Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

От команды класса к общешкольной команде: стратегия развития ученического самоуправления

«Вообразите школу – где у детей есть пространство, чтобы быть самим собой… где педагоги и ученики живут в демократическом, самоуправляемом сообществе равных», – пишет один из учителей школы Саммерхилл Зоэ Редхед. А что, если этот идеал может быть вполне достижимым? Что, если предположить, что возможно создать те самые, необходимые, условия для развития каждого ребёнка, становления его личности? Что, если предположить, что такое возможно?

0
Силина Лада Владимировна,
кандидат исторических наук,
директор
ГБОУ г. Москвы гимназии № 1595,
lvsilina@mail.ru

«Вообразите школу – где у детей есть пространство, чтобы быть самим собой… где педагоги и ученики живут в демократическом, самоуправляемом сообществе равных», – пишет один из учителей школы Саммерхилл Зоэ Редхед. А что, если этот идеал может быть вполне достижимым? Что, если предположить, что возможно создать те самые, необходимые, условия для развития каждого ребёнка, становления его личности? Что, если предположить, что такое возможно?

В районе Некрасовка города Москвы на протяжении пяти лет создавалась школа, где главным действующим лицом являлся именно ребёнок, имеющий необходимое пространство для творческого поиска, осмысления окружающего мира и самого себя. Развитие способностей к саморегуляции, диалогу, самовыражению в творчестве стало ведущим направлением педагогических усилий, облекшись в форму команды гимназического самоуправления. Безусловно, это лишь одна из форм, заключающая в себе саму тягу ребенка к лидерству, проявлению своего Я, творчеству, раскрытию креативного потенциала. Но именно такая форма позволила за короткий период осуществить запуск педагогической концепции воспитания творчеством и свободой.

А начиналось все с класса. Каждый класс был представлен в качестве команды, имеющей свой собственный имидж, свои необычайно интересные проекты, презентация которых стала неотъемлемой частью жизни школы. Из самых простых практик по оформлению класса к празднику, ведению своей собственной Книги рекордов класса и ежедневных записок на доске в стиле Селестена Френе «Что мне сегодня запомнилось? Каковы самые сложные и самые жизнеутверждающие сюжеты сегодняшнего дня?» формировалась самость каждого конкретного ребенка, а создаваемые условия самореализации личности находили зримое выражение. В основе этого движения в школьной жизни лежала одна простая идея – обеспечить выбор возможностей, которые бы позволили детям развиваться в их собственном темпе сообразно личностным интересам. Жизнь школы стала наполняться самыми разнообразными очень интересными для детей практиками. Это и организация авторских выставок, и диалоговые площадки на самые острые темы школьной жизни, и флешмобы, и радиопрограммы, и еще и еще масса других мотивирующих к проявлению творческой инициативы и индивидуальности практик. Постепенно школа стала настоящим городом: вместо привычных холлов появились творческие проспекты, а лестницы обрели названия «Философская», «Пушкинская», «Историческая». Важно то, что ребята почувствовали школу как свое пространство, где идеи приветствуются, а инициативы поддерживаются. Так рождалось самоуправление.

Сегодня команда школьного самоуправления «Гимназическая республика» воспринимается как общее дело всех ее участников, независимо от академической успеваемости, класса и возраста. 40 человек актива имеют два небольших кабинета, тьюторскую поддержку и бесконечное количество возможностей для креативных проявлений в дизайне, решении социальных задач, исследовательских вопросов и учебных кейсов. Ни одна из практик актива не ограничивается стенами школы. Мало того, что все классы гимназии по мере сил и возможностей участвуют в предложенной командой программе, так еще и детский сад, который является частью образовательного комплекса не отстает. Малыши с удовольствием участвуют в лего-конкурсах, математических занятиях, предложенных командой самоуправления.

Для обеспечения конкурентной среды, а также решения вопросов дальнейшей трансляции тех подходов, которые использовались и оказались весьма успешными в гимназии, мы подключили к проектным инициативам гимназии сетевое сообщество школ с громким названием «Некрасовская республика», объявив принципы диалога и сотрудничества в качестве ведущих образовательных принципов общего дела развития системы образования. Расширилось количество коммуникативных связей, а проекты масштабировались. Теперь ученики предлагали экопроекты по преобразованию свалки твердобытовых отходов в районе в парк культуры и отдыха, прокладывание велодорожек в Некрасовке по определенному маршруту, корректировку работы служб по созданию безбарьерной среды.

Родное место – класс, затем родное место – школа, затем родное место – район, а значит стало небезразлично, что происходит здесь и сейчас. Чувство ответственности формировалось вместе с реализацией ребятами проектов. Любое дело становилось нужным и полезным каждому. Так, в жизни школы воплощался еще один важный принцип. Он называется принципом сопричастности или принципом участия. «Дать детям жить в сообществе, которое поддерживается ими и за которое они отвечают; в котором они свободны быть самими собой и имеют реальную возможность (силы, право) изменить повседневную жизнь…», – эти слова А. Нилла стали реальностью, а наши поиски увенчались успехом.

Что такое школьное самоуправление сегодня? Это система организации внеурочных занятий детей, имеющая самую различную направленность: от художественно-эстетической до физкультурно-спортивной и педагогической. Традиционные практики работы: дни самоуправления, мастер-классы детей, участие в управляющем совете гимназии, выполнение социально-ориентированных проектов постоянно дополняются и обновляются. Развитие коммуникативной культуры, способности взаимодействовать в команде, принимать решения и нести за них ответственность — это перечень способностей, развивающийся в реализации проектов классов и команды, способствует профилактике девиантного поведения, являясь одновременно фундаментом безусловного роста академических результатов. Таким образом, реализуется стратегия сотрудничества и сотворчества всех участников образовательной политики школы, жизнь в которой – это всегда каждодневное открытие окружающего мира и самого себя.

Список литературы:

1. Каган В. Искусство жить: Человек в зеркале психотерапии. М.: Смысл, 2013.
2. Нилл А. Школа Саммерхилл – воспитание свободой. М.: АСТ, 2014.
3. Редхед З. Ньюман Школа Саммерхил как пространство самореализации // Школьные технологии. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 2001. № 2. С. 58–65.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.