя в сообществе сверстников, смог проявиться и воспитать в себе социально зрелую личность, способную принимать решения и оценивать свои поступки.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
2. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: Практическое руководство (философско-методологичесие рекомендации») // Сост. Краснов С.И., Каменский Р.Г., Гуревич А.В. Под науч. ред. Хижняковой Е.В. М.: Пушкинский институт, 2008.
3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1982.
4. Матюхина Е.Н. Мотивация учащихся к общественной деятельности // Городской методический центр Департамента образования города Москвы [Сайт]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/detskoe-dvizhenie-i-uchenicheskoe-samoupravlenie/metodicheskie-materialy/motivatsiya-uchashchikhsya-k-obshchestvennoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 13.11.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.