Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

От команды класса к общешкольной команде: стратегия развития ученического самоуправления

«Вообразите школу – где у детей есть пространство, чтобы быть самим собой… где педагоги и ученики живут в демократическом, самоуправляемом сообществе равных», – пишет один из учителей школы Саммерхилл Зоэ Редхед. А что, если этот идеал может быть вполне достижимым? Что, если предположить, что возможно создать те самые, необходимые, условия для развития каждого ребёнка, становления его личности? Что, если предположить, что такое возможно?

Силина Лада Владимировна,
кандидат исторических наук,
директор
ГБОУ г. Москвы гимназии № 1595,
lvsilina@mail.ru

«Вообразите школу – где у детей есть пространство, чтобы быть самим собой… где педагоги и ученики живут в демократическом, самоуправляемом сообществе равных», – пишет один из учителей школы Саммерхилл Зоэ Редхед. А что, если этот идеал может быть вполне достижимым? Что, если предположить, что возможно создать те самые, необходимые, условия для развития каждого ребёнка, становления его личности? Что, если предположить, что такое возможно?

В районе Некрасовка города Москвы на протяжении пяти лет создавалась школа, где главным действующим лицом являлся именно ребёнок, имеющий необходимое пространство для творческого поиска, осмысления окружающего мира и самого себя. Развитие способностей к саморегуляции, диалогу, самовыражению в творчестве стало ведущим направлением педагогических усилий, облекшись в форму команды гимназического самоуправления. Безусловно, это лишь одна из форм, заключающая в себе саму тягу ребенка к лидерству, проявлению своего Я, творчеству, раскрытию креативного потенциала. Но именно такая форма позволила за короткий период осуществить запуск педагогической концепции воспитания творчеством и свободой.

А начиналось все с класса. Каждый класс был представлен в качестве команды, имеющей свой собственный имидж, свои необычайно интересные проекты, презентация которых стала неотъемлемой частью жизни школы. Из самых простых практик по оформлению класса к празднику, ведению своей собственной Книги рекордов класса и ежедневных записок на доске в стиле Селестена Френе «Что мне сегодня запомнилось? Каковы самые сложные и самые жизнеутверждающие сюжеты сегодняшнего дня?» формировалась самость каждого конкретного ребенка, а создаваемые условия самореализации личности находили зримое выражение. В основе этого движения в школьной жизни лежала одна простая идея – обеспечить выбор возможностей, которые бы позволили детям развиваться в их собственном темпе сообразно личностным интересам. Жизнь школы стала наполняться самыми разнообразными очень интересными для детей практиками. Это и организация авторских выставок, и диалоговые площадки на самые острые темы школьной жизни, и флешмобы, и радиопрограммы, и еще и еще масса других мотивирующих к проявлению творческой инициативы и индивидуальности практик. Постепенно школа стала настоящим городом: вместо привычных холлов появились творческие проспекты, а лестницы обрели названия «Философская», «Пушкинская», «Историческая». Важно то, что ребята почувствовали школу как свое пространство, где идеи приветствуются, а инициативы поддерживаются. Так рождалось самоуправление.

Сегодня команда школьного самоуправления «Гимназическая республика» воспринимается как общее дело всех ее участников, независимо от академической успеваемости, класса и возраста. 40 человек актива имеют два небольших кабинета, тьюторскую поддержку и бесконечное количество возможностей для креативных проявлений в дизайне, решении социальных задач, исследовательских вопросов и учебных кейсов. Ни одна из практик актива не ограничивается стенами школы. Мало того, что все классы гимназии по мере сил и возможностей участвуют в предложенной командой программе, так еще и детский сад, который является частью образовательного комплекса не отстает. Малыши с удовольствием участвуют в лего-конкурсах, математических занятиях, предложенных командой самоуправления.

Для обеспечения конкурентной среды, а также решения вопросов дальнейшей трансляции тех подходов, которые использовались и оказались весьма успешными в гимназии, мы подключили к проектным инициативам гимназии сетевое сообщество школ с громким названием «Некрасовская республика», объявив принципы диалога и сотрудничества в качестве ведущих образовательных принципов общего дела развития системы образования. Расширилось количество коммуникативных связей, а проекты масштабировались. Теперь ученики предлагали экопроекты по преобразованию свалки твердобытовых отходов в районе в парк культуры и отдыха, прокладывание велодорожек в Некрасовке по определенному маршруту, корректировку работы служб по созданию безбарьерной среды.

Родное место – класс, затем родное место – школа, затем родное место – район, а значит стало небезразлично, что происходит здесь и сейчас. Чувство ответственности формировалось вместе с реализацией ребятами проектов. Любое дело становилось нужным и полезным каждому. Так, в жизни школы воплощался еще один важный принцип. Он называется принципом сопричастности или принципом участия. «Дать детям жить в сообществе, которое поддерживается ими и за которое они отвечают; в котором они свободны быть самими собой и имеют реальную возможность (силы, право) изменить повседневную жизнь…», – эти слова А. Нилла стали реальностью, а наши поиски увенчались успехом.

Что такое школьное самоуправление сегодня? Это система организации внеурочных занятий детей, имеющая самую различную направленность: от художественно-эстетической до физкультурно-спортивной и педагогической. Традиционные практики работы: дни самоуправления, мастер-классы детей, участие в управляющем совете гимназии, выполнение социально-ориентированных проектов постоянно дополняются и обновляются. Развитие коммуникативной культуры, способности взаимодействовать в команде, принимать решения и нести за них ответственность — это перечень способностей, развивающийся в реализации проектов классов и команды, способствует профилактике девиантного поведения, являясь одновременно фундаментом безусловного роста академических результатов. Таким образом, реализуется стратегия сотрудничества и сотворчества всех участников образовательной политики школы, жизнь в которой – это всегда каждодневное открытие окружающего мира и самого себя.

Список литературы:

1. Каган В. Искусство жить: Человек в зеркале психотерапии. М.: Смысл, 2013.
2. Нилл А. Школа Саммерхилл – воспитание свободой. М.: АСТ, 2014.
3. Редхед З. Ньюман Школа Саммерхил как пространство самореализации // Школьные технологии. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 2001. № 2. С. 58–65.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.