Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Синицын В.А. Проектное задание – творческое исследование «Энциклопедия одного слова» как результат авторской методики развития детского речевого творчества

Синицын Вячеслав Анатольевич,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ г. Москвы СОШ № 2017,
sva2561@mail.ru
 
Это проектное задание или творческое исследование автор статьи около 20 лет успешно проводит в 5–10 классах для итогового контроля по русскому языку и литературе за триместр, учебное полугодие или учебный год. Задание разъясняется учителем и рассчитано на домашнее выполнение учащимися в течение трех-пяти учебных недель. Крайне важно объяснить ребятам, полезность и увлекательность этой проектной работы, ответить на все их вопросы. Что может сказать учитель?
 
– Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомним, как говорил Л.Н. Толстой: «Слово – дело великое…».
 
Понаблюдай, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Тебе предлагается необычное, интересное и полезное творческое задание – исследование: составить энциклопедию одного слова. Хочется, чтобы ты приобрел интерес к слову, развивал свою речь, формировал читательскую культуру, стремился быть вдумчивым и проницательным читателем, расширял свои жизненные познания.

Исследуй сначала слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом посмотри, почувствуй, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах, в песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым.

Используй все типы словарей (толковый, иностранных слов, этимологический, синонимов, антонимов, фразеологизмов), энциклопедии, справочную литературу, помощь и советы учителя, родителей, близких, знакомых. Поработай в библиотеке. Вспомни, найди, придумай сам… Делай это как можно чаще. Помни:

предлагаемое задание – одна из ступенек твоей  подготовки к будущей письменной экзаменационной работе по литературе в выпускном классе – сочинению. Недаром народная мудрость гласит: «Большая работа требует большой заботы».

Для выполнения задания используй примерный план – схему («шаги»). Это поможет все собранные материалы расположить в определенной системе, которую условно и будем считать энциклопедией твоего слова. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в твоей работе: чего-то не найдешь, не встретишь.

Главное – стараться стремиться к поиску нужного материала. Помни: свою работу необходимо красиво художественно оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, цветную и бархатную бумагу… Если к своей работе ты отнесешься  добросовестно и серьезно, может получиться настоящая рукописная (или напечатанная с помощью компьютера) книга!

По своему желанию выбери из копилки слов одно. Не торопись с выбором, сначала все хорошо обдумай!

Копилка слов:

родина, жизнь, человек, детство, совесть, лицо,  глаза, слезы, руки, сердце, голова, след, дорога, солнце, любовь, сказка, дом, мама, тайна, начало, портрет, дверь, дело, душа, зеркало, деревня, молитва, мысль, семья, характер, окно, телеграмма, встреча,  радость, новость, сон, чувство, мир, война, память…

СХЕМА – ПЛАН

1. Слово и его лексическое (-ие) значение (-ия).

2. История слова.

3. Слово и его «слово – родственники» (однокоренные).

4. Слово и его друзья (синонимы).

5. Слово и его враги (антонимы).

6. Слово во фразеологических оборотах.

7. Слово и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово в русском фольклоре:

                     в пословицах и поговорках,

                     в загадках,

                     в скороговорках,

                     в притчах, легендах,

                     приметах, обычаях,

                     в народных играх,

                     хороводах,

                     в русских народных песнях,

                     в народных сказках.

9. Соответствия слову в пословицах и поговорках народов мира.

10. Слово в мудрых изречениях – высказываниях.

11. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).

12. Слово в текстах художественной литературы.

13. Слово в текстах популярных песен разных лет.

14. Слово в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

15. Слово в названиях картин художников.

16. Слово в названиях художественных и документальных фильмов.

17. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки, диалоги, записки).

18. Слово в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом).

Предлагаемое задание обычно вызывает большой интерес у учеников: ребенок понимает, как много зависит от него самого, от старания, терпения, выдумки, системы планирования и организации исследовательской деятельности. Предлагая высокую творческую планку, конечно же, он выполнит доступное, но желание преодолеть все ступеньки на пути к слову расширит его уровень познания, общения с другими, а главное – принесет, в хорошем смысле, удовлетворение от проделанной работы. Необходимо объяснить, что работа ни в коем случае не должна быть формальной, искусственной: на каждый «шаг», пункт плана нужно постараться подобрать как можно больше (не менее 3-х) разных источников – примеров. Это понадобится  для последующей серьезной, глубокой аналитической работы. Важно понять и проследить, как  «живет» данное слово в разнообразных текстах у разных авторов, какой смысл тот или иной писатель (поэт)  вкладывает в это слово, какими оттенками положительных или отрицательных значений его наполняет и почему.

Вот что получилось у шестиклассницы, которая составила своеобразную энциклопедию слова «ДОМ». В качестве образца приводится сокращенный вариант работы, который доступен в приложении к данной статье.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Синицын В.А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи. Изд. 2-е испр. и дополн. М.: АО «Столетие», 1997.
2. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка // № 6. С.16.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.