Рубрики
Дополнительное образование

Экологический проект «Волшебница Вода» (из опыта работы педагога-эколога)

Прежде всего, нужно было выяснить, какие знания о воде, её свойствах, значении воды в жизни человека есть у детей. Для этого была проведена диагностика, которая позволила выявить неполные знания детей о воде, эти знания нужно было углубить, расширить, систематизировать и обобщить.

0
Шумская Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования ДО № 3
ГБОУ г. Москвы «Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»,
Nadnin@yandex.ru

Сначала мы уточнили задачи.

Учебные задачи:

 Учить детей выделять признаки предметов.

 Сравнивать предметы по признакам: с нахождением отличий и с нахождением общего.

 Развитие пространственных представлений, как основы формирования общеучебного умения сравнивать с нахождением общего.

 Закрепление временных представлений, как основы для формирования логических связей.

Познавательные задачи:

 Что находиться вокруг твоего города. Есть ли там равнины, леса, реки. Откуда в реке берется вода, куда она бежит. Какие «изюминки» находятся на её берегах. Что растет в реке и кто там

живет? Нужно ли охранять реку?

Воспитательные задачи:

 Научиться договариваться с другими детьми.

Оборудование

 Были приобретены аудио кассеты «Звуки природы».

 Фонограммы песен для прослушивания, серии «Детский праздник».

 Видеокассеты серия «Живая природа» BBC.

 Также были подобраны серии картин:

«Великие реки и озера»

«Реки и озера Подмосковья»

«Реки в разное время года»

Предварительная работа

Прежде всего, нужно было выяснить, какие знания о воде, её свойствах, значении воды в жизни человека есть у детей. Для этого была проведена диагностика, которая позволила выявить неполные знания детей о воде, эти знания нужно было углубить, расширить, систематизировать и обобщить.

Работу по ознакомлению детей с «Реками Подмосковья» мы начали с коррекции планов воспитательно-образовательной работы. Воспитателям нужно было спланировать свою работу по ознакомлению с малыми реками по блокам:

«Реки Подмосковья»

«Сетунька  моя любовь»

«Что растет в реке?»

«Кто живет в реке?»

«Москва-река»

«Берегите реку»

Так как это очень большой объем работы для одного человека, мы организовали «Школу мастерства», в которой каждый воспитатель поделился своим опытом работы по этой теме. Кроме конспекта, который каждый воспитатель представил в методический кабинет, по одному из этих  блоков нужно было провести занятие в другой группе по одной из этих тем.

Формы и методы работы воспитатели выбирали самостоятельно. Занятия давались детям в различных видах деятельности.

Методическое обеспечение

1. Был приобретен исторический путеводитель Б.Б. Венгер «Реки и озера Подмосковья».

2. Сделана подборка детской художественной литературы, которая позволила углубить, расширить знания детей о реках, по теме: «Вода».

3. Выборка из журналов «Свирель» и «Свирелька», также по теме: «Вода».

4. Составлен каталог на книги «Антология русской поэзии для  детей» (составитель – В. Лунин).

5. Произвели подборку загадок, скороговорок, считалок о воде и реках.

6. Были проведены занятия по развитию художественной деятельности в разной технике, где дети в рисунках, аппликации, конструирование  расширяли, углубляли и закрепляли полученные знания.

7. Составили перечень физминуток.

8. Провели досуг «Море и его богатство».

Работа с родителями

К участию в проекте были привлечены и родители.

1. Родители приняли участие в выставке «Рыбка, рыбка, где твой дом…». Нужно было придумать и нарисовать свою рыбку, ее семью, увлечения , в какой детский сад она ходит, ее друзей. А также кем работает ее папа, мама, как они отдыхают.

2. Был проведен конкурс плакатов «Берегите воду».

3. Была проведена экологическая акция «Сетунька  моя любовь».

4. Оформлена выставка для родителей «Опыты с водой».

5. Создание «Красной книги» (исчезающие и редкие растения долины реки Сетунь).

Работа эколога

Свою работу эколога я спланировала следующим образом, определила темы и их последовательность. В старшей группе это были следующие занятия:

Свойства Воды

Какая она, Волшебница Вода? Есть ли у человека помощники, которые помогают ему познавать окружающий мир и что можно узнать с их помощью о тайнах Воды?

Звуки Воды

Какие бывают водоемы, чем они отличаются друг от друга, может ли Вода говорить? Самое большое озеро – Байкал.

Круговорот Воды

«Волшебница Вода»

 Тучка.

 Туман.

 Снежинка.

В подготовительной группе:

– Как появляется река?

– Что такое родник или ключ? Как вода оказывается под землей и почему она такая чистая?

– Путешествие по Москве реке.

– Путешествие Сетуньки.

Реки Подмосковья

На этих занятиях я рассказывала о реках Подмосковья.

 Какие реки ты знаешь?

 Четыре главные реки Подмосковья: Москва-река, Ока, Волга и Клязьма.

 Почему равнина, называется равниной?

Подмосковные реки относятся к равнинному типу, обладают спокойным, не слишком быстрым течением (не более 0,5 м. в секунду) и широкими поймами.

