Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Работа с текстом как один из способов повышения качества образования и внедрения ФГОС

Свиридова Анастасия Анатольевна,
учитель литературы
НОУ г. Москвы Школы «Ника»,
nastya_lytkina@mail.ru

 

Данная методика будет интересна всем учителям гуманитарных дисциплин, которые работают с объемными текстами., поскольку она основана на обучении структурированию информации, выделении смысловых частей и использовании графических схем. В процессе такой деятельности упорядочивается мышление учеников и проясняет важные вопросы понимания прочитанного, формируются коммуникативные

Методику работы с  текстом рассмотрим на конкретных примерах.

1. Изучение русских народных волшебных сказок.

При изучении русских народных сказок в 5 классе мы ориентируемся на славянскую мифологию и древние обряды инициации, с помощью которых можно постичь смысл закодированной в сказках информации.

На первом этапе работы предлагается структурировать информацию в виде простой таблицы. Наглядность позволит ученикам разобраться в сложных мировоззренческих понятиях, увидеть картину мира по представлениям древнего человека и поможет в дальнейшей работе непосредственно с текстом сказок. Такой подход может быть использован на любом предмете. Для учителя главное выбрать критерий, который позволит большой объем устной информации представить в виде таблицы (антитезы).

Таблица 1. Мир глазами наших предков

Работа с таблицей помогает разобраться в сути ключевых понятий темы, выделить главные, основополагающие черты того, о чем пойдёт речь. С помощью такого структурирования удобно вводить именно теоретический, достаточно сложный и объемный материал, выделяя только главные черты изучаемого явления, понятия или принципа.

На основе таблицы и идет объяснение материала о том, на какие сферы были поделены видимый и невидимый миры, о связи мира живых и мира мертвых в представлении славян, о взаимопроникновении этих миров, о зоне повышенной опасности, которая подстерегает человека в дороге, о ритуалах и обрядах, которые помогают связать эти два мира.

После этого обращаемся к анализу текста сказок. Используем композиционный принцип при делении текста на структурные элементы. Ученики должны самостоятельно выделить основные события в тексте сказки. Далее задаем основной вектор – ПУТЬ ГЕРОЯ (не только и не столько в географическом смысле, сколько в личностном). На этот вектор наносим выделенные в тексте сказки события. Когда навыки будут сформированы, ученики самостоятельно смогут разбивать текст на структурные элементы в соответствии с критерием, заданным учителем (проблемный, сюжетный, композиционный принципы). Таким образом мы формируем знаково-символические УУД (учим выделять существенные признаки объекта, преобразовывать информацию, отображать учебный материал в символическом виде, работать со схемами и моделями), коммуникативные (учим идентифицировать проблему, формируем умение адекватно воспринимать и понимать информацию) УУД и важнейшие познавательные УУД (учим мыслить системно), необходимость которых особо подчеркивается в ФГОС. Работа над текстом с использованием заданного вектора позволяет наметить всю систему уроков по данной теме, использовать единый принцип при изложении материала. При этом способы и методы литературного анализа художественного текста могут быть абсолютно любыми в зависимости от задач, которые ставит учитель. Здесь мы можем комплексно рассматривать все аспекты (герой и автор, пространство и время, типы и мотивы персонажей и т.д.), а заданный  вектор станет связующим и организующим элементом при работе с текстом. Выделение  основных мотивов, повторяющихся в разных волшебных сказках, выстраивание сюжетных и логических связей между этими элементами, работа над композицией, которая представляет из себя цепочку эпизодов, связанных единым направлением позволяет на наглядном примере понять, как строятся русские народные сказки, каковы принципы композиции русских народных волшебных сказок, как создается художественное пространство  волшебных сказок, каковы роли сказочных героев.

При работе над каждой волшебной сказкой используем один и тот же прием, формируя не только познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД, о которых было сказано, но и личностные морально-этические и ценностные УУД, сопоставляя сказки, мифологические   представления и обряды древних славян.

Примеры работы с текстом сказок.

Сказка «Кощей бессмертный»

Чертим вектор, и на него дети наносят основные события сказки.

