Рубрики
Дошкольное образование

Сценарий непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Весеннее солнышко»

Цель: закреплять и обобщить представления у детей о весне и её приметах.

0
Тимофеева Оксана Александровна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 400»,
timofeevaoa@sch400.ru

Тема: «Весеннее солнышко».

Цель: закреплять и обобщить представления у детей о весне и её приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

 уточнять, закреплять и активизировать словарь по теме «Весна»;

 совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, подбор признаков-антонимов, закрепление предлогов);

 совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов;

 совершенствовать навык чтения слогов и слов с буквой «с»;

 профилактика дисграфии.

Коррекционно-развивающие задачи:

 развивать связную речь, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 формировать у детей взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска; картинки с изображением перелётных птиц; плоскостные изображения перелётных птиц и деревьев без листьев; карточки с буквами и слогами; фишки, запись музыкального сопровождения «Звуки весны»; пособие «Солнышко»; карточки для работы с буковой, простые карандаши на каждого ребёнка, наклейки  цветы.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Рассматривание на занятиях картин «Весна», «Перелётные птицы», «Деревья», беседа по ним, словарная работа по этим темам. Знакомство с буквой «с», чтение слогов и слов. Разучивание упражнения «Капель».

Ход НОД

Организационный момент

Минута релаксации. Звучит запись «Звуки весны».

Логопед: Здравствуйте, дети! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, веселы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)

Логопед: А теперь послушайте стихотворение, и вы отгадаете тему нашего занятия:

Рано по утрам светает,

Ручейки кругом бегут.

Птицы с юга прилетают,

Слышно: «кап». И там и тут.

Вот подснежник появился

На проталине в лесу.

А медведь уже проснулся,

Пробудился и барсук.

Солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Логопед: Правильно  весна!

Закрепление лексической темы «Весна»

На доске вверху прикреплён большой жёлтый круг, внизу в ряд висят картинки  приметы весны. Логопед обращает внимание детей на круг.

Логопед: Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Давайте им поможем вернуться! А для этого вспомним, весенние приметы и попробуем сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца. Весна не может быть без луж. (Без ручейков, грозы, жуков, проталин, капели, подснежников.) И т.д.

Логопед: Молодцы, ребята, а вот и первый солнечный лучик вернулся к солнышку. Спасибо вам!

Игра «Скажи наоборот» (подбор признаков  антонимов)

Зимой снег чистый, а весной – (грязный).

Зимой дни холодные, а весной – (тёплые).

Зимой погода часто пасмурная, а весной часто (ясная).

Зимой солнце тусклое, а весной – (яркое).

Зимой лёд на реке толстый, а весной – (тонкий).

Одни сосульки длинные, а другие – (короткие). И т.д.

Логопед: Молодцы! А вот и второй лучик появился у солнышка.

Закрепление лексической темы «Перелётные птицы» (звуковой анализ)

Логопед: С приходом весны заторопились перёлетные птицы в родные места. Давайте их вспомним, а чтобы вам было легче, посмотрите на доску здесь много разных птиц, но вы должны выбрать и назвать только перелётные птицы. (Ласточка, скворец, журавль, кукушка, соловей, жаворонок, грач, аист.) Назовите только тех птиц, в названии которых встречается звук «с». Где же прячется звук «с» в словах «соловей», «ласточка», «скворец», «аист»?

Логопед: Очень хорошо. Посмотрите, солнышко обрадовалось ещё одному лучику!

Упражнение «Солнышко» (закрепление звука и буквы «с»)

Логопед: Теперь у солнышка три лучика. Ребята, а какой звук слышится в начале слова «солнышко»?

Дети: Звук «с».

Логопед: Давайте вспомним характеристику этого звука. Звук «с» – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Верно, во рту есть преграда, его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети: Синим.

Логопед: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети: Он глухой.

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твёрдый.

Логопед: Верно. Посмотрите, у вас на столах есть карточки, на них правильные и неправильные буквы «с». Обведите карандашом только правильные буквы «с».

Логопед: Молодцы! И  солнышко ещё одному лучику обрадовалось.

Физкультминутка (работа над ритмом)

Логопед. Я похлопаю в ладошки,

Вы послушайте немножко.

А потом, вы дружно вместе,

Столько же подпрыгните на месте.

Логопед. Ребята, слышите, звенит капель. Покажем, как капают капельки.

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

(Дети отстукивают ритм в соответствии с текстом.)

Упражнение «Выбери картинки» (слоговой анализ слов)

Логопед раскладывает на столе картинки с изображением перелётных птиц, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения деревьев без листьев.

Логопед: На дуб или рядом с ним вы прикрепите тех птиц, в названии которых по одному слогу. На иву или рядом с ней вы поместите тех птиц, в названии которых по два слога. На березу или рядом с ней вы поместите тех птиц, в названии которых по три слога.

Дети выполняют задания.

Логопед: Какие птицы на дубе и рядом с ним?

Дети: Грач, дрозд, стриж.

Логопед: Какие птицы на иве и рядом с ней?

Дети: Скворец, аист, журавль, лебедь.

Логопед: Какие птицы на берёзе?

Дети: Ласточка, кукушка, соловей.

Логопед: Отлично! Вы правильно разместили птиц, разделив их на слоги. Посмотрите, ещё один лучик вернулся к солнышку!

Упражнение «Составь предложения» (закрепление предлогов)

Логопед предлагает продолжить работу, размещает плоскостных птиц так, чтобы дети могли составить предложения с разными предлогами.

Логопед: А теперь расскажите мне, что делают птицы?

Дети: Грач стоит под берёзой. Скворец летает над дубом. Кукушка сидит на ветках ивы. Ласточка стоит между дубом и ивой.

Логопед: Отлично! Молодцы! Вот и ещё один лучик спешит занять свое место.

Упражнение «Составь и прочитай» (закрепление навыков чтения)

Логопед: А теперь прочитайте слоги, которые принесли нам птицы.

Дети: «ва», «со», «сы», «у», «са», «ли», «ка», «мас».

Логопед: Составьте из этих слогов слова и прочитайте их.

Дети все вместе составляют слова, а потом читают их. В процессе работы логопед убирает с доски изображения птиц.

Дети: Сова, усы, лиса, маска.

Логопед: Молодцы! А вот и последнему лучику мы помогли вернуться к солнышку! Все солнечные лучики собрались вокруг солнышка, значит, солнышко засветило ярче, веселее, значит наступила… весна! Значит, всё вокруг проснулось, засияло, зацвело.

Итог НОД

Логопед: Ребята, как же вам удалось собрать все лучики? Что вы для этого сделали? (Ответы детей.) Посмотрите, какие красивые цветы. Это для вас весна сделала подарок, за то, что вы солнышку помогли. Пусть и у вас, и у родителей сегодня будет прекрасное, весеннее настроение.

Дополнительный материал: 

1. Запись музыкального сопровождения «Звуки весны». [Электронный ресурс].  URL: https://vimeo.com/107904827 (дата обращения: 12.03.2015).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.