 Откуда в реке появляется вода?

Главным источником питания для наших рек являются талые снеговые воды. На их долю приходиться до 60 % годового стока.

Дождевые воды дают от 12 % стока, а остальное приходиться на долю родников.

Найди зимнюю речку (летнюю, весеннюю, осеннюю).

Примерно 5 месяцев в году подмосковные реки покрыты льдом. Ледостав начинается обычно в середине ноября, а в середине апреля происходит вскрытие рек и начинается половодье, длящееся примерно две недели. Толщина льда на реках в холодные зимы может доходить до 80 см.

 Какая речка находиться недалеко от нашего детского сада?

Правый приток Москвы-реки. Длина 38 км., в том числе 26 км. в черте города Москвы. Течет через:

 Солнцево и Переделкино  рассказ о музее К.И. Чуковского.

 Протекает вдоль Можайского шоссе  фотографии Можайского шоссе.

 Кутузовского проспекта  рассказ о Парке Победы.

 Устье у Воробьевых гор, напротив Новодевичьего монастыря  рассказ о стадионе в Лужниках (трамплин, большая спортивная арена).

 В верховьях пересыхает, в низовьях, омывает подножье Поклонной горы, напротив которой принимает справа единственны крупный приток  Раменку.

 Участок долины реки в районе Матвеевского «Матвеевский лес», объявлен памятником природы, служит местом отдыха окрестных жителей. В низовьях сильно загрязнена промышленными стоками предприятий и бытовым мусором. Глубина  не более 1 м.

Что растет в реке?

Послушай отрывок из сказки «Буратино», знаешь ли ты как называется растение, на листке которого сидел Буратино, после того как его лиса Алиса и кот Базилио бросили в пруд?

В реке растут некоторые виды водных растений:

Белая кувшинка. У кувшинок белые прекрасные цветы с желтой серединкой. Цветы кувшинки особенные  они как будто знают который час, когда им пора закрываться, а когда открываться. Их даже называют цветы-часы. Листья на длинных стебельках веревочках. Эти стебельки-веревочки связывают их с толстыми корешками, которые кормят растения.

Кубышка желтая. Кубышка растет рядом с кувшинками. Свое название получила за то, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики. Ими очень любят лакомиться бобры.

Стрелолист. Свое название получило благодаря верхним надводным листьям. Листья напоминают наконечник стрелы. Его нижняя часть всегда находиться под водой, а верхняя над водой, поэтому верхние листья совсем не похожи на нижние.

Ряска  небольшие зеленые пластинки (кружочки) покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает.

Рогоз. Это растение широко известно под другим названием  камыш, е него есть бархатистые коричневые початки. Когда они поспеют, то с пухом ветер разносит его семена.

Кто живет в реке?

В реке живут водные животные, которые приспособились к жизни именно в водной среде: рыбы, бобры, водомерка, жук-плавунец и т.д.

Путешествие по Москве реке

 Как называется река, которая протекает по нашему городу?

Главной водной артерией нашей области является МОСКВА-РЕКА.

Она пересекает Подмосковье с запада на восток на протяжении почти 500 км.

 Откуда берется вода в Москве реке?

В нее впадают почти 100 притоков, которые, в свою очередь, принимают множество притоков второго и третьего порядка. Всего к москворецкому бассейну относятся 362 реки и речушки и более 500 ручьев, в том числе такие крупные, как Руза, Истра, Пахра и Северка, имеющие длину более 100 км. Основные притоки впадают в Москву-реку слева: Иночь, Искона, Руза, Истра, Яуза, Пехорка. Гжелка, Нерская. Из правых  Пахра, Северка.

Среди них и наша Сетунька. Вот почему она такая широкая. Ширина Москвы-реки в верховьях, до Можайского водохранилища, составляет от 2 до 10 м, а в пределах Москвы  в среднем 100 м, а ближе к устью 200 м. Глубина реки выше Москвы достигает 3 м, а ниже города  6 м.

Памятные места, набережные и мосты Москвы-реки  рассказ воспитателя и слайд-шоу.

Москва река и Золотая рыбка

Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им тем же  хорошим бережным отношением.

Волга-река

Волга – великая русская река.

Научить детей видеть красоту реки, уметь восхищаться ею, обобщить их представления о природных богатствах реки России Волги. Формировать ответственное отношение к окружающей, социальной и природной среде. Воспитывать чувство гордости за то, что мы  волжане. Способствовать развитию у детей активности, инициативы, умению делать самостоятельные выводы.

Список литературы:

1. Всемирная география. М., 1997.
2. Абросимова Г.Н. «С чего начинается Родина» М.: «Сфера», 2003.
3. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников» М., 2004.
4. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 57 лет. Методическое пособие. М., 2006. С. 5759.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизвестное рядом». Творческий центр. М., 2005.
6. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами, Педагогическое общество России. М., 2006.
7. Козлова С.А. Родной край. Пособие для воспитателей детских садов. М., 1990.
8. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? М., 2003.
9. Рыжова Н.С. Волшебница Вода. М., 1997.
10. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М., 2003.
11. Шорыгина Т.А. Родные сказки. М., 2005.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0