Зачин Беда Добывание коня Встреча у горы В доме царевны В доме Кощея

Вход в чужой мир В ГОРЕ

Встреча с волшебными помощниками Добывание Яйца Обратный путь

Отдельное внимание обращаю на количество структурных элементов. По правилу американского ученого-психолога Джорджа Миллера кратковременная память человека способна запоминать в среднем «семь плюс-минус два» элемента. Поэтому не рекомендуется создавать группы и подгруппы. Превышающие 7 (максимум 9) элементов.

Второе важное правило структурирования – «эффект Ресторфф», когда объект, выделяющийся среди других, запоминается легче. Иными словами, нужно выделить самую важную  для запоминания и осмысления информацию. В моем случае это ВХОД В ЧУЖОЙ МИР. Все русские народные волшебные сказки строятся по единому принципу, в основе их композиции лежит путешествие героя в «иной мир» (в сказках это обычно тридевятое царство тридесятое государство). Сказочный путь отражает обряд инициации, посвящения, когда с помощью ритуала преодолевается древний страх перед неведомым пространством. Схема позволяет увидеть и осмыслить этот закон композиции волшебных сказок. Главную информацию пишем внизу вектора, каждый раз отмечая, как именно можно попасть в чужой мир (в то самое тридевятое государство, которое является целью сказочного пути).

Сказка «Царевна-Лягушка»

Зачин Женитьба Испытания невестам Беда (похищение Василисы)

Встреча с волшебными помощниками Путь (поле, море, лес) В избушке Бабы Яги

Вход в чужой мир В ЧУЖОМ МИРЕ

Путь к Дубу Обратный путь 

Итак, суть предложенной методики работы с текстом заключается в следующем:

1. На первом этапе оформляем информацию в виде таблицы, желательно построенной как некая антитеза. Таблица позволяет разобраться с основными понятиями, постичь  суть изучаемой проблемы.

2. На втором этапе выстраиваем вектор (развитие темы, идеи, сюжета и т.д.) и наносим на него основные структурные элементы, позволяющие увидеть развитие авторской мысли, движение текста и конечную идею, некий логический вывод.

Примеры применения методики при изучении произведений А.С. Пушкина.

6 класс. Работа с текстом романа Пушкина «Дубровский»

На начальном этапе работы перед анализом текста после первоначального прочтения романа предлагается ребятам самостоятельно сформулировать проблемные вопросы, которые автор ставит перед своими читателями, изображая героев и события в произведении. В качестве ориентира можно предложить ключевые слова. Умение находить в тексте ключевые слова, работать с ними особо подчёркивается в новых ФГОС. Это одно из важнейших умений при работе с любой информацией.

Ключевые понятия: дружба, месть, благородство, любовь, честь, выгода, несправедливость, предубеждения, жестокость, милосердие.

Примерные вопросы могут выглядеть таким образом:

– Допустима ли месть другу?

– Что выше данное слово или любовь?

– Как проявляется благородство?

– Как можно победить несправедливость?

– Можно ли проявлять милосердие к врагам?

– Каковы законы чести?

На втором этапе работы выделяем эпизоды, в которых можно найти авторские ответы на поставленные вопросы (формируем умение формулировать проблему и авторскую позицию, идею художественного текста).

Выделенные эпизода наносим на вектор, который позволяет увидеть сюжетную схему произведение и развитие авторской мысли.

Причины и повод ссоры Пожар История с медведем Дубровский и приказчик

Свидание у дуба Сватовство князя и мольбы Свадьба и нападения 

Анализируя эпизоды, работаем с цитатами, учим выделять существенное из большого объема текста. Цитаты оформляем в виде таблицы.

Примерный вид таблиц: На основе таблицы и идет объяснение материала о том, на какие сферы были поделены видимый и невидимый миры, о связи мира живых и мира мертвых в представлении славян, о взаимопроникновении этих миров, о зоне повышенной опасности, которая подстерегает человека в дороге, о ритуалах и обрядах, которые помогают связать эти два мира.

Таблица 2

Особое внимание стоит обратить на способы выражения авторской позиции. Для этого нужно учить детей обращать внимание на детали. Следующая таблица цитат, отражающих поведение членов суда и их отношение к Дубровскому и Троекурову поможет понять авторскую мысль о несправедливости суда и зависимости  судей от Троекурова.

Таблица 3

Работа с цитатами, выявление убеждений героев, мотивов их поступков, способов выражения авторской идеи даёт возможность детям поразмышлять над сложными нравственными и морально-этическими вопросами и способствует личностному развитию.

