Рубрики
Управление

Оптимизация вертикально-интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования

Растут требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров в условиях увеличения наукоёмких производств, интенсивного роста объёма научной и технической информации, быстрой смены технологий, развития сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук. На первый план выходят проблемы профессиональной ориентации молодежи и выдвигаются серьёзные требования к выпускникам образовательных организаций.

0
Мартынцева Елена Витальевна,
заместитель директора по УВР
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ), гимназия,
elena-martynceva@yandex.ru

Растут требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров в условиях увеличения наукоёмких производств, интенсивного роста объёма научной и технической информации, быстрой смены технологий, развития сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук. На первый план выходят проблемы профессиональной ориентации молодежи и выдвигаются серьёзные требования к выпускникам образовательных организаций.

Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. И хотя основная роль в формировании специалиста отводится вузам, гимназия при университете может сделать очень многое для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Решить выше обозначенные задачи  можно изменив кардинальным образом смысл и содержание деятельности управленческой команды гимназии: не достаточно владеть технологией управления исполнения решений, важно переходить к управлению процессами развития образовательных систем.

Толчком к освоению новых управленческих функций в нашей гимназии послужил тот факт, что правительством города Москвы было принято постановление № 566 – ПП от 28 августа 2013 года «О проведении в Москве Пилотного проекта по организации профильного обучения в Федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Москвы».

С 1 сентября 2013 года Департамент образования города Москвы совместно с федеральными государственными образовательными организациями высшего образования начал реализацию Пилотного проекта по организации профильного обучения. В рамках Пилотного проекта в структурных подразделениях среднего образования вузов открылись профильные классы. Старшеклассники, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в учебный план школы, изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, занимаются практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполняют под руководством преподавателей вуза учебно-исследовательские проекты, участвуют в научных студенческих объединениях.

Гимназия МИИТ, являясь структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения и одним из участников Пилотного проекта, поставила перед собой следующие основные цели:

1. Обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями.

2. Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных старшеклассников на продолжение обучения в вузе.

3. Обеспечение единого образовательного пространства учебной и внеурочной  деятельности школьников.

4. Обеспечение психологической готовности школьников  к обучению в высшем учебном заведении.

5. Установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Задачами гимназии стали:

1. Создание гимназистам  условий для изучения специальных курсов  и дисциплин, соответствующих профилю и направлению Московского государственного  университета путей сообщения.

2. Организация учебно-исследовательской проектной деятельности гимназистов.

3. Организация помощи гимназистам для их участия в научных студенческих объединениях, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

4. Развитие технической, социально-экономической и гуманитарной направленности внеурочной деятельности гимназистов на основе их индивидуальных образовательных маршрутов.

Для реализации вышеперечисленных целей и задач в гимназии назрела потребность в создании вертикально-интегрированной управленческой модели, которая включала бы в себя вновь созданные межпредметные кафедры:

– кафедру профильного образования;

– кафедру развития одарённости учащихся;

– кафедру обновления гимназического образования;

– кафедру технологической модернизации и инновационного развития.

В связи с этим, к таким административным функциям заведующих кафедрами как анализ, планирование, контроль и коррекция, добавились современные дополнительные функции. Такими функциями являются следующие: функция проектирования и моделирования образовательного процесса, разработки личностно ориентированного подхода к управлению на разных уровнях, проектирования горизонтального мотивационного целеполагания, разработки системы внутришкольного контроля с опорой на самоанализ и самооценку педагогов и гимназистов в целях стимулирования их деятельности.

Направления деятельности межпредметных кафедр:

Предметные и межпредметные кафедры гимназии призваны обеспечить следующие нововведения в гимназии:

1. Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, ФГОС-2.

2. Переход в содержании образования на компетентностный подход.

3. Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов, семинаров, лабораторных практикумов, лекций совместно с Московским государственным университетом путей сообщения.

4. Участие в конкурсах проектов, Неделях науки, проводимых на базе базового университета, на русском и иностранных языках.

5. Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, заданий и т.д.).

6. Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.

7. Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической. Включение в классно-урочную систему предметно-групповой работы, обучение по индивидуальным учебным планам,  дистанционное обучение.

8. Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.

9. Введение программ элективных профильных курсов.

10. Переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса.

11. Переход к личностно-ориентированным технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся старшего возраста: вариативность, предоставление права выбора, увеличение объёма самостоятельной работы, повышение ответственности школьников за результаты обучения:

– Использование технологии проектов.

– Использование исследовательских методов обучения и т.д.

12. Переход от оценки учителя к оцениванию с помощью портфолио.

13. Создание программ для специализированных и профильных классов и освоение новых учебников.

14. Введение новых совместных программ урочного и внеурочного обучения гимназии и базового университета.

15. Разработка и внедрение рабочих программ по профильным предметам и элективным курсам в профильных 10–11-х классах.

16. Участие гимназистов в Университетских субботах в соответствии с выбранным профилем.

17. Привлечение преподавателей университета для проведений лекций углубленного содержания для школьников 10–11-х классов.

18. Проведение лабораторных практикумов на базе университета.

19. Участие в дистанционном обучении, организованном преподавателями ВУЗа для школьников.

20. Участие в межвузовской олимпиаде по математике, олимпиаде «Паруса надежды» по математике и физике, инженерной олимпиаде для школьников  в Университете.

21. Участие в Дне открытых дверей в Московском государственном университете путей сообщения.

22. Участие в региональных и международных научно-практических конференциях старшеклассников на иностранных языках, олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам и предметам гуманитарного цикла.

23. Участие в международных культурных и технических проектах на итальянском, немецком, французском и английских языках.

Исходя из того, что приоритетным направлением деятельности гимназии при университете является создание гимназистам возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом из образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка, управленческой командой нашей гимназии совместно с методической службой определена следующая концепция направления деятельности и выделены следующие основные направления и проблемы:

Так как судьба проводимых реформ и успешность реализации профильного образования в гимназии при университете зависит от профессионального потенциала личности педагога, методическая работа выстроена таким образом, чтобы у учителя возникала производственная потребность в повышении квалификации, в профессиональном росте и тем самым достигалась основная цель – обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Роли субъектов методической системы школы распределены следующим образом:


В связи с нововведениями были разработаны ряд локальных актов: Положение о кафедрах гимназии МИИТ (Приложение 1), Положение о межпредметной кафедре методики и инновационного развития гимназии (Приложение 2), должностные инструкции заместителя директора по экспериментальной работе, учителя-экспериментатора, заведующих кафедрами (Приложение 3). Все Приложения доступны для скачивания внизу страницы.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.