Рубрики
Дошкольное образование

Нетрадиционные формы и методы организации прогулок с дошкольниками в выходные дни (опыт работы по взаимодействию с семьями)

Тема «Нетрадиционные формы и методы организации прогулок с дошкольниками в выходные дни» выбрана не случайно. Во-первых, не секрет, что пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма ребенка и закаляет его. Во-вторых, прогулка ребенка с родителями в выходные дни надолго запоминается, если она проходит в игровой форме, познавательна и интересна. А хорошее настроение – также залог здоровья. В-третьих, обмен впечатлениями после прогулки способствует социально-коммуникативному развитию детей.

0
Павлова Александра Ивановна,
воспитатель ДО «Здание № 8»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2000»,
pavlrita@yandex.ru

Тема «Нетрадиционные формы и методы организации прогулок с дошкольниками в выходные дни» выбрана не случайно. Во-первых, не секрет, что пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма ребенка и закаляет его. Во-вторых, прогулка ребенка с родителями в выходные дни надолго запоминается, если она проходит в игровой форме, познавательна и интересна. А хорошее настроение – также залог здоровья. В-третьих, обмен впечатлениями после прогулки способствует социально-коммуникативному развитию детей.

Цель взаимодействия с семьями по данной тематике направлена на обогащение знаний родителей и формирование их практических игровых навыков в общении с детьми на прогулках. Совместная работа с родителями способствует разностороннему развитию детей, формированию их творческих способностей, позитивной социализации.

При этом решаются такие важные задачи, как:

– укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями;

– формирование личностных качеств, активности и инициативности, любознательности, социально-коммуникативных навыков;

– обеспечение совместного мониторинга за развитием детей.

К нетрадиционным формам организации прогулок с детьми  при тесном взаимодействии с родителями можно отнести:

– Экскурсии (презентация конкретного маршрута – прогулка по сценарию семьями самостоятельно – листок впечатлений – рассказ ребенка в группе).

– Проект «Копилка впечатлений» (презентация игр для прогулки конкретной тематики – листок впечатлений – газета (книга)).

Участвуя в рамках городского проекта «Я покажу тебе Москву», был создан сценарий маршрута по пейзажному парку «Царицыно». Маршрут предполагалпешую прогулку взрослого и ребенка 5–7 лет, в процессе которой проходило совместное и непосредственное их общение. Занимательное путешествие по маршруту с десятью остановками на карте предусматривало возможность насладиться красотой леса, подышать чистым воздухом, послушать пение птиц, увидеть какое-нибудь животное в его естественной обстановке. При этом каждая остановка сопровождалась  игрой.

Например, игра «Выше  ниже» – развивает внимание, наблюдательность и учит выделять часть из целого. Предложить ребенку посмотреть вокруг и назвать все, что «выше дерева» (небо, солнце, облако, тучи..), что «ниже куста» (трава, земля, дорожка..), что «выше мамы» (дерево, столб…), «ниже тебя»….и т.п.

Игра. Спросите у ребенка: «Какой звук может издавать… дерево?». (Дерево может скрипеть, шуметь, шелестеть листьями…). «Какой звук могут издавать… ботинки?» (Ботинки –стучать, грохотать, скрипеть…)

Игра «Скажи, что ты слышишь? Откуда звук?» – развитие фонематического слуха, слухового внимания, воображения (определение звуков и места звучания).

Игра «Сравни: чем похожи, чем отличаются?» – развитие умения обобщать и классифицировать. Предложить ребенку сравнить два объекта (например, утка-белка). Он должен сказать, чем они похожи, а затем – чем отличаются друг от друга.

Игра со словами антонимами «Покажи по-разному». Можно называть слова по очереди с ребенком, перекидывая предмет (например, маленький мяч). Взрослый просит: покажи, как ты ходишь, когда у тебя тяжелая сумка, потом – легкая. Покажи, какой ты, когда тебе весело, потом – грустно; (жарко – холодно, низкий – высокий, и так далее).

Игра «Угадай, где объект?» – развитие ориентировки в пространстве. Ребенок должен назвать предмет, находящийся в указанном месте (около, справа, слева…).

Игра «Общее предложение». Взрослый предлагает сочинить интересное и красивое предложение. Условие: он начинает предложение, произнося первые слова, а ребенок добавляет одно, затем взрослый еще одно слово и так далее, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если предложение состоялось, закончилось, объявляется «Стоп». С помощью игры можно дать понятие о простом и сложном предложении. Простое предложение можно начать: «В красивом парке…». Или сложное: «Если бы я ….» и т.д.

Для ознакомления родителей с маршрутом были проведены  следующие мероприятия:

1) В фойе здания дошкольного отделения разместили наглядные материалы – как презентация.

2) В группах предложены папки-передвижки и сценарии.

3) Для закрепления  впечатлений воспитанников предлагался лист с заданием.

Творчески оформленные рисунки приносили в группу воспитанники.

С октября 2015 года администрацией здания № 8 был поддержан проект «Копилка впечатлений после семейных прогулок». Суть проекта состоит в том, что семьи воспитанников после выходных дней делятся своим опытом о проведенных с детьми прогулках. Если после каждой прогулки, родители совместно с ребенком зафиксируют свои впечатления, то  получится «Копилка впечатлений». Родителям предлагается лист с заданием на выходные (разрабатывает педагог).

Дети представляют рисунки, поделки и рассказывают о прогулке в группе.

  

Затем оформляется стенгазета или создается книга с работами детей по тематике, например, «Осенняя прогулка», далее «Зимушка-зима»…

 

В результате происходит обмен впечатлениями в группе между детьми и родителями в течение года.

Таким образом, в процессе проведенных мероприятий укрепляется физическое и психическое здоровье детей, родители активно участвуют в развитии и воспитании, создается развивающая образовательная среда, как система условий социализации и индивидуализации детей.

Заключение. Апробированные формы работы:

1) соответствуют требованиям в рамках решения задачи по взаимодействию с семьями (п. 4.4 ФГОС ДО);

2) обеспечивают условия для успешной реализации Программы дошкольного образования (п.п.3.2.1; п.п.3.2.5 ФГОС ДО);

3) могут быть отражены в содержательном разделе Программы дошкольного образования (п.2.4; п.2.8; п.п.2.11.2 ФГОС ДО).

В приложении к статье доступна презентация к данному материалу.

Приложение доступно для скачивания по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B-zf1uS3l08gYlRNVXk4eFoxZDA.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.