8 класс. При изучении «Капитанской дочки» Пушкина

1. На первом этапе формулируем некий «вызов»-крючок в виде таблицы-антитезы, которую детям предлагается заполнить после первого прочтения текста перед его подробным анализом.

Таблица 4

Проблемный вопрос дети формулируют сами, поскольку он становится очевиден при работе над таблицей: что изменило человека, повлияло на становление его личности?

2. Далее выстраиваем вектор, который будет основой всей системы уроков по произведению.

Путь Петруши Петр Андреевич

На вектор наносим этапы пути (они же основные события в композиции повести).

Бильярд с Зуриным Встреча с вожатым.Дуэль со Швабриным Вступление Пугачева.

Петруша Гринев

В комендантском доме с Пугачевым В Оренбурге ехать за Машей

Освобождение Маши На суде

Петр Андреевич Гринев

Для каждого события в тексте можно предложить подобрать одну цитату, определяющую роль эпизода в становлении характера главного героя, в том пути, который он прошёл от Петруши До Петра Андреевича. Такая работа по подбору цитат развивает умение выделять главное, использовать ключевые фразы при характеристике образа, события, явления и, в конечном смысле,  является самым важным способом обучения восприятию и пониманию авторской позиции.

1. Встреча с Зуриным. – «… доказать, что я уже не ребёнок».

2. Встреча с Пугачёвым. Заячий тулуп. – «Отблагодарить человека, выручившего  меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения».

3. Дуэль со Швабриным. – «Желание наказать дерзкого злоязычника».

4. Вступление Пугачева в крепость. Казнь. – «Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях».

5. У Пугачева в комендантском доме. – «Нет, я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

6. В Оренбурге. Решение ехать за Машей. – «Я должен ехать, не могу не ехать».

7. У Пугачева в мятежных слободе. – «Не требуй того, что противно моей чести и христианской совести».

8. Освобождение Маши Мироновой. – «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

9. На суде. – «Мысль впутать имя её (Маши) между гнусными изветами злодеев … меня поразила … я замялся и спутался».

Работа с цитатами поможет переключить обсуждение в ценностную и морально-этическую плоскость, проанализировать позицию героя и выйти на авторскую позицию и идею, что является главной целью литературоведческого анализа.

Таблица 5

Пример по 1 главе

Данная таблица помогает учащимся самостоятельно сформулировать основные проблемные вопросы, вокруг которых будут выстроены все уроки по изучению романа. Например:

– что повлияло на формирование личности Онегина;

– как складывается менталитет того или иного общественного круга;

(Используем тот же принцип работы с текстом. Анализируем цитаты о жизни дяди Онегина и семейства Лариных, смотрим, каким образом бытовая сторона жизни влияет на нравы, ценности человека.)

– в чем разница столичной и провинциальной жизни в изображении Пушкина;

Примерная таблица, которая должна получиться и которая послужит основой для анализа и выводов.

Таблица 6

– почему Онегин только в лице Ленского в деревне мог найти друга;

 почему Онегин отверг любовь Татьяны наивной барышни и мучительно добивается ее любви в Петербурге.

И так далее, каждый раз опираясь на структурные таблицы к каждому проблемному вопросу, построенные по принципу антитезы.

После анализа конкретных глав и обобщений, выявления сути образов, проблем, поставленных в романе, выстраиваем вектор:

Путь Онегина:

Молодой повеса Лучшие желания истлели

Наносим основные этапы, связанные с внутренними движениями героя, прослеживаем авторскую мысль и способы ее выражения.

Подводя итоги, можно сказать, что данная методика работы с текстом является не только способом обучения основным мыслительным операциям, но является одним из способов запоминания, обучения структурному анализу, и, наконец, формой работы с информацией, открывающей возможности для развития личностных, познавательных и коммуникативных возможностей наших учеников. При работе над каждой волшебной сказкой используем один и тот же прием, формируя не только познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД, о которых было сказано, но и личностные морально-этические и ценностные УУД, сопоставляя сказки, мифологические представления и обряды древних славян.

Список литературы:

1. Буянов Е. Развитие памяти. Cтруктурирование [Электронный ресурс]. URL: http://4brain.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).
2. Ломан Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс]. URL: http://on4a.narod.ru›lotman_struktura_teksta_web.pdf/ (дата обращения: 20.11.2015).
3. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.